Требования к технике монохромной покраски акварелью

Приемы технической покраски архи­тектурных чертежей монохромной аква­релью практически ничем не отличают­ся от аналогичных приемов тушевой от­мывки. Лессировка акварелью требует соблюдения определенных условий, при исполнении которых СОВЕТУЕМ: 1) применять акварель близких по цве­товым отношениям к тонам теплой (ко­ричневой) или холодной (голубоватой) китайской туши. Возможны следующие различные сочетания цветов: черная + умра + охра золотистая (теплые оттен­ки) или черная + умбра + нейтральтин (холодные оттенки); 2) для работы по­лученный интенсивный тон акварели разводят водой в нескольких сосудах с разными но силе тона растворами; 3) наслоение тонов акварельных растворол друг на друга (лессировку) производят чрезвычайно осторожно — после полно­го высыхания каждого предыдущего слоя, едва касаясь кистью бумаги (силь­ный нажим на кисть приводит к смыва­нию предыдущего слоя и образованию пятен); 4) необходимо помнить, что ак­варель не обладает свойствами китайс­кой туши, она легко смывается с бумаги после высыхания и не обладает анало­гичной с китайской тушью прозрачнос­тью. Из этого следует, что при лессиров­ке акварельными красками надо ограни­чиваться меньшим количеством слоев раствора; 5) там, где графическая прора­ботка изображения должна быть особен­но прозрачной, следует применять спо­соб акварельной покраски «по мокро­му»; 6) в зависимости от обстоятельств практиковать сочетание тушевой отмыв­ки с акварельной подкраской. Допуска­ется грунтовка чертежа тонким слоем акварельного раствора. Например, для достижения иллюзии яркой солнечной освещенности изображение грунтуется раствором стронциановой охры золоти­стой; северное, рассеянное освещение имитируется грунтовкой чертежа разве­денным раствором умбры или нейтрали-тина.

НЕ СОВЕТУЕМ: 1) производить подкраску, макая кисть непосредственно в ванночку с краской; 2) применять в архитектурной графике краски контрас­тных цветовых отношений; 3) использо­вать в покраске интенсивные растворы с выпадением красящих крупиц краски; 4) применять в работе «глухие* аква­рельные краски с непрозрачным, крою­щим слоем; 5) применять в работе аква­рельную кисть с жестким ворсом или щетинистым, неровным кистевым кону­сом.

4 Группа приспособлений для тональнойграфики

С их помощью методом аппликации моделируется тональная поверхность. К этой группе относятся летрасет, аппли-кативные пленки и листы бумаги, кол­лаж (см. рис. 17). Выше уже упомина­лись специфические особенности летра-сета, который так же, как и аппликация, и коллаж, находит все более широкое распространение в практике архитектур­ной работы и в обучении. С помощью этой техники можно сравнительно быс­тро моделировать тональное покрытие изображения. Следует учесть, что про­мышленность выпускает тангирные пленки различные по силе тона и града­циям от светлого к темному. Поэтому изображения, выполненные методом ап­пликации, суше и аскетичней аналогич­ных изображений, выполненных в от­мывке или покраске. Зная эти особенно­сти, можно направленно конструировать изображения из аппликативной техники в лаконичной, условной манере, заранее прогнозируя желаемый стиль и характер графики. Такие же особенности отлича­ют изображения с применением фото­коллажа. Использование летрасета, апп­ликации, коллажа в обучении требует на первых порах их ограниченного приме­нения в виде схем и графиков.

Требования к тональной графике с использованием летрасета, коллажа, аппликации

Последовательность работыс лет-расетом, коллажем, аппликацией.

Для исполнения изображения с ис­пользованием техники летрасета, апп­ликации, коллажа необходимо следую­щее: 1) исполнить линейное изображе­ние объекта в карандашной графике; 2) снять кальку с точной линейной копи ей исполненного изображения; 3) выб­рать технику моделирования тональных отношений исполняемого объекта; пе­ревести с кальки на листы летрасета (или листы тонированной бумаги, чер­но-белой фотографии) контуры дета­лей, которые будут затем закрываться плоскостями покрытий летрасетной пленки или апиликативных материа­лов, фотоколлажа; 4) точно вырезать контуры плоскостей каждой из модели­руемых в тоне деталей изображения; 5)последовательно перевести на изоб­ражение тональное покрытие с летра­сетной пленки (или закрепить с помо­щью клея детали апиликативных мате­риалов, детали фотоколлажа); 6) осмот­реть полученное изображение и при не­обходимости подправить острой брит­вой или макетным ножом кромки пле­нок, неточно соответствующих конту­рам изображений.

Техника использования летрасета, коллажа, аппликации, а) Переводить с пленками на бумагу рисунок летрасета надо с помощью тупозаточенного каран­даша или круглозаточенного окончания деревянной или костяной палочки. Сильно давить на пленку летрасета не рекомендуется.

6) Наклеивать детали аппликатив-ных материалов или фотоизображений с помощью негустого слоя ПВА или рези­нового клея; применение канцелярских клеев не рекомендуется.

в) При вырезании контуров аппликативных деталей учитывать, что кромка плоскости, вырезанная из толстого материала, даст тень на изображение,

г) Крупная фактура, рельефная тек­стура аппликативных материалов огрубляет изображение, путает его масштабность. В архитектурной графике применять пленки с такими свойствами не рекомендуется.

Любая графическая техника в проек­тной деятельности архитектора, обуче­нии не является самоцелью. С помощью графики архитектор выражает свои за­мыслы, графика служит инструментом развития способностей мыслить, сопос­тавлять, запоминать, изображать уви­денное, выражать в линиях, тоне, цвете свои фантазии. Если в линейной графи­ке отражаются очертания, основные и второстепенные членения, конструктив­ные и структурные особенности формы, то тональная графика отражает более сложные ее состояния — массу, факту­ру» текстуру, освещенность, пластичес­кие особенности, положение в воздуш­ном пространстве и т. д. Большая часть проектной документации изображается с помощью приемов линейной и тональ­ной графики, т, е. в графике монохром­ной. Особенности применения цвета имеют свою специфику, требуют специ­альных графических приемов и знания ряда правил и закономерностей исполь­зования цветной графической техники.

Наши рекомендации