Компьютерная графика и пространственное моделирование жилого дома, 1987
скую работу на более высокий уровень по сравнению с использованием ручных графических форм.
Основная особенность М.г.ф. — ориентация проектировщика на труд не столько ремесленно-исполнитель-ский, сколько организационно-сценарный с подключением машин-«исполни-телей». М.г.ф. используют инструментарий системотехники с помощью матриц (явных, скрытых, шифрованных), предполагающих машинное тиражирование (печать разного рода, трафареты, шелкография, маски), проекции на экран, механический повтор и другие так называемые «М.г.ф.-1».
На базе М.г.ф.-I созданы новейшие системотехнические аппараты для манипулирования визуальными знаками реальной действительности, обеспечивающие непосредственное воспроизведение графического образа машинами (при программирующей роли человека). М.г.ф.-ll отличает возможность размерно-подвижного воспроизведения объектов действительности, одновременная документальная передача различных временных состояний объекта, раскрытие проявления объекта во времени, макширования (соединения) графических образцов и приемов и др. К М.г.ф.-11 относятся фотография, кино, телевидение, а также рентгенография, инфраграфия, фото-граммерия, голография и др. Эти технологии позволяют не только активизировать проектно-исследовательскую работу, не только реализуют модельные формы проекта, но и сами могут быть активной проектной формой (например, голография).
МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, учение) — совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
В качестве М. может выступать система операций на определенном оборудовании, приемы научных исследований и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т.д. Генетическими корнями М. восходит к практической деятельности: приемы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами мироустройства, с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности выступали в качестве источников методов мышления, а развитие и дифференциация последних (особенно в связи с развитием науки) в конечном итоге привели к учению о методах — методологии.
В дизайнерском творчестве М. представляет собой совокупность приемов, способов, целесообразных действий, направленных на упорядочение проектного процесса. М. отражает повторяемость приемов и путей дизайнерской деятельности, в М. закономерности создания проектной модели становятся правилами работы дизайнера.
МЕТОД И МЕТОДИКА В ДИЗАЙНЕ — порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, методика, художественный метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих установок до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели.
В общем случае термин «метод» подразумевает практический способ выполнения относительно узко очерченной работы; «методика» составляет совокупность разных способов, позволяющих решать широкий спектр профессиональных заданий дизайнера.
Особенностью М. и М. в Д. является нацеленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе роботы. Это означает, что М. и М. дизайнера должны содержать элементы, синтезирующие возможности и инженерно-технического, и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы.
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ в теории и практике искусства — система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства.
Категория М.х. была введена в эстетическую мысль в конце 1920-х годов и стала одним из основных понятий теории художественного творчества. М.х. вырабатывается каждым художником самостоятельно в ходе становления его мастерства и под влиянием его мировоззрения (системы эстетических, нравственных, философских и др. убеждений). Конкретное понимание М.х. — его основных элементов, характера связей, соотношения метода и стиля и т.д. — до сих пор вызывает серьезные разногласия. М.х. определяется то как «принцип образного отражения жизни», то как «критерий отбора и оценки художником явлений действительности», как «определенный способ образного мышления», как «способ художественного обобщения», «принцип эстетической оценки» и, наконец, «принцип воплощения действительности в образах искусства». И это объяснимо: поскольку структура искусства складывается из соотношения четырех основных компонентов — познания жизни, ее оценивания, преображения и знакового выражения полученной таким образом художественной информации, постольку М.х. должен содержать все четыре соответствующие установки. И те из них, что доминируют в творчестве данного мастера, будут определять особенности его творческого метода.
МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДЫ — варианты способов проведения научно-проектных работ.
М.и.в. разделяются на визуально-графические (фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический); вербальные (словесно-логические) — исторический, фиксационный, сравнительный, аналитический; предметные — абстрактно-модельный, макет-но-модельный, предметный, предметно-экспериментальный. По оснастке различают методы — визуальный, приборный, эксплуатационный, комбинированный; по месту проведения — мысленный, полевой, лабораторный, производственный, полупроизводственный; по способу ведения — конкретный (один объект), локальный (один метод), всеобщий (л-объектов), универсальный (л-методов).
МЕТОДИКА ДИЗАЙНА - соединение основополагающих принципов, методов и средств решения задач дизайна применительно к различным видам объектов проектирования.
М.д. включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им правила создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое, в свою очередь, обусловлено ведущей методической концепцией. Цель М.д. — упорядочить и систематизировать конкретную деятельность дизайнера с позиций общей концепции дизайна. М.д. задает основные категории проектной деятельности, разворачивает логику операционного процесса (формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и анализирует возможности конкретных средств и приемов проектирования в их взаимосвязи с типами и параметрами проектных задач. М.д. может иметь широкий или, наоборот, специализированный характер в зависимости от вида объекта или применяемых в дизайн-процессе средств (например, проектирование с помощью компьютера).
МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. methodos — метод и logos — понятие, мысль) — учение о структуре, рациональной организации методов и средств дизайнерской деятельности, высшая ступень представлений о методике в дизайне. М. является важнейшим компонентом этой деятельности, делая ее предметом осознания, обучения и рационализирования. Методологическое знание выступает как в форме предписаний и норм, фиксирующих содержание и последовательность определенных видов деятельности(нормативная М.), так и в виде описания фактически выполненной деятельности(дескриптивная М.). В обоих случаях основой его функции является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-либо объекта. Наиболее важными точками приложения М. являются: постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту изучения.
В дизайне обо вида М. находятся в процессе постоянного обновления, особенно дескриптивная часть, что объясняется ее особой ценностью для практической деятельности дизайнера. В настоящее время «описательная» М. более известна как «НОУ-ХАУ» (дословно «знаю как» — англ.) — свод эксклюзивных научно-технических, коммерческих и организационно-управленческих знаний и сведений, владение которыми обеспечивает определенные преимущества лицу или предприятию, их получившему.
«Н.-х.» не патентуется, но может передаваться другим лицам. Приобретение «Н.-х.» часто происходит одновременно с покупкой лицензии на выпуск дизайнерской продукции, что облегчает и удешевляет налаживание производства, обеспечивает участие специалистов фирмы-продавца в отладке и контроле производственных процессов. В дизайне «Н.-х.», как правило, связано с индивидуальной стороной творческой деятельности и отражает художественные начала «фирменного стиля» данного автора или дизайн-бюро.