Памятники архитектуры в Санкт-Петербурге

Среди стелющегося ландшафта шпили колокольни Петропавловского собора и Адмиралтейства задали образный алгоритм рукотворных невских панорам – господство горизонталей, подчёркнутое и обогащенное несколькими вертикалями. Эту специфику удалось сохранить. В число основных вертикалей еще при жизни Петра вошли башня Кунсткамеры и не высокий шпиль Троицкого собора. Со временем ниже по течению встали другие храмы – Исаакиевский, Благовещенский, Успенский – все это могло создать рыхлую композицию панорамы центра, если бы не классический ансамбль Биржи на Стрелке- акцентировал и закрепил ось форварда Невы. Вдоль университетской набережной – Академия художеств, Церковь успения Богородице, завершение панорамы – портик Горного университета. Свой вклад в формирование феномена – исторического Петербурга внесла доминантная система островов – Петроградской стороны. Формирование силуэта центральных невских панорам участвует лишь первая площадь Петербурга – Троицкая, с первым городским собором. С ее пространством связаны экзотический Кронверкский проспект огибающий дугой крепость, и прямой как стрела Каменноостровский проспект – главная ось петроградской стороны. Глубинное развитие невского центра в северо-западном направлении обеспечивает барочный Князь-Владимирский собор. Материковая(левобережная) часть города развивалась в «веерной» системе, расходясь от Адмиралтейской верфи. Вниз по течению возникали жилые кварталы, производства, складские зоны. Но позже сформировались – Сенатская и Благовещенская площади(не сохранилась). По другую сторону Адмиралтейства, вверх по Неве, широкую береговую зону занимали дома знати. Выше по течению крутую излучину Невы фиксирует – Вознесенский собор Смольного монастыря. А еще выше по течению мощным завершающим аккордом звучат храмы Александро-Невской лавры. Таким образом, главная ландшафтная ось Санкт-Петербурга – величавая Нева обозначена, зрительно обогащена выразительными архитектурными доминантами. Эти доминанты создали речной «каркас» города. Центральной частью этого каркаса является «невское» ядро города – Адмиралтейство, соседний Исаакиевский собор, Петропавловская крепость с собором и архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Композиционно-организующую роль в пределах исторического центра играют и «дуговые» связи – Мойка, канал Грибоедова, Фонтанка – естественные и рукотворные – Садовая улица, цепочка Литейный-Владимирский_загородный_1-я Красноармейская-Троицкий проспект, а так же улица Марата. На канале Грибоедова – Спас на крови и никольский Морской собор. Доминанты Садовой улицы – Инженерный замок. Обширная территория между Невским проспектом, Фонтанкой и Невой – зона привилегированного строительства, поэтому здесь возникли дворцы, сады, парки, проводилось благоустройство, осушались болота, регулировались русла рек. Здесь и появилась первая гранитная набережная Невы – Дворцовая, застроенная богатыми каменными зданиями, включая императорский Зимний дворец. Параллельно набережной – первая каменная улица – Миллионная, а так же взаимосвязанная система открытых пространств – от Марсового поля до Сенатской площади Особое архитектурно-пространственное символическое значение имеет «прорыв» с проспекта на Дворцовую площадь через «поворотную» арку здания Главного штаба. Площадь Александра невского не имеет выразительной архитектурной доминанты, но открывает неожиданный вид на Неву. Определенность южной границы исторического Петербурга обеспечил восьмикилометровый Обводный канал, вдоль которого сформировался промышленный пояс, предохранивший остальную часть города от агрессии производственного строительства.


28.Понятие «памятник градостроительного искусства»

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты значения.

Памятник архитектуры (градостроительства) - недвижимый или движимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение и взят под охрану государства.

К памятникам архитектуры и зодчества могут относятся: архитектурные ансамбли и комплексы; городские центры; кварталы; площади; улицы; сохранившиеся фрагменты древней планировки и застройки поселений; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества и связанные с ним произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства; природные ландшафты.
Многие памятники архитектуры после реставрации становятся привлекательными объектами коммерческой недвижимости.

В перечне исторических объектов, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации для обеспечения сохранности и надлежащего использования выявленного объекта культурного наследия», находится около 1100 объектов. При этом Федеральный Закон, в соответствии с которым создан данный законопроект, четко устанавливает, что при продаже памятника культурного наследия обязательными являются охранные обязательства. Соответственно, это становится обременением права собственности, согласно которому владелец памятника должен нести бремя содержания и сохранять объект культурного наследия. Говоря обычным языком, он не может изменять облика памятника, перестраивать его или достраивать, то есть совершать какие-либо действия, которые могут причинить вред и повлечь утрату памятником своего значения, которое было установлено при принятии его под государственную охрану.

Наши рекомендации