Модуль IV. Архитектура и градостроительство Западной Европы XVII-XIXвв
Тема: Стиль барокко в архитектуре Италии XVII века [1, 3, 5, 9].Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, освоение наглядных материалов, овладение понятийным аппаратом, работа со словарями и справочниками, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование).
1. Барочные ансамбли в городах Италии XVII вв. Постройки арх. Д.Фонтана и К. Модерны. На основе изученного материала, обоснуйте, как мастера барокко решают проблему целостного городского ансамбля: коренная перепланировка частей средневекового города, применение строго симметричных осевых построений. Обратите внимание в градостроительной практике барокко не только сооружения и формируемое ими пространство площади становятся объектом архитектурной композиции, но и улица рассматривается как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Придавая улицам строго прямолинейные очертания, отмечая их начало и завершение площадями или эффектными архитектурными и скульптурными акцентами, зодчие барокко достигают большого богатства и разнообразия архитектурных мотивов и в то же время создают планировочную систему, упорядочивающую хаотическую застройку средневекового города.
Большие заслуги в области градостроительства принадлежат выдающемуся архитектору и инженеру Доменико Фонтана (1543—1607). Изучая архитектурное творчество Доменико Фонтана, следует обратить внимание, что архитектор прокладывает новые прямые улицы с таким расчетом, чтобы отдельные наиболее значительные ансамбли города оказались связанными между собой, образуя единую систему архитектурных акцентов.
Рис.27. Площадь дель Пополо в Риме. План.
Контрольные вопросы и задания: Почему созданная Фонтана трехлучевая система планировки города с почти театрализованным эффектом неожиданного раскрытия уходящих вглубь городских магистралей с единой точки зрения оказала сильнейшее воздействие на всю последующую практику европейского градостроительства? Какими средствами достигает Д.Фонтана пространственного эффекта композиционного единства и завершенности? Охарактеризуйте творчество выдающихся архитекторов эпохи барокко Л. Бернини и Ф. Борромини. Назовите принципы стиля барокко, воплощенные в сооружениях Бернини. Кто из архитекторов является создателем Пьяцца дель Пополо в Риме? Что представляет собой эта площадь? В чем новаторство этого архитектора? Какие градостроительные принципы барокко воплощены в этом ансамбле? Назовите особенности площади Навона в Риме? Какие Вам известны фонтаны, установленные в Риме в XVIIв.? Назовите фонтаны, их авторов, а также выявите характерные особенности этих сооружений? Какие характерные принципы стиля барокко воплощены в этих сооружениях? Проанализируйте наиболее известные архитектурные центры – Рим, Генуя, Турин, Венеция, Неаполь, Сицилия и их вклад в становление стиля барокко.
Тема 14. Архитектура Франции XVII- XVIII в.в. [1, 3, 9, 10, 11].Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, освоение наглядных материалов, овладение понятийным аппаратом, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование), подготовка презентации.
Подготовка виртуальной экскурсии: Планировочная композиция Версаля. В ходе изучения вопроса, изучите историю создания дворцово-паркового ансамбля, выявите этапы строительства, проанализируйте парковую планировку, охарактеризуйте основные элементы паркового комплекса. Назовите имена создателей дворцово-паркового ансамбля Версаля.
Вся парковая планировка подчинена единой оси, совпадающей с осью дворца. Перед его главным фасадом расположен центральный «водяной партер» с двумя симметричными водоемами. От партера лестницы ведут к бассейну Латоны. Далее центральная аллея, называемая на этом участке «Зеленым ковром», приводит к бассейну Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери Латоне. За бассейном Аполлона начинается Большой канал, имеющий в плане форму креста. В правой части Большого канала расположен район Трианона с павильоном Большой Трианон, работы Ж. Ардуэна Мансара. Солнце заходит за Большим каналом, таким образом даже природа связывается с планировкой Версаля. Культу солнца было уделено в убранстве Версаля особое место: ведь солнцем был назван сам король, бассейн бога солнца Аполлона находился в центре парка. По сторонам аллей находились боскеты стриженой зелени, в планировке парка был широко использован также прием так называемой «звезды» — площадки с радиально расходящимися дорожками. Обратите внимание, в парке было размещено много скульптур – мраморных и бронзовых; частично они были расположены на фоне стриженых боскетов зелени, частично в специально созданных сооружениях.
2. Подготовка виртуальной экскурсии: Планировка площадей второй половиныXVII в. (Вандомская площадь), Луврско-Тюильрийский ансамбль, ансамбль Дома Инвалидов. В ходе подготовки презентации обратите внимание, Вандомская площадь представляла собой новую интерпретацию темы парадной городской площади. Обрамляющие ее жилые, дворцового типа дома были объединены Мансаром едиными фасадами, что создавало впечатление площади, огражденной двумя симметричными большими зданиями.
Контрольные вопросы: Назовите выдающихся зодчих ФранцииXVII-XVIII в.в. Какова роль архитектора Жака Анжа Габриэля в формировании центра Парижа. Выявите особенности процесса формирования стиля классицизм в искусстве ФранцииXVIIв. Кто из архитекторов является автором Павильона часов, составляющего центральную часть западного фасада Лувра? Какими средствами достигается выразительность этого сооружения? Кто из архитекторов является создателем площади Согласия в Париже? Назовите особенности композиции площади? Охарактеризуйте роль этой площади в градостроительства города.