Венера с яблоком. Фрагмент. 1813—1816 гг. Музей Торвальдсена, Копенгаген

*Ганимед — в древнегре­ческой мифологии прекрас­ный юноша, взятый Зевсом на Олимп, где он прислужи­вал богам на пирах.

**Иоанн Креститель (Предтеча) — в христиан­ской традиции провозвест­ник прихода Мессии -посредника между Богом и людьми, Спасителя челове­чества. Иоанн Креститель узнал Мессию в Иисусе Христе, пришедшем к нему принять крещение на реку Иордан в Палестине.

Венера с яблоком. Фрагмент. 1813—1816 гг. Музей Торвальдсена, Копенгаген - student2.ru

Бертель Торвальдсен.

Меркурий. 1818 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Венера с яблоком. Фрагмент. 1813—1816 гг. Музей Торвальдсена, Копенгаген - student2.ru

Бертель Торвальдсен.

Джордж Гордон Байрон.

Г.

Кембридж.

Венера с яблоком. Фрагмент. 1813—1816 гг. Музей Торвальдсена, Копенгаген - student2.ru

Бертель Торвальдсен.

Раненый лев. 1820—1821 гг.

Люцерна.

Для статуи Христа Торвальдсен вы­полнил шесть подготовительных ва­риантов, стремясь найти образ, гар­монично соединяющий величавую героику Зевса работы древнегрече­ских скульпторов с ясной и глубокой духовной силой Спасителя.

Начиная с 20-х гг. XIX в. Торвальдсена знала уже вся Европа. Ему наперебой заказывали памят­ники для разных городов. Статуи астронома Николая Коперника для Кракова в Польше (1822 г.), изобре­тателя книгопечатания Иоганна Гуттенберга для Майнца в Германии (1833 г.), поэта Джорджа Гордона Байрона для Кембриджа в Англии (1831 г.) своим традиционным ре­шением и обилием второстепен­ных деталей похожи на другие ев­ропейские памятники тех лет. Исключение составляет «Раненый лев» (1820—1821 гг.) в Люцерне (Швейцария) — памятник швей­царским гвардейцам короля Лю­довика XVI, погибшим во время Великой Французской революции. Это пещера в дикой скале, отделённая от зрителя небольшим водо­ёмом; в ней лежит израненный лев. Образ страдающего, слабеющего, но ещё чуткого и стойкого зверя удивителен по силе.

В 1838 г. Торвальдсен вернулся в Копенгаген и возглавил там Акаде­мию художеств. Скульптор завещал родине большую часть своего на­следия, которая легла в основу его мемориального музея.

ГОТФРИД ФОН ШАДОВ

(1764-1850)

Иоганн Готфрид фон Шадов, немец­кий скульптор, учился в Берлине; по­сещал Дрезден, Вену, Флоренцию и Рим, где познакомился с Антонио Кановой; путешествовал по Шве­ции, Дании и России. С 1788 г. он ру­ководил скульптурной мастерской в Берлине при дворе прусского коро­ля, в 1815 г. возглавил берлинскую Академию художеств.

Первая работа фон Шадова — гробница умершего в возрасте

восьми лет графа Александра фон дер Марка (1788—1791 гг.), выпол­ненная скульптором вместе с учи­телем — французским скульпто­ром Жаном Пьером Анри Тассаром (1727—1788). По средневековой рыцарской традиции умерший изо­бражён лежащим в воинских дос­пехах на саркофаге. Но в позе и облике юного графа столько трога­тельной непосредственности, что его шлем и меч кажутся игрушками; перед зрителем — заснувший за игрой ребёнок. Рельеф в нише над саркофагом изображает мойр: су­ровая старуха Атропос готова обор­вать едва начавшуюся нить жизни, молодая Клото умоляет пощадить мальчика.

Фон Шадов владел и строгим язы­ком монументальных форм — в 1789—1794 гг. он выполнил квадри­гу с фигурой Победы для Бранденбургских ворот в Берлине. Однако скульптору была ближе реалистиче­ская, почти бытовая трактовка об­разов, даже когда он работал над памятниками. Такова установленная

Венера с яблоком. Фрагмент. 1813—1816 гг. Музей Торвальдсена, Копенгаген - student2.ru

Наши рекомендации