Теория цветовой схемы Йоханнеса Иттена
История
13.Школа Баухауз была образована в Веймаре в 1919 в результате объединения Саксонской школы изобразительных искусств и Веймарской школы промышленного дизайна. Инициатором создания нового заведения был архитектор Вальтер Гропиус. Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноименный журнал (Bauhaus) и серию Баухауз-книг (Bauhausbücher).
В 1925, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау. Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руковдящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Й. Шмидт, Г. Штёльцль.
В 1933 школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауза, считая школу рассадником коммунизма).
.ГРОПИУС, ВАЛЬТЕР, (Gropius Walter) (1883–1969), немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы Баухауз.Огромное значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской П.БеренсаОбщеевропейскую известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде (1911–1916) и фабричный комплекс в Кёльне (1914). После Первой мировой войны он получил приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название «Баухауз», а в 1925 перенес ее в Дессау.
Одной из лучших работ Гропиуса считается построенное им в 1925–1926 здание Баухауза в Дессау. При почти полном отсутствии декора четко выявлена конструктивная основа сооружения. Эти черты характерны и для современного функционализма. Баухауз стал международным художественным центром. Гропиус стремился ввести там универсальную гибкую программу обучения, которая максимально содействовала бы развитию индивидуальных творческих способностей студентов. В 1928 Гропиус оставил пост директора Баухауза и переехал в Берлин.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов, после постройки театра в Йене, его внимание было обращено преимущественно на создание промышленных сооружений, дешевых жилищ для рабочих, кооперативных магазинов и домов. Стиль, в котором работал Гропиус, имел мало общего с неоклассицизмом – официальным архитектурным стилем нацистской Германии, поэтому в 1934 он был вынужден эмигрировать в Лондон, где вместе с М.Фраем основал собственную компанию, просуществовавшую три года.
В 1937 Гропиус переехал в США и стал профессором и заведующим кафедрой архитектуры Гарвардского университета, где преподавал до 1952. Среди его работ 1940–1960-х годов следует отметить Центр выпускников Гарвардского университета в Кеймбридже (Массачусетс) (1949–1950), здания университета в Багдаде (с 1960), здание посольства США в Афинах (1957–1961) и небоскреб авиакомпании «Американ эрлайнс» в Нью-Йорке (1958–1963). Гропиус написал несколько книг: Баухауз 1919–1928 (1938), Тотальная архитектура (1955) и Аполлон в мире демократии (1967).
3.
МЕЙЕР (MEYER) ХАННЕС (8.11.1889, Швейцария, Базель - 19.07.1954, Крочифиссиоди Савоса, близ Лугано), швейцарский архитектор, градостроитель, педагог. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1909 -1912). Преподавал в "Баухаузе" (учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии) и Дессау (1927-1928), преемник В. Гропиуса на посту директора "Баухауза" (1928-1930). Жил и работал в СССР (1930-1936), Мексике(1939-1949). В Москве – гл. архитектор Гипровтуза, Стандартгорпроекта, руководитель отдела городов с тяжелой промышленностью. Гл. архитектор Гипрогора, руководитель отдела для Восточной Сибири и Дальнего Востока. Автор и руководитель изысканий для проекта районной планировки Перми, генплана Перми, соцгородков в Рабочем поселке и Нижне-Курьинске (Закамске), проекта жилой зоны в Ижевске. Проф. и руководитель консультативного совета по жилищному строительству. Участник междунар. конкурсов на проекты Дворца Лиги наций в Женеве (1926-1927, третья премия), Дворца Советов в Москве (1931). Творчество Мейера определило градостроительную тенденцию в планировке промышленных городов Урала в 1930-е годы.
Людвиг Мис ван дер Роэ — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl. Работа в Германии
Павильон Германии в Барселоне
С 1912 по 1930 г. Мис работает как независимый архитектор в Берлине. В начале самостоятельной карьеры он изменил свою фамилию, объединив с помощью «аристократического» сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мис с материнской фамилией Роэ.
В 1911—1912 г. руководит строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Питера Беренса.
В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).
В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.
В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендгат (англ.) в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».
С 1930 по 1933 г. Мис по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз — сначала в Дессау, потом в Берлине.
[править] Работа в США
В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им — например, Краун Холл, здание факультета архитектуры — функционируют до сих пор.
Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.
Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом — в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.
В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.
[править] Малоэтажные дома
«Стеклянный дом»
В 1946—1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса — архитектора и художественного критика Филипа Джонсона - дом которого построен по принципу "слияния с природой": те же стеклянные стены, но зато тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструкции.
[править] Чикагские небоскребы
Сигрэм Билдинг
Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.
