Транспортная структура поселка

Генплан поселка должен иметь органичную согласованность с планировочной организацией окружающей территории, землеустройством, внешней сетью транспортных и инженерных коммуникаций.

Сеть улиц, проездов, подъездов и пешеходных дорожек сельского поселения должна проектироваться как единая система, простая по начертанию, обеспечивающая кратчайшие связи основных зон и объектов поселка между собой, комфортные условия движения транспорта, пешеходов, инсоляцию зданий и уютный эстетически осмысленный фрагмент сельской среды.

Планировочным каркасом селитебной территории поселения являются улицы и площади. Они занимают от 12 до 20% территории поселка. Под улицей понимают полосу территории населенного места, ограниченную красными линиями кварталов. Кроме дорог и тротуаров по улицам прокладывают инженерные сети и наружное освещение, устраивают зеленые насаждения. Важно предусмотреть необходимое количество плоских спортивных сооружений, детских и игровых площадок, мест тихого отдыха взрослого населения.

Транспортные связи оказывают существенное влияние на архитектурно-планировочную организацию поселка. Улицы поселков подразделяют на главные, улицы жилых кварталов и хозяйственные проезды, ширина которых определяется из нормативного состава и размеров элементов, составляющих их поперечный профиль.

Поперечный профиль улицы складывается из проезжей части дороги, тротуаров, полос зеленых насаждений и резервных полос шириной вдоль красных линий. Резервные полосы используют для уличных фонарей и коммуникационных сетей. Ширину главных улиц поселка принимают 20-34 м, внутри селитебной зоны - до 23 м. Проезжую часть принимают в зависимости от количества полос движения обычно в пределах от 2,7 до 6,0 м - из расчета около 3 м на одну полосу движения. Ширина тротуаров должна быть кратной ширине одной полосы пешеходного движения - 0,75 м. Ширина полосы зеленых насаждений, размещаемая между тротуаром и проезжей частью дороги 4 - 5 м. Застройка улиц может быть сплошной, с разрывами между зданиями, с курдонерами, а также со свободным расположением зданий на участках. Характер застройки улиц жилой зоны во многом зависит от ширины приусадебных участков, выходящих на улицу. С функциональной точки зрения лучшей формой приусадебного участка является прямоугольник.

При проектировании уличной сети и тупиковых проездов необходимо учитывать следующее:

- движение внешнего транспорта намечают в объезд территории поселка;

- при шахматной системе улиц ограничивают количество перекрестков;

- предельный уклон улицы принимают не более 4 %;

- на пересечении улиц рекомендуется избегать острых и косых углов;

- направление улиц ориентируют по горизонталям рельефа;

- тупиковые проезды должны иметь длину не более 150 м с подъемом в сторону тупика и пешеходную дорожку.

Транспортная сеть поселка присоединяется к внешним магистралям не менее чем в двух местах. Проектирование индивидуальных гаражей и стоянок осуществляется из расчета 200 автомобилей на 1000 жителей, место на 1 машину - 25 кв. м.

Глава 3. Планировка и застройка жилой зоны

Планировочная структура поселка

Поселок городского типа должен представлять собой не только рациональное материально-функциональное объединение различных архитектурно-планировочных и пространственных структурных частей и элементов, но и архитектурную композицию, целостный ансамбль - гармоничное сочетание в едином художественном целом всех элементов селитебной зоны и природной среды. Очень важно выполнить функциональное зонирование территории, обеспечивающее размещение производственной зоны с учетом санитарных разрывов, господствующего направления ветров, рельефа местности, удобных транспортно-пешеходных связей с жилой зоной.

Решение центрального пространства как пешеходной зоны с размещением в ней: а) многофункционального центра обслуживания со всеми необходимыми учреждениями социально-культурного назначения; б) детского дошкольного учреждения и начальной школы, возможно объединенных с игровыми и спортивными площадками; в) пешеходных дорожек и лужаек с беседками для отдыха взрослого населения. Архитектурно-планировочная организация селитебной территории должна обеспечивать рациональное размещение жилой застройки, общественного центра, учреждений и предприятий обслуживания, уличной сети и зеленых насаждений общего пользования для обеспечения комфортного проживания людей и создания выразительного архитектурного облика населенного места. Для этого селитебная зона проектируется в виде единого архитектурно-планировочного и социального комплекса, образуемого кварталами и планировочными группами жилых домов с общественным центром (рис. 1).

Различают 4 типа застройки селитебной территории сельских поселений: строчная, групповая, квартальная и свободная. Эта застройка формируется следующими наиболее характерными типами жилых домов:

• индивидуальный жилой дом на одну семью;

• блокированный жилой дом на 2 семьи;

• блокированный жилой дом на 4 или несколько семей;

• секционный жилой дом высотой 3-5 этажей;

• дом гостиничного типа (коридорный или галерейный).

Транспортная структура поселка - student2.ru

Рис. 1. Примеры архитектурно-планировочной организации жилых групп

Размеры приусадебных участков, выделяемых около жилого дома (квартиры), целесообразно ограничивать 1200 м² при одно- и двухквартирных домах и 600м² - при блокированных. При необходимости для жителей поселка выделяется земля для огородов за пределами жилой зоны.

Архитектура сельской площади, улицы, сквера, парка в единстве с ландшафтной организацией, дизайном и технической эстетикой убранства должна обеспечивать комфорт и красоту поселка.

Жилая застройка поселка формируется следующими типами домов: усадебными, блокированными, секционными.

Дом усадебного типа предназначен главным образом для строительства в сельской местности и в малых городах. Наиболее характерным представителем этой типологической группы служит одноквартирный дом с земельным участком и надворными постройками (рис. 2.). Размер участка 600 - 1200 м². Он рассчитан на ведение развитого подсобного хозяйства одной семьей. Одноквартирный дом может быть одноэтажным, мансардным, двухэтажным, с квартирой в разных уровнях.

Транспортная структура поселка - student2.ru

Рис. 2. Примеры застройки усадебными домами

В блокированном доме каждая квартира имеет отдельный вход с уровня земли и примыкающий земельный участок. В отличие от усадебного блокированный дом может иметь до четырех этажей, если в нем предусмотрены расположенные друг над другом двухуровневые квартиры. Вход в верхние квартиры обеспечивается наружными лестницами. В связи с уменьшением приквартирных участков до 150 - 200 м блокированные дома дают довольно высокую плотность застройки (рис. 3).

Для секционного дома характерно объединение на каждом этаже нескольких квартир вокруг лестницы (три-пять этажей). Объемно-планировочный элемент, возникающий на основе одного такого узла, обычно называют секцией (рис. 4).

Транспортная структура поселка - student2.ru

Рис. 3. Примеры застройки блокированными домами:

а – однорядная;

б – тупиковая;

в – с курдонерами;

г – с петлеобразным проездом;

д – пример планировки и застройки поселка;

е – строчная застройка;

ж – смешанная застройка;

з – групповая застройка

Транспортная структура поселка - student2.ru

Рис. 4. Пример расположения квартир на этаже

Соединение нескольких секций дает многосекционный дом (рис. 5). Наряду с ним в застройке применяют и односекционные (так называемые точечные или башенные) здания.

Наши рекомендации