Сравнительный анализ памятников архитектуры

1. Брунов Н.И. Памятники Афинского акрополя Парфенон и Эрехтейон, издательство "Искусство", М., 1973.

2. Гуляницкий Н.Ф. Творческие методы архитекторов русского классицизма при разработке ордерных композиций, статья в сборнике Архитектурное наследство”, №22, М., Стройиздат, 1974, с. 30-52.

3. Гуляницкий Н.Ф. О своеобразии и преемственных связях ордерного языка в русской архитектуре, статья в сборнике “Архитектурное наследство”, №23, М., Стройиздат, 1975, с. 14-29.

4. Гуляницкий Н.Ф. О композиции зданий в ансамблевой застройке Москвы периода классицизма, статья в сборнике “Архитектурное наследство”, №24, М., Стройиздат, 1976, с. 20-40.

5. Максимов П.Н. О композиционном мастерстве московских зодчих начала ХV в., статья в сборнике “Архитектурное наследство”, №21, М., Стройиздат, 1973, с. 44-47.

6. Неизвестные и предполагаемые постройки В.И.Баженова, издательство АН СССР, М., 1951,.статьи И.Э.Грабаря.

7. Павличенков В., Ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря, статья в сборнике “Архитектурное наследство”, №10, М., 1958, с. 127-152.

8. Русская архитектура первой половины ХVIII века, исследования и материалы под редакцией академика И.Э.Грабаря, М., 1954, главы вторая (о Зарудном), седьмая (о Мичурине) и десятая (об Ухтомском).

9. Цирес А.Г. Искусство архитектуры, издательство Академии Архитектуры СССР, М., 1946.

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ.
От раннего христианства до конца XIX века.

Общие труды:

  • Faure E. Histoire de l’Art. L’Art médiéval. Paris, 1976.
  • Pevsner N. An Outline of European Architecture. London, 1948.
  • Steenbergen C., Reh W. Architecture and Landscape. (Munich): Ed. Prestel, 1996.
  • Арган Дж.К. История итальянского искусства. М., 2000.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий. История архитектуры. / Ред. Н.Ф. Гуляницкий, В.М. Предтеченский, Л.А. Серк. М., 1962.
  • Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.
  • Беляев Л.А. Христианские древности. СПб., 2000 (в серии «Византийская библиотека»).
  • Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т. 2. М., 2003.
  • Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
  • Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. и предисловие Ф.А. Петровского. М., 1936 (2006).
  • Всеобщая история архитектуры (тт. 3,4,5,6,7,10).
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. / Ред. Ц.Г. Нессельштраус. М., 1982.
  • Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
  • Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. М., 1937 (2006).
  • Рёскин Дж. Семь светочей архитектуры / пер. М. Куренной, Н. Лебедевой, С. Сухарева / науч. Ред. А. Раппапорт. СПб., 2007.
  • Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. От Витрувия до Катрмера де Кенси. М., 1995.
  • Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. Köln, Könemann, 2002.
  • Художественные модели мироздания. Т. 1. М., 1997. Т.2. М., 1999.
  • Цирес А. Искусство архитектуры. М., 1946.
  • Шуази О. История архитектуры. М., 1937 (и новые переиздания).
  • Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004.

ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА:

Раннехристианская архитектура:

  • Krautheimer R. Three Christian Capitals. Berkeley–Los Angeles–London, 1983.
  • Vita Patrum. Житие отцов, составленное св. Григорием Турским / пер. и предисл. отца Серафима (Роуза). М., 2005.
  • Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.
  • Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. М., 1996.
  • Краутхаймер Р. Три христианские столицы. СПб., 2000.
  • Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. М., 1999.
  • Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000.
  • Покровский Н.В. Памятники христианской архитектуры. М., 2000.
  • Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.

Византия:

  • Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т. 2. М., 2003.
  • Демус О. Мозаики византийских храмов / Пер. Э.С. Смирновой. М., 2001.
  • Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. К 100-летию В.Н. Лазарева. СПб., 2002.
  • Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. М., 2000.
  • Колпакова Г. Искусство Византии (в 2х тт.). СПб., 2004.
  • Тальбот Райс Д. Искусство Византии. М., изд. «Слово», 2002.

Раннее средневековье и романика:

  • Barral i Altet X. The Romanesque. Towns, Cathedrals and Monasteries. Köln, ed. Taschen, 2001.
  • Crozet R. L’art roman. Paris, 1992.
  • Vita Patrum. Житие отцов, составленное св. Григорием Турским / пер. и предисл. отца Серафима (Роуза). М., 2005.
  • Зубова М.В. Франция. Синтез искусств в романскую эпоху. // Художественные модели мироздания. Т. 1. М., 1997.
  • Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. М., 1999.Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. / Ред. Р. Томан. Köln, Könemann, 2001.