После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).
Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий — и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.
[править] Последние годы жизни и творческое наследие
Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго.
Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.
Теория цветовой схемы Йоханнеса Иттена
В 1961, швейцарский художник и учитель по цвету Йоханнес Иттен опубликовал свою " Теорию цвета", в которой описал как добиться гармонии цветов с помощью акцента на цветовом тоне. Из трех первичных цветов - голубого, пурпурного и желтого он создал круг цветовых тонов 12 цветов. Он отнес дополнительные цвета к двухцветной гармонии. Он также определил трехцветную гармонию цветовых тонов в вершинах равностороннего треугольника, четырехцветную гармонию в углах квадрата шестицветную гармонию в углах правильного шестиугольника и т.д. Его схема все еще полезна для понимания гармонии цветов. Йоханнес Иттен (1888-1967) — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог — получил всемирную известность как создатель первого учебного курса Баухауза, так называемого форкурса, который лег в основу преподавания многих современных художественных школ.
Выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Автор книги входит в известный список 100 дизайнеров мира.
Книга «Искусство формы» - это изложение системы подготовки художников, созданной Иоханнесом Иттеном для его знаменитого форкурса в Баухаузе, одной из самых новаторских школ искусства, архитектуры и дизайна XX века.
Обучение всех студентов в Баухаузе начиналось с форкурса Иттена. Оно было нетрадиционным. В своей книге Иттен пишет, что главной задачей он считал необходимость развить в будущих художниках, архитекторах, дизайнерах обостренное чувство формы и материала, научить творчески мыслить в любых ситуациях. Поэтому на его занятиях много внимания уделялось образному восприятию формы.
В книге подробно излагается его система специальных упражнений для начинающих художников, включающая в себя даже музыку и ритмические движения, чтобы научить их «входить в образ» формы. И только так, по словам Иттена, можно попасть в цель и штудия сможет превратиться в произведение искусства.
Иттен знакомит с основами профессиональной работы художников, для которых необходимо знать, что такое ритм и акцентные точки композиции, какова роль текстуры формы и материала, как видеть и передавать ее в изображении предметов и сюжетных тем, как пользоваться цветовыми контрастами и т.д.
Текст иллюстрирован большим количеством учебных работ, выполненных его студентами в Баухаузе и других школах, где Иттен продолжал развивать методы своего форкурса. Книга адресована художникам, архитекторам и дизайнерам самых разнообразных сфер деятельности.
Васи́лий Васи́льевич Канди́нский
(16 декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его бабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.
Москва. 1916. Третьяковская галереяПосле революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой.В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал свою автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 г. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся.В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.В 1939 г. Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер Кандинский 13 декабря 1944 г. в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности ("Ахтырка. Осень. Этюд", 1901; "Шлюз", 1901; "Старый город", 1902; "Синий всадник", 1903; "Берег залива в Голландии", 1904; "Мурнау. Двор замка", 1908). В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902; "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. 1902; "К городу",ок.1903). Баухаус. 1922-1933По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Он снова преподает и развивает свои идеи. Это касается, прежде всего, усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 году в сочинении Точка и линия на плоскости. Также Кандинский много работает и экспериментирует с цветом, применяя аналитическую базу и полученные выводы в преподавательской деятельности. Творчество Кандинского вновь претерпевает изменения: отдельные геометрические элементы все более выступают на первый план, палитра насыщается холодными цветовыми гармониями, которые, порой, воспринимаются как диссонанс, особо используется круг, как чувственный символ совершенной формы. "Композиция VIII", 1923 - главная работа веймарского периода. Наряду с концептуальными работами, в это время он создает богатые фантазией Маленькие миры для издательства "Пропилеи" и несколько камерных, "интимных" картин, таких как "Маленькая мечта в красном", 1925. Также Кандинский ведет лекционную и выставочную деятельность в США, основав вместе с Фейнингером, Клее и Явленским объединение "Синяя четверка".
В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинается в весьма благоприятных условиях: Кандинский и другие художники получают несколько свободных классов живописи, где они, помимо преподавания, могут заниматься собственным творчеством. "Желтое-Красное-Синее", 1925 - одна из знаковых работ, характеризующих этап "холодной романтики" в живописи Кандинского. "Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе, как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее - она - кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня - тем хуже для них..." В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). Эти идеи воплощаются в произведении "Желтый звук" и изобразительном сопровождении "Картинок к выставке" Мусоргского.
Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину "Причудливое", 1930, навевающую космически - египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников "дегенеративной".
