Вторая группа инструментов для линейной графики

Эта группа состоит из следующих современных инструментов; графоса (самопишущей ручки с перовыми и трубчатыми насадками); фломастера (баллона с типографской краской, пи­тающей фетровый наконечник): рапидографа (самопишущей ручки с трубча-то-игольчатыми оголовниками); авто­матического карандаша с выдвижными тонкими грифелями, рейсфедера. Все эти инструменты приспособлены для изображения линий одной толщины. Только опытный график, манипулируя поворотом фетра фломастера или иглы рапидографа под разными наклонами и с разным нажимом, может выполнить линию переменной толщины. Как пра­вило, все названные инструменты (кро­ме фломастера) предназначены для черчения (рис. 11 — 13). Кроме того, от­личительной особенностью названной группы инструментов (кроме механи­ческих карандашей) является невоз­можность их исправления. Линии, про­веденные графосом, фломастером, ра-пидографом, рейсфедером очень трудно исправить, так как для этого требуется срезать изображение с бумаги или зак­рыть неправильно проведенную линию слоем белил. Такая особенность вы­нуждает графика работать с повышен­ным вниманием, четко контролировать себя, так как любая неточность приво­дит к искажению рисунка, снижению качества чертежа. В учебной графике эта группа инструментов часто исполь­зуется специально с целью развития внимания учащихся, приобретения на­выков точного выражения несколькими линиями сущности изображаемого предмета.

Циркульные кривые вычерчивают с помощью циркулей различной величи­ны и устройства. Комплект циркулей, измерителей, рейсфедеров и разнообраз­ных насадок называется готовальней. Современные готовальни имеют специ­альные приспособления, позволяющие вычерчивать кривые как с помощью рейсфедеров, так и с помощью оголов-ников ранидографа. Имеются готоваль­ни, комплектуемые различными насад­ками графоса (рис. 10).

Освоение навыков использования рейсфедера, фломастера, графоса, рани­дографа, тонкого автоматического ка­рандаша-микрографа целесообразно после освоения техники использования обыкновенного карандаша, пера, тонкой кисти, угля. В случае преждевременного знакомства с работой рапидофафом, фломастером неопытный человек ско­вывает сбои изобразительные навыки, стиль его графики становится сухим, примитивным. Это объясняется тем, что неопытный рисовальщик, используя в рисунке, чертеже линию одной толщи­ны, тем самым обрекает себя на выраже­ние творческих замыслов с помощью весьма ограниченных но выразительно­сти средств. В результате вырабатывает­ся грубая манера рисунка или чертежа, лишенная гибкости и точности примене­ния богатой гаммы средств линейной графики.

Требования к инструментам.

Рейсфедеры являются идеальными инструментами для вычерчивания пря­мых и кривых линий, составляющих ос­нову любого чертежного изображения. Изображение рейсфедера — чертежного инструмента с регулируемой винтом шириной развода лопастей металличес­кого пера — относится к XIII в. Позднее, в XV в. появляются несколько разно­видностей рейсфедеров с разной шири­ной лопастей, которые в зависимости от назначения инструмента имеют разнооб­разную кривизну профиля и остроту окончания. Разница формы оголовника рейсфедеров объясняется тем, что для вычерчивания тонких линий удобны не­большие инструменты с узким и острым окончанием лопастей; для вычерчива­ния толстых линий удобны инструмен­ты с лопастями широкими, с плоским округлым окончанием; для вычерчива­ния окружностей и кривых лучше всего подходят рейсфедеры малой и средней величины с клювообразным профилем загиба лопастей и т. д,

