Методические указания по проведению анализа архитектурного памятника

Приступая к анализу архитектурного памятника, следует знать, чтов архитектурных сооружениях имеются три главных составляющих: план, внутренне пространство (интерьер) и внешний объем (экстерьер). Описание архитектурного памятника начинается с его расположения и характеристики его плана, затем указывается строительный материал и анализируется композиция внешнего объема. Описываются уличный и дворовый фасады, их композиции, дверные и оконные проемы, балконы, декоративное убранство. На основании анализа делаются выводы о стиле и архитектурном направлении, и месте данного памятника в историко-архитектурном наследии города, села, региона1.

План анализа архитектурного произведения

– предназначение и функция сооружения;

– абсолютные размеры и соотношение с окружающей средой;

– избранный для строительства материал и особенности его образ­ного осмысления;

– план;

– конструкция и заложенные в ней идеи;

– масштаб здания (соотнесенность с размером человека, с окруже­нием);

– пропорции (соотношение частей здания между собой и их отно­шение к целому); ритм (пространства и массы, различных пространственных ячеек, членений конструкции, проемов и др.);

– фасады; композиционное решение; декоративное убранство; соотношение скульптуры и монументальной живописи с архитектурным произведением..

Анализ архитектуры требует или личного восприятия произведе­ния, или значительного количества наглядного материала пла­ны, разрезы, ландшафтные съемки, фотографии фасадов с несколь­ких точек зрения, фотографии интерьеров.

2Типологическая таблица памятников архитектуры:

  1. Памятники градостроительного искусства: исторические города, их части, участки древней планировки; архитектурные комплексы, ансамбли.
  2. Памятники жилой архитектуры (усадьбы купеческие, дворянские, крестьянские, доходные дома и т.п.)
  3. Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, библиотеки, больницы, учебные заведения, административные здания, вокзалы и др.
  4. Культовые памятники:храмы, часовни, монастыри, дорожные кресты.
  5. Оборонное зодчество: остроги, башни крепостные и др.
  6. Памятники промышленной архитектуры: заводские комплексы, корпуса, кузницы и др.
  7. Садово-парковые памятники, садово-ландшафтное искусство: сады и парки.

Список используемой литературы



  1. Баторевич, Н. И. Малая архитектурная энциклопедия: энциклопедия /Н. И. Баторевич, Т. Д. Кожицева.-СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.-703 с.
  2. Забалуева, Т. Р.История архитектуры и строительной техники: учебник /Т. Р. Забалуева.-М.: Эксмо, 2007.-733, [1] с., [152] л. цв. ил.: ил.; 24 см.-( Образовательный стандарт XXI ).
  3. Ильина, Т. В. Введение в искусствознание: [учеб. пособие для вузов] /Т. В. Ильина.-М.: АСТ, 2003.-206, [1] с.: ил; 24.
  4. Ковешникова, Наталья Алексеевна.Дизайн: история и теория: учеб. пособие /Н. А. Ковешникова.-М.: ОМЕГА-Л, 2008.-223 с.: ил.
  5. Описание и анализ памятников искусства: учеб. пособие /Федер. агентство по образованию, Алт. гос. ун-т; [авт.-сост. Т. М. Степанская].-Барнаул: Изд-во АГУ, 2007.-169, [1] с.: табл.
  6. Саваренская, Т. Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: [учеб. пособие по направлению "Архитектура"] /Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швидковский, Ф. А. Петров.-М.: Архитектура-С, 2006.-390, [1] с.: ил.

Татьяна Витальевна Пойдина

Методические указания

по выполнению

самостоятельной работы по дисциплине

«История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна»

инцип определения красоты изделия степенью соответствия его формы и функции.Охарактеризуйте Веркбундкак художественно-промышленное объединение XX века в Германии. Выявитепредпосылки и задачи объединения, значениепрограммы, объясните принцип «эстетического функционализма» союза «Веркбунд».

Функционализм в Европе. В эстетике ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Функционализм, воплощенный в Баухаузе - идеологическом, производственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, на и всей Западной Европы, стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления - Вальтер Гропиус. Классический пример этого направления - здание Баухауза в Дессау (архитектор В. Гропиус, 1925-1926). Функционализм требовал строгого соответствия формы здания и его частей протекающим в нем производственым и бытовым процессам и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению. Также архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. Проанализируйте, как выстраивался художественный образ архитектурного произведения. Почему Функционализм был неоднозначным архитектурным направлением? Назовите принципы функционализма, почему они оказали решающее воздействие на последующее развитие современной архитектуры.

3. Выдающиеся личности Баухауза: творческий портрет. Подготовка презентации.

Перечень рекомендуемой литературы

Основная

1. Саваренская, Т. Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: [учеб. пособие по направлению "Архитектура"] /Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швидковский, Ф. А. Петров.-М.: Архитектура-С, 2006.-390, [1] с.: ил.

2. Ковешникова, Н.Дизайн: история и теория: учеб. пособие /Н. А. Ковешникова.-М.: ОМЕГА-Л, 2008. -223 с.: ил.

3. Согоян, Н. Ш.. Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий: [учеб. пособие по направлению 630100 "Архитектура"] /Н. Ш. Согоян.-М.: Архитектура-С, 2006. -380 с.: ил.- ( Специальность "Архитектура" /редкол.: Кудрявцев А. П. (гл. ред.) и др.)

Дополнительная

4. Витрувий Десять книг об архитектуре /Витрувий ; пер. [с латин.] Ф. А. Петровского.-М.: Архитектура-С, 2006.-327 с.: ил.

5. Забалуева, Т. Р.История архитектуры и строительной техники: учебник /Т. Р. Забалуева.-М.: Эксмо, 2007.-733, [1] с., [152] л. цв. ил.: ил.; 24 см.-( Образовательный стандарт XXI ).

6. Михаловский И. Б. Архитектурные формы в античности: научное издание /И. Б. Михаловский.-М.: Архитектура-С, 2006. -240 с.: ил., табл.

7. Рунге, В. Ф. История дизайна, науки и техники [Текст] : учеб. пособие для вузов : в 2 кн. : допущено УМО. Кн. 1 / Рунге, Владимир Федорович. - М. : Архитектура-С, 2006 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати, 2006). - 367 с. : ил.

8. Палладио, А.Четыре книги об архитектуре Андреа Палладио в коих, после краткого трактата о пяти ордерах и наставлений наиболее необходимых для строительства, трактуется о частных домах, дорогах, мостах, площадях, ксистах и храмах /Андреа Палладио ; в пер. И. В. Жолтовского. - М.: Архитектура-С, 2007.

9. Хилари, Френч. История архитектуры / Ф. Хилари. М.: «Издательство АСТ», «Издательство Апрель», 2003.

Наши рекомендации