7Ласло Мохой-Надь
(венг. Moholy-Nagy László,Ласло Вайс, 20 июля 1895, Боршод, Австро-Венгрия — 24 ноября 1946, Чикаго) — венгерский художник, теоретик фото- и киноискусства, журналист, одна из крупнейших фигур мирового авангарда первой половины XX века. 1917, после выздоровления оставлен в резерве в Будапеште. Начал посещать художественную школу, познакомился с представителями будапештского авангарда (кубизм, экспрессионизм), участвовал в нескольких групповых выставках. В конце 1919, после поражения Венгерской республики, переехал в Вену, затем в Берлин. Вошел в круг дадаистов, испытал воздействие К.Швиттерса, в архитектурных проектах развивал принципы конструктивизма. В 1923—1928 работал в Баухаузе. В 1924 познакомился с В.Маяковским, создал несколько его фотопортретов. Писал киносценарии, снимал короткометражные фильмы («Берлинский натюрморт», 1926).
Ласло Мохой-Надь. Коллаж Иштвана Хоркаи
Сотрудничал с берлинскими экспериментальными театрами (в частности, политическим театром Э.Пискатора). В 1934 эмигрировал из нацистской Германии в Амстердам, в 1935 — в Лондон, в 1937 — в США. В гитлеровской Германии его произведения фигурировали на известной пропагандистской выставке Дегенеративное искусство (1937). Мохой-Надь создал в Чикаго Школу дизайна, которой и руководил с 1939 до конца жизни (умер от лейкемии).
О.Шлеммер
Марка с репродукцией картины О.Шлеммера
Жизнь и творчество.Художественные работы Шлеммера охватывают огромный диапазон различных художественных стилей и направлений XX столетия, от форм геометрической абстракции и кубизма до классицизма в портрете или пейзаже. Приблизительно в 1913 году формируется то, что становится основной темой его полотен — изображение человеческих фигур которые, выполненные в геометрически абстрактной манере, выглядят на поверхости картины как некий причудливый орнамент. В созданных художником в 1914 году для Промышленной выставки в Кёльне произведениях настенной живописи ощущается влияние экспрессионизма.В 1920 году Оскар Шлеммер получает приглашение в Веймар, в Баухауз, где вначале руководит мастерской металлических изделий, а затем, с 1922 года — мастерской скульптуры. С 1923 года его художественный стиль подвергается сильному воздействию метафизической живописи (Pittura Metafisica). Число человеческих фигур на его картинах заметно уменьшается, они расположены на чётко разделённой поверхности полотна в некоем хореографическом построении, что является отражением универсальной гармонии. После приобретения в этот период ряда работ художника берлинской Национальной галереей и музеем Фолькванг в Эссене к О.Шлеммеру приходят признание и известность. Прославили также его работы в это же время в Баухаузе как театрального оформителя сцены и постановщика балетов. С 1929 и вплоть до её закрытия в 1932 году Шлеммер является профессором в Бреславльской Академии, начинавшийся с 1933 года контракт при Берлинской Объединённой школе искусств был отменён нацистами. В этот период меняется и художественный стиль мастера — формат произведений уменьшен, фигуры на них расположены ближе друг к другу, формы становятся мягче и более округлыми, изображены тёплыми, часто тёмными красками.В 1937 году О.Шлеммеру было запрещено участвовать в художественных выставках, а 5 его картин были выставлены нацистами при демонстрациях ими произведений так называемого «дегенеративного искусства». Ощущая финансовые трудности, художник работает теперь ремесленником в Штутгарте. Последняя его работа, серия «Оконные картинки» — 18 маленьких акварелей, на которых он бросает взгляд на освещённые окна соседских домов.
[
Альберс, Йозеф
Йозеф Альберс (нем. Josef Albers; 19 марта 1888, Ботроп — 25 марта 1976, Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — немецкий и американский художник и дизайнер.
Жизнь и творчество
Образование получил в Художественных академиях Берлина, Эссена. В 1919—1920 годах учился в Мюнхене, у Франца фон Штука и веймарском Баухаусе. В 1922 году он создаёт в Баухаусе новую мастерскую художественного стекла, а затем возглавляет там мастерскую мебели.В 1933 году художник эмигрирует в США, где занимается преподавательской деятельностью (в частности-возглавляет кафедру дизайна в Йельском университете). Творчество Й.Альберса вызвала интерес у представителей различнейших направлений американской живописи. В 1936 году Альберс вступает в Американскую ассоциацию абстракционистов. С 1949 года он создаёт серию «Структурные констелляции», ряд рисунков, при повороте которых изображение позволяет себя интерпретировать различным образом. Центральным фактором в живописи Й.Альберса является цвет, эта особенность перешла ещё от его занятий художественным стеклом. Цвет, по выражению самого мастера, был для него «релятивистским средством искусства». Вершиной его творчества считаются выходившие начиная с 1950 года серии картин маслом, графики и сериграфии под общим названием «Признание квадрата» (Homage to the Square).Наряду с художником Виктором Вазарели считается одним из основателей искусства оп-арт.
