Раннероманская («Оттоновская») архитектура на территории Германии
Подъем империи при Оттонах сопровождался ярким расцветом ис- ва, которое стало ранней стадией немецкой романики.
Опору для своего творчества немецкие мастера искали в первую очередь в ис- ве Каролингов.
Ведущее место в эпоху оттонов заняла строительная школа в Саксонии. Наиболее ранние постройки (крипты) сохранились в Кведлинбурге. Именно здесь начинают зарождаться важные черты романских сооружений: кольцевой обход и чередование опор.
В хорошей сохранности дошла церковь Санкт Цириакус в Гернроде. Имеет Т- образный план, плоское балочное перекрытие и 3 восточные апсиды. Имеет импоры. В интерьере базилики основным ритмическим мотивом стало чередование опор. Оно подчеркивало начала симметрии в плане.
Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа германской архитектуры стала, стала церковь Санкт Михаэль в Хильдесхейме. Она имеет двустороннюю ориентацию, симметрично расположенные трансепты и башни, порталы и окна. На востоке храм завершают три апсиды, в западной части - крипта и хор с обходом. Поражает исключительная точность пропорций, ясная композиция, мудрая простота, сочетание объемов. Отчетливо прослеживается попытка найти единый модуль архитектурных масштабов. Им стал квадрат средокрестия, который повторяется и модифицируется в основных компонентах плана.
Архитектура западных областей стала приобретать значение на пороге ХI столетия. В Кельне построили церковь Санкт Панталеон – однонефное здание с низким восточным трансептом и величественным вествергом. Вторая постройка- церковь Санкт Мария им Капитоль.
В Вестфалии была построена капелла Санкт Барталомеус. Она перекрыта куполом и имеет нефы одинаковой высоты.
Церковь Лимбурге – на – Харде и собор в Шпейере своими внушительными размерами утвердили престиж императорской власти.
Оттоновская скульптура и ДПИ
Кельн был известен своими ювелирными изделиями. Это выносные кресты, урашенные драгоценными каменьями и эмалью.
Оттоновская эпоха по – своему перерабатывала в скульптуре полученные из вне художественные импульсы. В немецкой скульптуре Х – первой половины Хl века на передний план выходит драмма человеческих чувств и поступков. Мастера отдают предпочтение сценам грехопадения, изображению крестного пути и распятия, скорби об умершем. Скульптура обращалась к широкому зрителю. Она несла в себе проповеднический пафос и, взывая к многолюдной аудитории, не могла игнорировать ее взгляды. Пластика вбирала в себя черты народной веры и проникалась тем острым реализмом, который подкупает в созданиях ваятелей того времени.
Два памятника наиболее выразительны: «Распятие Геро» в Кельне и бронзовые двери церкви Санкт Михаэль в Хильдесхейме. «Распятие Геро» играло роль реликвария.
Над дверями, как полагают, трудилось два скульптора. На хильдесхеймских дверях представлены основные эпизоды Ветхого и Нового заветов. Эти двери- наглядный образец средневековой «библии для не умеющих читать». Грехопадение, братоубийство и искупительная миссия Христа изображены с наглядной назидательностью. В сценах Ветхого завета господствует динамика. Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногам, наполовину утопленные в нейтральном фоне с элементами весьма условно переданного пейзажа, человеческие фигурки необычайно подвижны и деятельны.
Оттоновская миниатюра
Изобразительное ис – во наиболее ярко проявилось в книжной миниатюре. Богато украшенная книга считалась в то время первостепенным и благочестивым даром. Заказчиками рукописей были императоры, но в большей части прелаты. Главным образом составлялись и переписывались литургические книги – Евангеларии, Сакраментарии, Лекционарии, а так же Пластири. Миниатюристы питали склонность к обширным повествовательным циклам и помпезным композициям.
В центре внимания стояла человеческая фигура, пейзаж сводился к нескольким символическим изображения или отсутствовал вовсе, его заменяли нейтральные, иногда золотые фоны. Иллюстрациям в книге отводились целые страницы, орнаментальные формы стали сосредотачиваться в инициалах. Композиции миниатюр обрели строгость. В репрезентативных миниатюрах усилилась экспрессия мимики и жеста. Кристаллизация стиля оттоновской миниатюры связана с деятельностью скриптория монастыря Рейхенау на Боденском озере. Можно предположить не меньшую роль епископского города Трира, важного центра монастырской реформы. На ряду с этими крупнейшими школами миниатюры активно действовали скриптории в Фульде, Корвее, Кельне и др.
Новая страница истории немецкой миниатюры была написана на протяжении первой трети ХI века. Стали значительную роль играть Эхтернах, Кельн, Регенсбург. В них усилилось воздействие византийских элементов, которые мастера перетолковывали на свой лад. В Этернахе создавали большие фолианты, расточительно украшенные миниатюрами. В Регенсбурге любили орнаментальные фоны и представительные сцены коронаций. Кельнские рукописи невелики по размеру. Кельнских мастеров влек к себе тип византийских фигур, живописность, колористическая насыщенность.