Качество рейсфедера определяется следующими требованиями: очертания лопастей инструмента при взгляде сверху и снизу должны быть симмет­ричными без асимметричного стачива­ния одной из сторон лопасти; при взгля­де сбоку концы лопастей инструмента должны быть одинаковой длины, т. е. одна из лопастей не должна выступать относительно другой (в этом случае рейсфедер царапает бумагу); лопасти рейсфедера не должны иметь заусенцев, острых выступов, зазубрин, перекосов. Дефекты лопастей рейсфедера устраня­ются затачиванием на мягком оселке (кругообразными движениями с легким нажимом). Заточка завершается зачист­кой поверхности лопастей мелкозернис­той наждачной шкуркой и суконкой. Навыки работы с рейсфедером заключа­ются в умении содержать инструмент в чистоте, заправлять его качественным раствором ту [пи {или гуашевон, темпер-поп краски) такого объема, который не приводит к вытеканию жидкости из по­лости лопастей, каплеобразным утолще­ниям в начале и в конце линии при со­прикосновении с бумагой или отрыве инструмента от плоскости чертежа. Не­обходима также выработка навыка пра­вильного держания рейсфедера в про­цессе черчения. Лучшее его положе­ние — вертикальное по отношению к плоскости бумаги или слегка наклонное в сторону движения инструмента. Вести линию необходимо плавно с одинако­вым нажимом на бумагу. При сильном нажиме лопасти рейсфедера расходятся, царапают бумагу, что приводит к утол­щению контура линий или образованию капель. Грубое обращение с инструмен­том способствует искривлению и стачи­ванию лопастей, является причиной не­произвольного и стенания раствора туши на бумагу.

Графос — перьевая насадка с руч­кой, снабженной внутренним резервуа­ром для туши (рис. 11). Специфика ра­боты с графосом мало отличается от аналогичных процессов с применением тонких рейсфедеров. Главное для каче­ственного использования графоса — это чистота его пера и подбор правильной густоты раствора туши. Излишне раз­бавленная тушь приводит к образова­нию капель, загустевший тушевой ра­створ быстрее засыхает, что ведет к зат­рудненному функционированию инстру­мента, прерывистым линиям, прочеркам н т. д. Требования к качеству начерта­ния липни с помощью графоса анало­гичны требованиям к технике владения рейсфедером — инструмент необходимо вести по бумаге строго вертикально к ее поверхности и без нажима. В процессе черчения плоскость пера, графоса, рейсфедера должна быть параллельной на­правлению изображаемой линии.

Ра ни до графы — самые распростра­ненные из выпускаемых в наше время чертежных инструментов. Рапплограф — самопишущая ручка с трубчато-игольча-тым оголовнпком.

Несмотря на общую схожесть прин­ципа устройства раппдографов имеются фирменные различия в конструкции и качестве материала трубчатого заверше­ния оголовника — поршня с иглой, креп­ления баллона для туши, форме корпуса, защитного колпачка и его деталей (рис. 12). Лучшими считаются рапидог­рафы такой конструкции, в которых при любых условиях работы игла с поршнем свободно перемещается в корпусе ого­ловника, исключено просачивание тупш в месте выхода трубки, все детали рапи­дографа легко разбираются и могут без затруднения подвергаться чистке и пос­ледующей сборке. Эти свойства легко выявляются в процессе непродолжитель­ной работы с инструментом. Если во вре­мя черчения рапидографом можно полу­чить ровные линии без прочерков и пе­рерывов, при встряхивании из оголовни­ка не каплет, игла свободно движется в трубке (о чем свидетельствует легкое по­стукивание поршня иглы внутри оголов­ника); то качество рапидографа вполне удовлетворительное. Если к тому же спе­циальная тушь для заправки рапидогра­фа долго не сохнет внутри инструмента, не образует загрязняющего слоя на внут­ренней поверхности оголовника и балло­на, инструмент после длительного пере­рыва моментально готов к работе, дает хорошее качество штрихов и линий, то вам досталась хорошая по конструкции модель инструмента.

Успешная работа с рапидографом за­висит от соблюдения ряда обязательных для всех видов конструкций правил. Ин­струмент в перерывах между работой СОВЕТУЕМ: 1) чисто промыть и очис­тить; в процессе работы периодически встряхивать для того, чтобы игла с пор­шнем свободно двигалась в трубке, без чего невозможно качественное выполне­ние линий; 2) заправлять рапидограф только специальной тушью, заливая ее в баллон в количестве не большем, чем требуется для одно-трехдневной работы (если излишки туши остаются в рапидог-рафе на долгое время, то тушь высыхает и инструмент засоряется); 3) в процессе работы постоянно протирать рабочие ча­сти инструмента чистой тканью.

При работе с рапидографом НЕ СО­ВЕТУЕМ: 1) сильно давить на трубча-то-игольчатую насадку, так как при этом портится инструмент, засоряется игла, царапается бумага;

2) заправлять баллон химической тушью или чернилами, так как в этом случае все части рапидографа нужно промывать сразу после окончания чер­чения; 3) пользоваться для разборки и сборки инструмента нефирменными от-иертками, прикладывать большие уси­лия при развинчи-ванни и завинчива­нии деталей с резьбой.