10Бройер Марсель Лайош
американский архитектор и дизайнер, лидер функционализма. Учился и работал в Баухаузе. В 1925 году изобрел мебель из стальных трубок, которая впоследствии определила стилистику конторской мебели во всем мире. С1937 до 1941 сотрудничал с В. Гропиусом. В своих работах стремится к функциональной чёткости композиции, к ясности структуры сооружений, к компактности планов и объёмов. Постройки Брёйера демонстрируют достижения и возможности современной архитектуры и отличаются пластической выразительностью, мастерским использованием конструктивных и художественных возможностей бетона. Еще будучи студентом в Баухаузе, он увлекался модернистскими экспериментами с дизайном мебели. По окончании Баухауза (1920-24) и работал в одной из его мастерских как живописец и скульптор. Здесь он сконструировал и первый вариант знаменитого трубчатого стального стула Брёйера. Одно из самых известных его произведений - стул из металлических трубок "Василий", конструкция которого навеяна формой велосипедного руля (это произведение было посвящено Василию Кандинскому, преподававшему в те годы в Баухаузе). В настоящее время стул выпускается фирмой "Кассина".
Кресла, стулья и табуреты Марселя Брейера из плавно изогнутых стальных трубок стали "визитной карточкой" стиля Баухауза. Эти предметы были моющимися, экономичными, в них подчёркивалась конструктивная сторона. Подобные металлические стулья проектировал и Мис ван дер Рое.
Образцы трубчатой мебели Брейера будучи выпущены миллионами экземпляров, давно заняли устойчивое место среди классики модернизма и надолго определила стилистику конторской мебели во всем мире.
Но не только стальная мебель принесла Брёйеру международную известность. В истории ему принадлежит место новатора в области дизайна интерьеров. Его проекты 1930-х годов из алюминия и древесины вдохновляли многие последующие поколения дизайнеров. С современной точки зрения, его легендарные проекты интерьеров кажутся не менее важными.
11 Герберт Байер
ерберт Байер (Herbert Bayer, 1900-1985) родился в Австрии 5 апреля 1900 года. Получив диплом архитектора, он продолжил обучение в Баухаузе — самой авангардной школе дизайна того времени. В Баухаузе господствовала установка «Искусство и техника — новое единство», которая предполагала влияние дизайна на процесс промышленного производства и соответствующую ориентацию художественного образования. Это вполне отвечало устремлением молодого Байера, и после окончания обучения он возглавил в Баухаузе студию типографского дела и рекламы. Одновременно он работал художественным директором популярного журнала моды «Vogue». В 1928 году Герберт Байер переехал в Берлин, где работал в области рекламы, дизайна, книгопечатания и фотографии. В 1930 годах фотография и фотомонтаж становятся основными средствами самовыражения художника, большинство его известных работ были сделаны именно в это время. В 1938 году Байер переехал в Америку, где в основном концентрируется на рекламе и дизайне. В 1943 году он получил американское гражданство. В течение своей карьеры Герберт Байер имел более 150 персональных выставок, его творчеству посвящено множество книг, статей, исследований и даже фильмов. Его работы — фотографии в том числе — хранятся более чем в сорока музеях Европы и Америки.
Марианна Брандт
автор множества серийно реализованных проектов, определивших внешние черты предметной среды интерьеров XX века. Среди ее работ посуда и светильники, мебель и детские игрушки. Она хорошо известна, как фотограф. В меньшей степени, как живописец и график. Но во второй половине двадцатых и начале тридцатых годов Брандт еще очень активно занималась фото-коллажами, и эти ее работы известны значительно меньше.Летом 1923 года Марианна Брандт попадает на выставку «Государственный Баухаус: 1919–1923», где экспонируются работы мастеров и студентов из Веймара. К этому времени Марианна была вполне образованным специалистом (диплом живописца Высшей школы изобразительного искусства Великого герцогства Саксония, курс по скульптуре, профессиональная работа, участие в выставках), но эта выствка переворачивает ее жизнь. Вернувшись в свою мастерскую, Брандт сжигает все свои работы, и 1 января следующего года официально становится студенткой Баухауса. При этом, несмотря на то, что она уже является дипломированным живописцем, Марианна Брандт начинает с самого начала — с базовых курсов. Она посещает занятия у Йозефа Альберса (Josef Albers), Ласло Мохоли-Надя (Laszlo Moholy-Nagy), Василия Кандинского (Wassily Kandinsky) и Пауля Клее (Paul Klee). Позднее Брандт будет объяснять свой приход в Баухаус еще и практическими соображениями: «Я оставила карьеру свободного художника и пошла в Баухаус потому, что двум живописцам (Марианна Брандт вышла замуж за художника Эрика Брандта в 1919 году) будет тяжело поддерживать постоянный приличный заработок исключительно одним только изобразительным искусством, за которое никто не платит. Но помимо этого Баухаус обладал для меня каким-то волшебным притяжением». С 1935 года ситуация продолжала ухудшаться.