Готика:

  • Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1935.
  • Всеобщая история архитектуры. Т. 4. Л.,-М., 1966.
  • Всеобщая история искусств. Т.2, ч.I. М., 1960.
  • Готика. Köln, Könemann, 2001
  • Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М., 1934.
  • Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. М., 2000.
  • Лясковская О.А. Французская готика. М., 1973.
  • Мастера искусства об искусстве. Т. 1. М., 1966.
  • Муратова К.М. Мастера французской готики… М., 1988.
  • Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. М., 1964.
  • Панофский Э. Перспектива как символическая форма. СПб., 2004.
  • Художественные модели мироздания. Т. 1. М., 1997.
  • Цирес А. Искусство архитектуры. Художественный образ романских и готических соборов. М., 1946. С. 85-98.
  • Ювалова Е.П. Сложение готики во Франции. СПб., 2000.

Раннее Возрождение:

  • Wittkower R. Les principes de l'architecture à la Renaissanse. Paris, 1996 (или английские изд. с 1960 г.).
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000.
  • Всеволожская С.Н. Венеция. Л., 1970.
  • Всеобщая история архитектуры. Т. 5. М., 1967.
  • Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.
  • Данилова И.Е. Итальянский город XV века. М., 2000.
  • Жестаз Б. Ренессанс. От Брунеллески до Палладио. М., 2001. (см. иллюстрации).
  • Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. СПб., 2001.
  • Леон Баттиста Альберти. Десять книг о зодчестве. Пер. В.П. Зубова. Т. I. М., 1935. Т. II. М., 1937.
  • Леон Баттиста Альберти. М., 1977. Сборник. Ред. В.Н. Лазарев.
  • Маккаи Л. Мир Ренессанса. Будапешт, 1984.
  • Путятин Е.В. Итальянское Возрождение. Заметки об искусстве. М., 2002.
  • Ревзина Ю.Е. Инструментарий проекта. М., 2003.
  • Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции / пер. А. Герцык, ред. А.Г. Обрадович. СПб., 2007.
  • Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре. Пер. В.Л. Глазычева. М., 1999.

Высокое и позднее Возрождение:

  • Tamblè M. The Oratory of the Veneta Villa. Padova, 1999.
  • Wittkower R. Les principes de l'architecture à la Renaissanse. Paris, 1996 (или английские изд. с 1960 г.).
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000.
  • Барбаро Д. Комментарий к Витрувию. Пер. А.И. Венедиктова, В.П. Зубова, Ф.А. Петровского. М., 1938. Вступ. ст. и прим. В.П. Зубова.
  • Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. / Пер. А.Г. Габричевского. М., 1939.
  • Всеволожская С.Н. Венеция. Л., 1970.
  • Всеобщая история архитектуры. Т. 5. М., 1967.
  • Жестаз Б. Ренессанс. От Брунеллески до Палладио. М., 2001. (см. иллюстрации).
  • Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2х тт. СПб.-М., 2000.
  • Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб., 2001.
  • Маккаи Л. Мир Ренессанса. Будапешт, 1984.
  • Микеланджело. Стихотворения. Письма. СПб., 1999.
  • Микеланджело: Жизнь. Творчество. Сост. В.Н. Гращенков. М., 1964.
  • Палладио А. Четыре книги об архитектуре. Пер. И.В. Жолтовского. М., 1938.
  • Путятин Е.В. Итальянское Возрождение. Заметки об искусстве. М., 2002.
  • Ревзина Ю.Е. Инструментарий проекта. М., 2003.
  • Сочинения великих итальянцев XVI века. Сост., вступ. ст., прим. В.М. Брагиной. СПб., 2002.

Творчество Андреа Палладио:

  • Andrea Palladio. La Rotonda. Milano, 1990.
  • Puppi L. Andrea Palladio. Opera completa. Milano, 1995.
  • Puppi L. Palladio. Corpus dei disegni al Museo Civico di Vicenza. Milano, 1989.
  • Tavernor R. Palladio and Palladianism. (London, 1991).
  • Wundram M., Pape Th. Andrea Palladio. Architect between the Renaissance and Baroque. Köln, Taschen, 1993.
  • Wittkower R. Les principes de l'architecture à la Renaissanse. Paris, 1996 (или английские изд. с 1960 г.).
  • Барбаро Д. Комментарий к Витрувию. Пер. А.И. Венедиктова, В.П. Зубова, Ф.А. Петровского. М., 1938. Вступ. ст. и прим. В.П. Зубова.
  • Всеобщая история архитектуры. Т. 5. М., 1967.
  • Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994. (Т. 3, гл. "Виченца").
  • Палладио А. Четыре книги об архитектуре. Пер. И.В. Жолтовского. М., 1938.

