Формирование модели бизнес-процессов верхнего уровня
Рис. 11.1.1. Позиционирование бизнес-процессов верхнего уровня в корпоративной архитектуре транспортной компании
При рассмотрении компании в целом описание исполняемых ею бизнес-процессов обычно начинают с уточнения направлений деятельности и представления бизнес-процессов верхнего уровня, играющего роль корневой модели в описании деятельности. Выделение и описание бизнес-процессов выполняется взаимосвязано с другими компонентами корпоративной архитектуры. При изменении бизнес-процессов взаимосвязано меняются все остальные элементы корпоративной архитектуры.
Рис. 11.1.2. Пошаговое построение модели бизнес-процессов верхнего уровня транспортной компании (пример)
Рис. 11.1.3. Компоненты модели бизнес-процессов верхнего уровня компании
Выстраивать модель бизнес-процессов верхнего уровня (рис. 11.1.2) рекомендуется по шагам:
1) выделить направления деятельности;
2) систематизировать бизнес-процессы в привязке к направлениям деятельности;
3) назначить владельцев бизнес-процессов;
4) уточнить сферы взаимодействия бизнес-процессов;
5) определить политику дальнейшей детализации описания.
Отраслевая принадлежность рассматриваемой компании отражается, в первую очередь, в описании направлений деятельности (продуктов и услуг). Систематизация бизнес-процессов верхнего уровня может быть основана на трехуровневой модели (рис. 11.1.3), включающей следующие основные компоненты (см. элемент 2.6).
Процессы управления – нацелены на управление деятельностью компании.
Основные бизнес-процессы – создают добавленную стоимость продукта; создают продукт, представляющий ценность для внешнего клиента; формируют результат, за который внешний клиент готов платить деньги; нацелены на получение прибыли.
Поддерживающие бизнес-процессы – создают инфраструктуру компании; клиентами являются основные бизнес-процессы.
Основные процессы «отстраиваются» от направлений деятельности, а поддерживающие – от основных. При такой политике моделирования число обособленных цепочек основных бизнес-процессов соответствует числу обособленных направлений деятельности. Поддерживающие бизнес-процессы понимаются как универсальные и одновременно направлены на все основные, да и управленческие процессы.
В качестве примера на рис. 11.1.4 показан макет блочной структуры модели бизнес-процессов верхнего уровня условной компании, оказывающей услуги (авиаперевозки, автоперевозки, смешанные перевозки…). Направления деятельности могут выделяться на разных уровнях детализации, что приводит к необходимости вложенных описаний бизнес-процессов и задания политики описания на каждом уровне вложенности. Процессы управления направлены на обеспечение целенаправленного взаимодействия на основные и поддерживающие процессы, деятельность компании в целом и по компонентам см. также элемент 8.8).
Рис. 11.1.4. Вариант макета блочной структуры модели бизнес-процессов верхнего уровня компании
Итак:
Выделяем направления деятельности.
По каждому направлению выделяем ключевые бизнес-процессы.
Формируем модель бизнес-процессов верхнего уровня.
Определяем ответственность руководителей и головных подразделений за разработку, организацию, исполнение и совершенствование бизнес-процессов.
Уточняем границы, входы и выходы (основных) бизнес-процессов.
Разрабатываем политику моделирования и регламентации бизнес-процессов.
Обучаем менеджмент и персонал процессно-ориентированным методологиям.
Выбираем пилотный бизнес-процесс и улучшаем его регламентацию.
Применяем специализированные программные средства для моделирования и разработки регламентов.
Применяем решения в практике работы, анализируем опыт, устраняем ошибки, развиваем компетенции.
Организуем постоянные аудиты и улучшения бизнес-процессов.
Расширяем зону применения процессно-ориентированных методологий.