Баухаус
Слово «Баухаус» в биографии почти автоматически закрывало перед ней любые возможности трудоустройства при Третьем рейхе. В 1939 году она участвует в конкурсе на дизайн обложки модного журнала «Новая линия», но ее имя оказывается лишь на семьдесят девятом месте, среди прочих участников…
Чуть больший интерес к Баухаусу возродился в ГДР в конце шестидесятых — начале семидесятых. Тогда в книге, посвященной Баухаусу, Марианне Брандт удалось опубликовать статью «Письмо к молодому поколению». В это же время окольными путями до Брандт доходят вести о том, что посуда по ее проектам выпускается в Италии, но т.к. ни о каком авторском вознаграждении из Италии в ГДР речи быть не могло, то и этот факт никак не повлиял на общую невеселую ситуацию.
Марианны Брандт не стало в1983 году, ей было 89. Многие предметы, спроектированные Брандт в 1920-е годы, до сих пор в производстве.
С 2005 года в городе Хемниц (Германия) проходит Международный конкурс им. Марианны Брандт для молодых дизайнеров, художников, фотографов. Цель конкурса — возрождение и поддержка традиций легендарного Баухауса.
1919
Бывшая Великокняжеская Школа изящных искусств в Веймаре официально объединяется со Школой искусств и ремесел. Новое учебное заведение получает имя «Государственный Баухаус Веймар». Вальтер Гропиус становится директором эволюционировавшего заведения. Официальной датой создания Баухауса считается первое апреля. И в апреле же Гропиус публикует свой «Манифест» (см. девятый эфир), положивший основу педагогическому и творческому методу Школы. Гропиус ратует за реформу всего художественного процесса в целом, и терпеть не может слова «стиль». Несмотря на декларацию в некоторой степени утопических целей, Гропиус целенаправленно стремится сделать Школу востребованной в практической проектной сфере. В этом же году он приглашает Лионеля Файнингера (Lyonel Feininger), Герхарда Маркса (Gerhard Marcks) и Йоаннеса Иттена (Johannes Itten) преподавать в новой Школе. Первыми мастерскими становятся ювелирная, книжная, текстильная и печатной графики. Архитектурные курсы пока идут факультативом. 1920
В октябре в Баухаус приходит Георг Мухе (Georg Muche). В начале учебного года к существовавшим мастерским прибавляются скульптурная, мебельная и мастерская монументальной живописи. Дальше — больше: мастерская по керамике открывается в Домбурге — в Веймаре не хватает помещений. В этот период баухаусовское расписание соответствовало стандартам профессионального ремесленного образования, и в конце каждого из курсов студенты должны были сдавать экзамен в ремесленной палате. С начала зимнего семестра вводится новая система преподавания — каждую из мастерских ведут два человека — специалист по технологиям «мастер ремесла» и художник «мастер формы». Такой подход точно воплощает заложенные в Манифесте тезисы о слиянии ремесла и искусства. Файнингер берет на себя мастерскую печатной графики, Маркс — керамику, а Иттен и Мухе осуществляют общее руководство. Иттен также ведет пропедевтику на первом курсе, занимаясь со студентами основами формообразования и материаловедения. Занятия Иттена нацелены на индивидуальную работу с каждым из учеников. Он вводит в обиход дизайн-образования задания по темам «ритм», «форма», «контраст». Пропедевтика Иттена на первых курсах продолжается вплоть до 1923 года.
В это же время Баухаус подвергается первым нападкам. Атаки носят идеологический характер, но разворачиваются на художественном фронте. Конфликт выносится на политическую арену, в прессу и, в конечном итоге, в земельное правительство Тюрингии. Школа, финансируемая из государственного бюджета, находится в положении зависимом от местных властей. Эти конфликты, вместе с изменениями в политическом курсе ставят существование Баухауса под угрозу. Возможно, это повлияло на решения Вальтера Гропиуса всеми силами стремиться к финансовой независимости учебного заведения.