Роберт вентури (1925 г.)

Роберт Вентури, лауреат Притцкеровской премии, один из идеологов постмодернизма. Учился в архитектурной школе Принстонского университета (1947—1950) и Американской академии в Риме (1954—1956). Работал в архитектурных фирмах О. Стонорова (Филадельфия), Э. Сааринена (Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган) и Л. Кана (Филадельфия). В 1964 г. открыл (вместе с Дж. Раухом) собственную фирму (совладелицей которой стала в 1967 г. и жена Вентури, Д. С. Браун). С 1980 г. – это фирма «Вентури, Раух & Скотт Браун». В последние десятилетия фирма активно занималась также выставочным и мебельным дизайном. С 1957 г. Вентури активно работает как педагог, будучи профессором Пенсильванского университета.

Его книги «Сложности и противоречия в архитектуре» (1967 г.) и «Уроки Лас-Вегаса» (1972 г.) наравне с работами Ч. Дженкса заложили теоретическую основу постмодернизма в архитектуре. Работы Роберта Вентури в современном архитектуроведении считают не менее значимыми и этапными для современной архитектуры, как для своего времени были работы Ле Корбюзье.

Из книги «Сложности и противоречия в архитектуре» можно выделить некоторые его высказывания:«Мне нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на все богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт присущий искусству. В наше время сложность и противоречивость были признаны всюду, только не в архитектуре, - от доказательства конечной несовместимости в математике до анализа Т. С. Элиотом «трудной» поэтики и определения Иозефом Альберсом парадоксальности свойств живописи. Архитекторы уже не могут позволить себе быть запуганными пуританским языком ортодоксальной современной архитектуры. Гибридные элементы мне нравятся больше, чем «беспримесные», компромиссные больше, чем «цельные», искривленные больше, чем «прямолинейные», неопределенные больше, чем «четкие», своенравные больше, чем «безликие», традиционные больше, чем «придуманные», противоречивые и двусмысленные больше, чем прямые и ясные. Я, скорее, за богатство значения, чем за ясность. Архитектура сложности и противоречий должна заключаться в ее целостности или в ее причастности к целостности, она должна скорее воплощать трудное единство обобщения, чем легкое единство исключения. Меньше не есть больше.

Ортодоксальные современные архитекторы в своей попытке порвать с традицией и все начать заново идеализировали примитивное и элементарное в ущерб разнообразному и усложненному. Рационализация во имя упрощения все еще имеет место, она является развитием великолепного парадокса Мис ван дер Роэ: «меньше - это больше». Архитектор Пол Рудольф четко раскрыл точку зрения Мис ван дер Роэ: «Все проблемы никогда не смогут быть решены… Для двадцатого века действительно характерно, что архитекторы очень строго отбирают те проблемы, которые хотят решать. Мис ван дер Роэ, например, создает прекрасные здания только потому, что игнорирует многие их аспекты. Если бы он решал большее количество проблем, его здания были бы значительно менее сильными» [3].

В архитектуре степени противоречия проявлялись и раньше, например, Вилла Савой Ле Корбюзье проста снаружи, но сложна внутри. То же можно сказать про монастырь Ля Туретт или Дворец Правосудия в Чандигархе. Многофункциональные здания существовали и раньше. Например, Понте Веккьио во Флоренции, проект Ле Корбюзье для Алжира, представляющий жилой дом и автомагистраль одновременно. Все они обладают заключенной внутри целого сложной и противоречивой иерархией масштаба и движения, массы и пространства. Имеются соображения, оправдывающие существование многофункциональных помещений так же как многофункциональных зданий. Помещение может служить многим функциям одновременно или в разное время. Например, Луис Кан предпочитает галерею, потому что она направленная и не направленная, комната и коридор одновременно.

Внедряя каркас и навесные стены современная архитектура отделила несущую конструкцию от ограждающей. «Двояко функционирующие» элементы зданий Ле Корбюзье и Кана - редкое явление в нашей архитектуре. Солнцезащитные устройства жилого дома в Марселе являются в тоже время конструкцией и балконами.

Проектирование снаружи во внутрь, так же как и изнутри наружу, создает необходимую напряженность. Поскольку внутреннее отлично от наружного, стена – линия перехода – становится явлением архитектуры.

Архитектура сложности и компромиссов не пренебрегает целым. Трудное целое в архитектуре сложностей и противоречий включает множественность и разнообразие элементов, находящихся в неустойчивых или слабо воспринимаемых взаимоотношениях. Что касается расположения частей, то такая архитектура поощряет сложные и контрапунктные ритмы, а не простые и одиночные» [2].