Рапидографы имеют па оголовннках маркировку, обозначающую толщину ли­ний, для начертания которых предназна­чен каждый инструмент. Маркировка обозначает диаметр рабочей трубчато-игольчатоп оконечности оголовника или в десятых долях миллиметра - 0, 1; 0, 2; О, 3; 0, 4; 0, 5; 0, 6; 0, 7; 0, 8; 1, 0; 2, 0 мм, или в сотых долях миллиметра, а имен­но - 0, 13; 0, 15; 0, 18; 0, 25; 0, 35 мм. Такая широкая гамма линий, получае­мых с помощью рапидографа, необходи­ма скорее в техническом черчении. В АГ для черчения особенно широко употре­бимы: для начертания тонких линий — 0, 1; 0, 13; 0, 15; 0, 18; 0, 2 мм; для начерта­ния средних линий — 0, 25; 0, 3; 0, 35 мм; для начертания толстых разрезных ли­ний — 0, 5; 0, 7; 0, 8 мм. Для заливки ту­шью поверхностей чертежного изображе­ния - 1, 0; 1, 2; 1, 4 мм (рис. 12).

В настоящее время разработаны спе­циальные составы тушевых заправок и специальные рапидографы с трубчатым окончанием из металлов особой закал­ки, которые позволяют наносить тушь на фото — и синтетическую пленку, ме­таллические поверхности, фанеру, орга­лит и пр. Инструменты для таких целей имеют специальную цветную и буквен­ную маркировку, которая повторяется и на флаконах специальной тушевой зап­равки. Употреблять такую тушь и рапи­дографы для работы на бумаге и кальке не рекомендуется.

Во время работы рапидограф следу­ет держать строго перпендикулярно по отношению к плоскости бумаги. В про­тивном случае трубчатая насадка стачи­вается, и инструмент царапает бумагу.

Приспособления, необходимые для работы с рапидографами:

рапидомат— специальное устрой­ство, предотвращающее засыхание туши в трубчато-игольчатом оголовннке рапи-дографов. Принцип действия рапидома-та основан на том, что оголовники рапи­дографа помещаются в специальные гнезда, нижние части которых располо­жены в герметичной полости с повы­шенной влажностью. Влажность герме­тичных полостей рапидомата обеспечи­вается специальной прокладкой из по­ристого пенопласта, смоченного водой. Ра-пидоматы на 3, 4, 5 и 8 гнезд выпус­каются как в виде частей, встроенных в футляры для хранения рапидографов, так и в виде автономных устройств, ус­тойчивость которых обеспечивается за счет утяжеления данной части рапидо­мата металлическими грузами;

угольники, лекала, линейки, пред­назначенные специально для работы с рапидографами и рейсфедерами, долж­ны иметь кромки с подсечкой. Такое ус­тройство препятствует затеканию туши под плоскость угольника, линейки, лека­ла. Лучшие образцы таких инструмен­тов изготавливаются из прозрачной пла­стмассы особой прочности.

Для стирания тушевых изображений с поверхности кальки и бумаги приме­няются специальные ластики —простые и с электроприводом (нечто вроде фре­зы, срезающей загрязненную поверх­ность бумаги).

Фломастеры— баллоны со стержнем из фетра. Фломастер ранее употреблялся как инструмент для маркировки тары. В 1950—1960-х годах выпускались фломас­теры только с толстыми фетрами. В 1970—1980-е годы промышленность ос­воила выпуск фломастеров с тонкими фетрами и маркировкой, аналогичной с рапидографам. В настоящее время фло­мастеры широко применяются в черче­нии и рисовании, хотя качество линий, полученных с помощью фломастера, от­личается своими особенностями — линия имеет нечеткие, расплывчатые границы, подплывает при работе на любой бумаге (кроме ватмана и кальки). Если рейсфе­дер, графос, рапи-дограф в процессе чер­чения необходимо вести перпендикуляр­но к плоскости бумаги, то для работы с фломастером это не обязательно. Флома­стером можно чертить и рисовать с лю­бым наклоном, чем достигаются разные по своей выразительности графические эффекты (рис. 13). Эти свойства флома­стера учтены и использованы в конст­рукции нового инструмента типа «вари-ограф», который представляет собой зап­равляемый специальной тушью инстру­мент с фетровыми игольчатыми оголов-никами толщиной 0, 2; 0, 3; 0, 5; 0, 7 мм. Длину фетра можно регулировать, при снашивании фетр можно заменять. С по­мощью вариографа удобно рисовать, на­носить на бумагу линии и штрихи с пе­ременным нажимом,

