Ii. методы сравнительного анализа памятников архитектуры

7. Сравнение объемной композиции двух памятников проводится путем сопоставления планов, фасадов или разрезов, приведенных к общему масштабу. Очень эффективен прием наложения или совмещения планов, фасадов и разрезов; иногда при совмещении проекций двух памятников бывает полезно привести их к какому-либо общему размеру, например, к одинаковой высоте или ширине (в этом случае сравниваются также и пропорции памятников).

Возможно также сопоставление в целях сравнения перспективных изображений памятников в форме рисунков с натуры или фотографий. В этом случае рисунки или снимки должны быть сделаны в сходных ракурсах и с таких точек, откуда раскрываются характерные особенности объемно-пространственной композиции памятников. Следует проследить, чтобы по своим относительным размерам изображения памятников приблизительно сооетствовали соотношениям их размеров в натуре.

При всех случаях сравнительных сопоставлений различие памятников обычно выступает яснее, чем моменты их сходства. Поэтому необходимо графически подчеркнуть то, что сближает сопоставляемые объекты, например, идентичность композиционных приемов, аналогию в сочетании объемов, схожий характер членений, расположение проемов и т.д.

Завершить сравнение можно составлением обобщенных графических схем с подчеркнутым выделением тождественных или похожих элементов.

8. Построение типологических и эволюционных рядов (в форме таблицы или картотеки). Сравнение нескольких однотипных произведений архитектуры позволяет расположить их в едином типологическом ряду, построенном на основе хронологической или региональной группировки отдельных памятников. Требования к изображениям объектов, из которых выстраивается ряд, остаются такими же, как и при сравнении двух памятников (единство масштабов ортогональных проекций, сходство ракурсов перспективных изображений и т.п.

Любой типологический ряд (например, "Шестистолпные пятиглавые соборы в русской архитектуре ХV-ХVII в.в.") содержит и фиксацию эволюционных изменений данного архитектурного типа. Поэтому четко разграничить типологические и эволюционные ряды не представляется возможным. Если в типологическом ряду главным остается выявление многообразия основного исходного типа, то в эволюционном ряду прослеживаются изменения исходного типа во времени. Эволюционные ряды иногда строятся на основе исторических изменений облика одного памятника (например, "Основные этапы эволюции облика Спасского собора Мирожского монастыря в Пскове").

Необходимым этапом построения типологических и эволюционных рядов является составление рабочей картотеки. Картотека - универсальный метод сбора и систематизации материала, и студентам необходимо научиться им пользоваться. Суть метода состоит в изготовлении бумажных карточек произвольного формата, на которых выполняют схематические зарисовки анализируемых объектов (например, планов греческих и римских жилых домов). Каждая карточка должна представлять самостоятельную законченную единицу аналитически обработанного материала и вследствие этого должна иметь кроме изображений пояснительные надписи с указанием названия объекта, места и времени его постройки, а также источника (книги, альбома, увража и т.д.). Изготовленные в достаточном количестве карточки позволяют делать разнообразные варианты раскладок, которые и помогают составить типологический или эволюционный ряд.

9. Картографирование историко-архитектурных данных.
Метод картографирования, представляет собой дальнейшее развитие метода построения типологических и эволюционных рядов. Сущность метода состоит в расположении отдельных членов типологического и эволюционного ряда на географической карте страны или части света, соответственно местоположению отдельных памятников архитектуры. При этом на карте в условном масштабе могут изображаться различные проекции памятников или их частей, например, планы, фасады, разрезы, перспективные схемы, ордера, отдельные конструктивные элементы (своды, купола) и т.д. Подобный метод исследования позволяет выявить области распространения и региональную группировку отдельных архитектурных типов, наглядно показывает местные или национальные особенности архитектурных школ, помогает проследить процессы взаимовлияния отдельных архитектурных направлений, например, "Типологические варианты греческих периптеральных храмов в Малой Азии и в Великой Греции", или "Особенности деревянного народного жилища Беломорья, Карелии и Поволжья". Системой условных обозначений можно ввести те или иные хронологические градации в изображенные проекции памятников, и в этом случае составленная картограмма становится особенно наглядным отражением процесса реального исторического развития архитектуры.

ЛИТЕРАТУРА ПО МЕТОДИКЕ АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА

Наши рекомендации