Сопоставляя Скарлатти и Битлз, Вентури говорит о вкусах современного человека, о том, что он одновременно может слушать классическую музыку и поп-музыку, а соответственно, что современный человек эклектичен во вкусах и предпочтениях. Вопрос, возникающий при этом у Вентури, заключается в том: «Почему тогда этому же человеку не может нравиться поп-архитектура? Ответ он видит в том, что человек цепляется за старомодные идеи об архитектуре в целом. Одна из этих идей заключается в том, что существует один доминирующий и верный канон вкуса в культуре и что любое искусство, в котором не следуют этому канону, – низшее.

Основные работы Р. Вентури 60-х – 80-х годов ХХ века.

Нагляднее всего идеи-концепции Р. Вентури проявились в его первых частных домах:

· дом для Ваны Вентури (рис. 2);

· Брант хаус (рис. 3);

· дом Карла Такера (рис. 4);

· Джонсон хаус (рис. 5) [4].

Это очень компактные многоуровневые дома для среднего класса американцев. В них присутствует все, о чем теоретически рассуждает Р. Вентури – многослойность пространства, практически нет перетекающих пространств, введение гипертрофированных скатных кровель, неожиданные решения оконных проемов и, как в доме Ваны Вентури, лестница «ведущая в никуда». Как говорил Р. Вентури, в доме должна быть тайна, непредсказуемость. На (рис. 6, 7) приведены варианты решений фасадов жилых домов, которые Р. Вентури назвал «поиск решения новых домов».

Музей искусств (рис. 8) – это анфилада многосветных залов, окруженных галереями. Вход в здание осуществляется через крытую уличную галерею, выделенную арочными проемами. В комплексе музея сочетаются объемы со скатными и плоскими кровлями. Некоторые стены имеют следы «как бы» заложенных проемов и активно орнаментированы различными по форме, цвету и фактурами отделочных материалов.

В 1983 году была построена по проекту Р. Вентури столовая Принстонского университета (рис. 9, 10). Здание столовой имеет поэтажное разделение на студенческую и преподавательскую зоны. Залы объединяются развитым блоком лестницы, которая может служить местом общения студентов. Планировка залов и примененная расстановка оборудования спроектированы с учетом особенности общения студентов и преподавателей. Предложены различные сочетания столов - посредине зала, около окон в эркере. На фасадах сочетается красный кирпич и белые сграфитто из геометрических фигур. Внутри помещений используется различного цвета штукатурка и элементы декора, напоминающие исторические образцы. В согласии с ними решены все осветительные элементы.

а роберт вентури (1925 г.) - student2.ru б роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

в роберт вентури (1925 г.) - student2.ru г роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

д роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

Рис. 2. Р. Вентури. Особняк для матери Вентури, Филадельфия, Пенсильвания, 1962 - 64 гг.:

а – фасад; б – перспектива; в – планы; г – фасады; д – интерьеры

а роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

б роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

в роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

Рис. 3. Р. Вентури. Брантхаус 1972 г.: а – фасад здания; б – разрезы; в – планы

а роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

б роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

в роберт вентури (1925 г.) - student2.ru г роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

Рис. 4. Р. Вентури. Дом Карла Такера, Нью-Йорк 1974 г.:

а – перспектива здания; б – развертка; в – разрез; г – планы.

а роберт вентури (1925 г.) - student2.ru б роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

в роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru г роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

д роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

Рис. 5. Р. Вентури. Дом Джонсон-Хаус, Вейл, Колорадо, 1977 г.:

а – фасад; б – рисунок; в – чертежи фасадов; г – разрез; д – планы

роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

Рис. 6. Р. Вентури. Поиски нового жилого дома: а – варианты объемного решения дома Ванны Вентури; б – жилой дом с неканоническим портиком; в – проект жилого дома в Нью-Джерси с использованием ордерных элементов; г – дом в Северном Делавэре; д – жилой дом Стоун-Крик, фасад со стороны реки (совместно с С. Айзенуром)

роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

Рис. 7. Р. Вентури. Жилой дом в Нью-Джерси с использованием ордерных элементов

а роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

б роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

в роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

Рис. 8. Р. Вентури. Музей искусств 1973 – 76 гг.: а – перспектива; б – фасад; в – планы

а роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

б роберт вентури (1925 г.) - student2.ru в роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

г роберт вентури (1925 г.) - student2.ru роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

Рис. 9. Р. Вентури. Гордон-Ву-холл, столовая, Принстонский университет 1983 г.:

а – фасад здания; б – фрагмент фасада; в – разрез; г – интерьеры

роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

роберт вентури (1925 г.) - student2.ru

Рис. 10. Р .Вентури. Гордон-Ву-холл , столовая, Принстонский университет 1983 г.:

планы этажей.

Наши рекомендации