Тонкие автоматические карандаши ^микрографы» — инструменты, получив­шие особенно широкое распространение в конце 1970-х — начале 1980-х годов. С помощью этих инструментов осуществ­ляется подавляющая часть карандашной чертежной графики. Автоматические ка­рандаши имеют маркировку 0, 3; 0, 5; 0, 7 мм и т. д. Следует помнить, что тонкие графитные стержни, заправляемые в ав­томатический карандаш, очень хрупки, из-за чего необходимо осторожно регули­ровать длину грифеля при его выдвиже­нии из цанги. При любом жестком нажи­ме на грифель его конец обламывается.

Работа с автоматическим карандашом допускает держание инструмента на­клонно по отношению к плоскости бума­ги. Грифили микрографа выпускаются в нескольких вариантах мягкости — 2Н, Н; Г; В; 2В. Чертеж и рисунок, исполненные микрографом, отличаются особым изя­ществом и сдержанной простотой. Требования к бумаге:

а) при работе рейсфедером и флома­ стером нет особенно жестких требова­ ний к качеству бумаги. Желательно чертить на бумаге с плотной поверхностью (ватмане или картоне), но и на плохой бумаге с рыхлой, ворсистой поверхнос­тью рейсфедеры и фломастеры можно
применять для начертания линий. Чем ниже качество бумаги, тем шире и с более округлым окончанием должны быть лопасти рейсфедера, тем толще должен
быть фетр фломастера;

б) при работе графосом, рапидографом, вариографом, микрографом необ­ходимо особо обращать внимание на качество бумаги. Эти инструменты хоро­шо функционируют при черчении на бумаге с гладкой, плотной поверхностью (чертежном ватмане), специальной ка­рандашной и тушевой кальке, миллиметровке. На поверхность таких листов хорошо ложится тушь; перо рафоса, трубка рапидографа, тонкий грифель автоматического карандаша движутся без
затруднения, не царапая бумагу. Если пытаться работать перечисленными инструментами на бумаге с рыхлой, круп­нофактурной, ворсистой поверхностью, то перо графоса, трубчатоигольчатая насадка рапидографа засорятся, тушь идет с затруднениями, контуры линий
расплываются. Тонкие грифели автома­тических карандашей при работе на грубой бумаге обламываются.

Третья группа

Эта группа состоит из приспособле­ний, с помощью которых линейная гра­фика моделируется из готовых элементов. К этим устройствам относятся лет-расет, специальные трафареты и шабло­ны.

Летрасет — изображение линий, раз­личных фактур, шрифтов, деталей анту­ража и оборудования, нанесенное на ли­сты прозрачной бумаги методом декаль­комании {рис. 17, 2), Применение летра-сета экономит время, сообщает чертежу четкость, ясность, универсальность вос­приятия символики графической ин­формации. Однако специалист, приме­няющий летрасет, целиком зависит от качества линейного рисунка, воспроиз­веденного в промышленном образце. К сожалению, большинство образцов лет-расета по характеру линейного изобра­жения оставляет желать много лучшего. В обучении применение летрасета целе­сообразно только после освоения куль­туры линейной графики, воспроизведен­ной собственными руками.

