Тема урока: 15.2. Готический собор, его конструкция и интерьер — 2 урока
- Изменение функции городского (домского) собора и необходимость строительстве сооружений, способных вместить практически все население города.
- Появление в XIII веке новой конструкции собора:
- стрельчатые своды, позволяющие уменьшить распор;
- система нервюр — жестких ребер свода, выполнявшихся из особо прочного камня, и позволявших всю нагрузку свода на стены свести к нескольким опорам;
- отказ от массивной стены — основы романской конструкции;
- система контрфорсов и аркбутанов для поддержания нервюрных опор;
- замена стен между опорами красочными мозаичными окнами — витражами.
- Каноническая композиция западного фасада готического храма, впервые воплотившаяся в церкви Сен-Дени близ Парижа: две башни, три портала и три горизонтальных декоративных пояса.
- Собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже как эталон для готических мастеров. Его стройность и пропорциональность.
- Символика готического собора:
- нарочито языческое оформление внешнего вида здания по контрасту с божественным интерьером, химеры;
- огромное центральное круглое окно (роза) как модуль всей архитектурной композиции и как символ Небесного града Иерусалима, разное впечатление от розы снаружи и изнутри храма;
- символическое изменение света, окрашивающегося в различные цвета, во время прохождение сквозь витражи собора;
- богатые красно-синие гобелены в интерьере собора;
- черно-белый лабиринт (символ запутанного жизненного пути человека), выложенный из мрамора на полу собора.
- Малая готика. Церковь Сент-Шапель в Париже как священная часовня для особо почитаемой реликвии — тернового венца Христа.
- Вырождение готики в XV веке. Сильное облегчение конструкции и усиление декоративного начала. Пламенеющая готика.
- Кирпичная готика в Германии и псевдоготика XVIII - XIX веков.
Задания:
- Как сегодня архитекторы решают проблему размещения в здании больших масс народа?
- В какой из древних культур вы уже встречали такую композицию входа в храм: две башни и узкий вход между ними? О чем может говорить такое сходство?
- Строятся ли сегодня здания, у которых резко различаются внешний вид и интерьер?
- Приходилось ли вам сталкиваться с этим явлением в быту?
- Зачем нужно было помещать на крыше христианского храма языческих чудовищ — химер? Встречается ли подобное в архитектуре русских храмов?
- Почему в православных храмах никогда не встречаются окна в виде розы?
- Как бы воспринял средневековый горожанин-христианин легенду о Минотавре?
- Как вы думаете, почему лабиринт на полу храма должен быть обязательно черно-белым?
Тема урока: 15.3. Герб в культуре Средневековья — 1 урок.
- Назначение герба как знака отличия в рыцарской культуре. Проявление родовых традиций и личных качеств рыцаря в гербе.
- Главные составные части герба: щит, шлем, намет, щитодержатели, корона, девиз.
- Основные национальные формы щита: четырехугольные (испанский, французский), треугольный (нормандский), овальный (итальянский), с прихотливо вырезанным краем (немецкий).
- Деление щита на части и геральдические фигуры. Крест как геральдическая фигура.
- Употребление шлема преимущественно в личном рыцарском гербе и отсутствие его в гербах духовных лиц, в женских и городских гербах.
- Намет как полосы двуцветной ткани, спускающиеся со шлема на герб.
- Фигуры щитодержателей (животные или фантастические существа) и их происхождение из турнирной практики.
- Короны в гербах титулованной знати.
- Шифрованные и нешифрованные девизы. Девизы — боевые кличи. Их расположение на ленте или табличке под щитом.
- Металлы (золото и серебро) и цвета (финифти) в гербе. Независимость цвета в гербе от национальных, исторических или религиозных условий.
- Символика цвета в гербе:
- золотой — верховенство, величие, богатство;
- серебряный — чистота, радость и мудрость;
- белый — чистота, мир;
- пурпурный — высокородность и власть;
- красный — право, сила, мужество, любовь;
- синий — искренность, честь и верность;
- зеленый — свобода, радость, надежда;
- черный — постоянство, скромность, покой.
- Герб города. Отражение в городском гербе истории возникновения города, происхождения его названия и основных занятий его жителей.
Задания:
- Сравните символику цвета в геральдике и в иконе. Какие цвета трактуются почти одинаково, какие близки по значению, а какие – противоположны? С каким процессом это может быть связано? Можно ли считать одну систему цвета искаженным вариантом другой системы?
- Какие знаки отличия используются сейчас в различных организациях и обществах? Чем они отличаются от рыцарских гербов?
- Почему вдруг в средневековой культуре возникает такое количество типов крестов? Разве для этих стран недостаточно было одного католического креста? О каких процессах в христианском мире может говорить этот факт?
- О каких качествах духовного лица может говорить наличие у него герба, ведь у него нет нужды выступать на турнире под закрытым забралом?
- Из какой области средневековой культуры ЋпришлиЛ в геральдику фантастические существа? Вспомните, каких фантастических существ вы встречаете в современных романах-фэнтези? Почему они до сих пор интересны людям?