Тема урока: 15.2. Готический собор, его конструкция и интерьер — 2 урока

  • Изменение функции городского (домского) собора и необходимость строительстве сооружений, способных вместить практически все население города.
  • Появление в XIII веке новой конструкции собора:
    • стрельчатые своды, позволяющие уменьшить распор;
    • система нервюр — жестких ребер свода, выполнявшихся из особо прочного камня, и позволявших всю нагрузку свода на стены свести к нескольким опорам;
    • отказ от массивной стены — основы романской конструкции;
    • система контрфорсов и аркбутанов для поддержания нервюрных опор;
    • замена стен между опорами красочными мозаичными окнами — витражами.
  • Каноническая композиция западного фасада готического храма, впервые воплотившаяся в церкви Сен-Дени близ Парижа: две башни, три портала и три горизонтальных декоративных пояса.
  • Собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже как эталон для готических мастеров. Его стройность и пропорциональность.
  • Символика готического собора:
    • нарочито языческое оформление внешнего вида здания по контрасту с божественным интерьером, химеры;
    • огромное центральное круглое окно (роза) как модуль всей архитектурной композиции и как символ Небесного града Иерусалима, разное впечатление от розы снаружи и изнутри храма;
    • символическое изменение света, окрашивающегося в различные цвета, во время прохождение сквозь витражи собора;
    • богатые красно-синие гобелены в интерьере собора;
    • черно-белый лабиринт (символ запутанного жизненного пути человека), выложенный из мрамора на полу собора.
  • Малая готика. Церковь Сент-Шапель в Париже как священная часовня для особо почитаемой реликвии — тернового венца Христа.
  • Вырождение готики в XV веке. Сильное облегчение конструкции и усиление декоративного начала. Пламенеющая готика.
  • Кирпичная готика в Германии и псевдоготика XVIII - XIX веков.

Задания:

  1. Как сегодня архитекторы решают проблему размещения в здании больших масс народа?
  2. В какой из древних культур вы уже встречали такую композицию входа в храм: две башни и узкий вход между ними? О чем может говорить такое сходство?
  3. Строятся ли сегодня здания, у которых резко различаются внешний вид и интерьер?
  4. Приходилось ли вам сталкиваться с этим явлением в быту?
  5. Зачем нужно было помещать на крыше христианского храма языческих чудовищ — химер? Встречается ли подобное в архитектуре русских храмов?
  6. Почему в православных храмах никогда не встречаются окна в виде розы?
  7. Как бы воспринял средневековый горожанин-христианин легенду о Минотавре?
  8. Как вы думаете, почему лабиринт на полу храма должен быть обязательно черно-белым?


Тема урока: 15.3. Герб в культуре Средневековья — 1 урок.

  • Назначение герба как знака отличия в рыцарской культуре. Проявление родовых традиций и личных качеств рыцаря в гербе.
  • Главные составные части герба: щит, шлем, намет, щитодержатели, корона, девиз.
  • Основные национальные формы щита: четырехугольные (испанский, французский), треугольный (нормандский), овальный (итальянский), с прихотливо вырезанным краем (немецкий).
  • Деление щита на части и геральдические фигуры. Крест как геральдическая фигура.
  • Употребление шлема преимущественно в личном рыцарском гербе и отсутствие его в гербах духовных лиц, в женских и городских гербах.
  • Намет как полосы двуцветной ткани, спускающиеся со шлема на герб.
  • Фигуры щитодержателей (животные или фантастические существа) и их происхождение из турнирной практики.
  • Короны в гербах титулованной знати.
  • Шифрованные и нешифрованные девизы. Девизы — боевые кличи. Их расположение на ленте или табличке под щитом.
  • Металлы (золото и серебро) и цвета (финифти) в гербе. Независимость цвета в гербе от национальных, исторических или религиозных условий.
  • Символика цвета в гербе:
    • золотой — верховенство, величие, богатство;
    • серебряный — чистота, радость и мудрость;
    • белый — чистота, мир;
    • пурпурный — высокородность и власть;
    • красный — право, сила, мужество, любовь;
    • синий — искренность, честь и верность;
    • зеленый — свобода, радость, надежда;
    • черный — постоянство, скромность, покой.
  • Герб города. Отражение в городском гербе истории возникновения города, происхождения его названия и основных занятий его жителей.

Задания:

  1. Сравните символику цвета в геральдике и в иконе. Какие цвета трактуются почти одинаково, какие близки по значению, а какие – противоположны? С каким процессом это может быть связано? Можно ли считать одну систему цвета искаженным вариантом другой системы?
  2. Какие знаки отличия используются сейчас в различных организациях и обществах? Чем они отличаются от рыцарских гербов?
  3. Почему вдруг в средневековой культуре возникает такое количество типов крестов? Разве для этих стран недостаточно было одного католического креста? О каких процессах в христианском мире может говорить этот факт?
  4. О каких качествах духовного лица может говорить наличие у него герба, ведь у него нет нужды выступать на турнире под закрытым забралом?
  5. Из какой области средневековой культуры ЋпришлиЛ в геральдику фантастические существа? Вспомните, каких фантастических существ вы встречаете в современных романах-фэнтези? Почему они до сих пор интересны людям?

Наши рекомендации