Трафареты — листы из толстой пла­стмассы, пластмассовых пленок с выре­занными контурами изображений дета­лей оборудования; условных обозначе­ний, применяемых в техническом, кар­тографическом, архитектурном черче­нии; контуров окружностей, эллипсов и т. д. Трафареты значительно экономят труд чертежника, инженера, архитекто­ра, учащегося архитектурной школы, од­нако их использование целесообразно только при работе над графическими чертежами, где характер графики дол­жен быть предельно информативным с широким использованием условной символики, особым стилем огрубленной линейной графики в сравнительно тол­стых линиях. Эти приспособления ши­роко применяются в рабочем черчении, работе над техническими чертежами и схемами в архитектурной школе. В обу­чении к такому стилю графики нужно готовить целенаправленно. Навыки ком­позиционной работы, приобретенной на начальных этапах обучения в процессе рисунка, черчения с применением раз­личных простейших инструментов, фор­мируются в определенную культуру. Эти навыки позднее, на старших курсах архитектурной школы, способствуют грамотному, сознательному использова­нию летрасетов, трафаретов, шаблонов. Освоение приемов линейной графики является основой изобразительной культуры архитектора, учащегося архи­тектурной школы, за которым следует процесс овладения гаммой приемов то­нальной графики

Архитектурный шрифт.

Специфика шрифтового оформ­ления проектного чертежа

Шрифтовое оформление архитек­турно-строительных чертежей подчине­но определенным правилам и установ­кам ГОСТ 2. 304—81. Особенности стан­дартного оформления чертежей широко отражены в специальной литературе [17, 8] и требуют дополнительных разъясне­ний, Однако в практике архитектора доля чертежей, оформляемых согласно нормативам ГОСТа, существенна, но не исчерпывает всех вариантов чертежных, .эскизных и рисованных проектных и графических документов. В проектной работе часто возникают ситуации, требующие быстрого исполнения от руки с помощью карандаша, пера, рапидографа, фломастера, шрифтовых и цифровых таблиц, надписей и размеров. В любом случае архитектор должен владеть гра­мотой начертания шрифта, понимать особенности графического построения различных букв и цифр. Особенно необ­ходимы эти навыки в обучении. Уча­щийся архитектурной школы исполняет множество учебных заданий и расчет­ных работ, которые надо подписывать, снабжать размерами, масштабами и за­головками. Как правило, именно в архи­тектурной школе вырабатывается свой, индивидуальный стиль шрифтового оформления проектного чертежа. Одна­ко такое умение приходит не сразу. Кро­ме весьма существенных по своему зна­чению обычных сведений об истории развития шрифтовой культуры, стилис­тике латинского, славянского и русско­го шрифта студенту необходимо знать простейшие практические приемы и правила, на которых зиждется изобрази­тельная грамота шрифтовых и цифро­вых построений. Итак для того, чтобы грамотно оформить чертеж шрифтом и цифрами, необходимо знать нижеследу­ющие правила.

Пропорциональный строй различ­ных шрифтовых надписей.Прежде чем сделать любую надпись, необходимо рас­считать ее длину и высоту. Количество знаков в одной строке будет зависеть от пропорций букв избранной шрифтовой гарнитуры. На рис. 100, 101 показаны заглавные буквы разных гарнитур, впи­санные в строку одинаковой высоты. Ясно видно, что количество букв в стро­ке одной и той же длины зависит от про­порций буквенного строя каждой гарни­туры, Если пропорции букв близки к квадрату, то их количество в строке меньше, чем в случае более узких про­порций букв при аналогичной высоте шрифтовой полосы. Следует обратить внимание на разность начертания букв круглых (например таких, как О, Ф и С). букв, пропорции которых приближаются к прямоугольным (на— пример таких, как И, Н, М, П и т. д.), а также букв ост­роугольных (например, Л, А, Д) и асим­метричных (таких как Б, В, К, Ь, Ъ, Я и т. д.). Каждая из этих групп букв имеет свои особенности начертания и построе­ния. Например, при круглой форме букв О и С их верхний и нижний контуры слегка выходят за границы строки (см. рис. 100). Понимание этих особенностей помогает грамотно строить каждую бук­ву, правильно рассчитывать ритмический строй строки и слова.

Интервалы между буквами и слова­ми. Буквы прямые и наклонные.В шрифтовом оформлении чертежа большое значение имеет правильность расче­та интервалов между буквами и слова­ми. Буквы разной формы и пропорций по разному соседствуют друг с другом. Так, круглые буквы О и С располагают­ся не на одинаковом расстоянии от букв группы К, Б, В, Ь, Я или А, Л, Д и групп букв прямоугольного очертания— Н, П, И, М, Щ. В буквенных сочетани­ях КОН, ВОН, НОЖ, НОА, интервал между буквами КО, ВО, ОЖ, ОА наме­ренно уменьшается посравнению со стандартным интервалом между буква­ми ОН, ОН, НО. Следовательно, гра­мотное построение расстояний между буквами предполагает переменность ин­тервалов их разделяющих.