Архитектура Барокко:

  • Millon H.A. The Triumph of the Baroque. Architecture in Europe 1600-1750. London, 1999.
  • Portoghese P. Guarino Guarini. Milano, 1956
  • Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
  • Барокко: архитектура, скульптура, живопись. Köln, Könemann, 2000.
  • Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 2004.
  • Всеобщая история архитектуры. Т.7. М., М., 1969.
  • Жизнь Бенвенуто Челлини. М., 1958.
  • История искусств стран Западной Европы от Возрождения до нач. 20 века: искусство 17 в. Кн.1. М., 1988; Кн.2. М., 1995.
  • Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989.
  • Локтев В.И. Барокко: от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). М., 2004.
  • Поццо А. Перспектива живописцев и архитекторов. Пер. А.И. Венедиктова. М., 1936.
  • Путятин И.Е. Идеальный ордер в архитектурной теории Нового Времени… М., 2002.
  • Свидерская М.И. Барокко XVII столетия… // Художественные модели мироздания. М., 1997.

Архитектура классицизма во Франции:

  • Fichet F. La théorie architecturale à l'âge classique. Bruxelles, ed. Pierre Mardaga, (s.d.).
  • Millon H.A. The Triumph of the Baroque. Architecture in Europe 1600-1750. London, 1999.
  • Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
  • Барокко: архитектура, скульптура, живопись. Köln, Könemann, 2000.
  • Брунов Н.И. Дворцы Франции XVII и XVIII веков. М., 1938.
  • Всеобщая история архитектуры. Т.7. М., 1969.
  • История искусств стран Западной Европы от Возрождения до нач. 20 века: Искусство 17 в. Кн.1. М., 1988; Кн.2. М., 1995.
  • Путятин И.Е. Идеальный ордер в архитектурной теории Нового Времени… М., 2002.
  • Спор древних и новых (в серии: «История эстетики в памятниках и документах). М., 1985.
  • Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. М., 1995
  • Шуази О. История архитектуры. М., 1937 (и новые переиздания). Т. 2. (Гл. 9: "Новая архитектура").

Английская архитектура XVII-XVIII веков.

  • Pevsner N. An Outline of European Architecture. London, 1948 (глава 7).
  • Summerson J. Architecture in Britain 1530-1830. London, ed. Penguin Books, 1989.
  • Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб., 2004.
  • Панофский Э. Идеологические источники радиатора “роллс-ройса” // Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб., 2004.
  • Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О. Градостроительство Англии XVII-XVIII веков: город и природа. М., 2001 (главы 2,3,6).

Неоклассицизм:

  • Ficacci L. Giovanni Batista Piranesi. Selected Etchins. Ed. TASCHEN, 2001.
  • Аркин Д.Е. Архитектура эпохи французской буржуазной революции. М., 1940.
  • Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры («Площадь Согласия», «Леду»). М., 1990.
  • Винкельман И.И. Избранные произведения и письма / пер. А.А. Алявдиной. М.-Л., 1935 (М., 1996).
  • Винкельман И.И. История искусства древности, малые сочинения / пер. и сост. И.Е. Бабанов. СПб., 2000.
  • Всеобщая история архитектуры. Т.7. М., М., 1969.
  • Неоклассицизм. Köln, Könemann, 2001.
  • Торопов С.А. Пиранези. М., 1939.
  • Швидковский Д.О. Чарлз Камерон при дворе Екатерины II. М., 2001 (глава I: Англия, Европа и Россия).

Неогреческий стиль, историзм, модерн:

  • Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры («Рождение и гибель Хрустального Дворца»). М., 1990.
  • Берсенева А.А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991.
  • Всеобщая история архитектуры. Т.10. М., М., 1972.
  • Гольдзамт Э.А. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. М., 1973.
  • Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1992.
  • Западно-европейское искусство второй половины XIX века / Ред. Б.Р. Виппер. М., 1975.
  • История европейского искусствознания: вторая половина XIX – начало XX века. М., 1969.
  • Кириченко Е.И. Эстетические утопии «серебряного века» в России // Художественные модели мироздания. Т.2. М., 1999.
  • Полевой В.М. Двадцатый век. М., 1989.
  • Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. М., 1989.
  • Уиттик А. Европейская архитектура XX века. Т.1. М., 1960.
  • Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М., 1990.

Составил доцент И.Е. Путятин

I. МЕТОДЫ МОНОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ:

1. Анализ конструктивных и тектонических систем, выделение стилеобразующих форм.

2. Анализ соразмерностей и пропорций.

3. Анализ метро-ритмических закономерностей.

4. Графическая реконструкция. Построение эволюционного ряда форм.

5. Построение архитектурных картин.

6. Анализ масштаба и масштабности.

II. МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ:

7. Сравнение объёмной композиции или стиля двух или нескольких памятников.

8. Колористический анализ.

9. Построение типологических рядов форм (в виде таблицы, складня, картотеки).

10. Картографирование историко-архитектурных данных с выделением направлений и школ.

Наши рекомендации