Можно сказать, что интервалы меж­ду буквами разных пропорций и очерта­ний пульсируют. Однако такое явление заметно лишь в строке с тесным распо­ложением букв (см. рис. 100). В строках с большой разрядкой между буквами рассчитываются интервалы не между границами очертаний каждой буквы, а интервалы между средними осями зна­ков. Если отдельные буквы или слова расположены в строке с ненормально большими интервалами, то зрительная связь между соседними элементами сло­ва или фразы теряется, их смысловое значение пропадает. Если расстояния между буквами могут быть переменны­ми, то интервалы между словами колеб­лются в диапазоне 1,5—2 интервала между буквами. Большая величина рас­стояния между словами может привести к потере зрительной связи между ними.

В оформлении архитектурного чер­тежа немаловажное значение имеет ди­намика шрифтовой надписи. В разных случаях употребляются шрифты с вер­тикальным или наклонным расположе­нием букв и цифр. И в том, и в другом случае требуется точная разметка не только интервалов между буквами, но и толщин их наклонных, вертикальных и горизонтальных составляющих элемен­тов (см. рис, 101 — 105). От того, на­сколько точно будет соблюдена толщи на элементов каждой буквы, зависит грамотное воспроизведение характера каждой шрифтовой гарнитуры. Есть шрифтовые гарнитуры» в которых все элементы букв (вертикальные, наклон­ные и горизонтальные) одной ширины, и есть шрифтовые гарнитуры, в которых вертикальные элементы букв толще, чем наклонные и горизонтальные (в буквах Щ, Ц, И, Н и т. д.), а в остроугольных буквах А, Л, Д не равны по толщине справа и слева относительно оси сим­метрии (см. рис. 102, 104). Особенности начертания каждой гарнитуры, легкость или массивность изобразительных эле­ментов, из которых состоят буквы, со­здают индивидуальный стиль шрифто­вой надписи.

Размер шрифтовой надписи, вели­чина и емкость строки шрифта, офор­мляющего чертеж.Основной ошибкой шрифтового оформления учебных чер­тежей является неверное определение размера и стиля заголовка, текстовых пояснений, размерных показателей имасштабов. Как правило, шрифт слиш­ком велик, некрасив по начертанию, но своей значимости конкурирует с изобра­жениями архитектурных проекций. Кор­ни этого недостатка кроются в непони­мании роли шрифтовых и цифровых по­казателей в композиции чертежа, эски­за, клаузуры. В архитектурной графике шрифт, как правило, лишь поясняет, до­полняет изображение архитектуры и по­тому имеет пределы разумной размерно­сти. На рис. 101 показаны строчки одно­го и того же шрифта, размеры которого по вертикали соответствуют нормативам ГОСТ 2. 304—81 и равняются, соответ­ственно, снизу—вверх 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28 и 40 мм. Иллюстрация дает ясное представление о величине шриф­товой надписи, количестве знаков в строке шрифта каждого размера, актив­ности восприятия шрифтовых изобра­жений разной величины. Вполне понят­но, что если в графической композиции присутствуют изображения архитектур­ных проекций, то шрифтовые надписи и пояснения должны лишь дополнять их, не претендуя при этом на самостоятель­ное значение.

Иллюстрация на рис. 101 дает пред­ставление о разумной для шрифтовой надписи высоте строки, емкости строки, исчисляемой в количестве знаков, тес­ной или свободной разрядке знаков в строке, а также размерах интервалов между строками по вертикали. Как пра­вило, высота строки в заголовках учеб­ных чертежей колеблется в пределах 7, 10 или 14 мм, высота шрифтовых пояс­нительных надписей и размеров в пре­делах 2,5; 3,5 и 5 мм, а размеры проме­жутков между строками но вертикали в пределах 2—5 мм. Для оформления учебных чертежей следует применять шрифт, все изобразительные элементы которого имеют одну линейную толщи­ну. Такая особенность архитектурного шрифта объясняется как удобством вос­приятия линейного изображения, так и удобством простейшего начертания букв и цифр такими инструментами, как ка­рандаш, рапидограф, . фломастер.

Наши рекомендации