Архитектура второй половины хх в.
АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.
ПОСТМОДЕРНИЗМ,
ПОПУЛИСТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Гг
Постмодернизм (постмодерн)—направление в архитектуре, возникшее в 1970-х гг., устойчивая оппозиция «современной архитектуре» (модернизму). Программным позициям авангарда (культ новизны, устремленность в будущее) постмодернизм противопоставляет слияние разных исторических традиций, принцип свободного комбинирования цитат, коллажа, культурных символов. Особенности этого направления объясняются эстетическим плюрализмом и широкими возможностями выбора. При этом, «черпая» из многих источников, постмодернисты сохраняют независимость. Постмодернизм культивирует обращение к историческим стилям прошлого, но, ставя их в непривычный контекст, он создает театрализованную эстетическую среду, в которую нередко входят элементы иронии и гротеска.
Постмодернизм вызвал интерес у архитекторов, которые искали пути повышения разнообразия и эмоционально-образной выразительности архитектурных решений.
Причины возникновения постмодернизма: углубление социальных противоречий; строительная деятельность переместилась в сферу индивидуального, частного жилища; снижение строительной активности привело к росту конкурентной борьбы между проектными и строительными фирмами; обострение борьбы за экологию, что оказывало влияние на архитектурное мышление.
В архитектуре постмодернизма нашли отражение идеи иррационализма. Сказывалось усиление антитехницистских настроений. Отмечалось повышение интереса к достижениям прошлых эпох, оживление ретроспективных тенденций.
Характерные черты и принципы постмодернизма:
1) восприятие здания как фрагмента среды;
2) создание архитектурной формы на основе ассоциативных заимствований и прямых цитат из истории архитектуры; архитекторы обращаются ко всему историческому наследию, не отдавая предпочтения какому-либо стилю, но не углубляются в изучение его принципов и основ
3) возрождение орнаментики как украшения.
4) использование в архитектурном декоре парадоксальных, гротесковых, ироничных элементов из классического арсенала (арка, замковый камень, колонна)
5) броская индивидуальность и отказ от массового строительства и стандартизации
6) принцип партисипации, т. е. соучастия потребителя в проектировании и реализации архитектурного замысла, образного решения; это позволяет учитывать вкусы потребителя, индивидуализировать решения.
Лозунг постмодернистов: «Нельзя не знать истории!» (арх. Ф.Джонсон).
Заслугой постмодернизма является тот факт, что он привел к осознанию важности исторической преемственности культуры, возрождению традиций, допустимости множественности стилистических проявлений.
Принцип соучастия жителей нашел яркое выражение в здании общежития студентов медицинского факультета католического университета в Левене (Бельгия, арх. Люсьен Кроль, 1968-1972 гг.). Здание является ярким примером отражения популистских идей молодежного движения, охватившего Запад в конце 1960-х годов.В основу конструктивного решения был положен каркас, который не подчинялся повторяющейся модульной решетке для достижения свободы размещения комнат. Стабильный каркас затем заполнялся фасадными элементами из разных материалов, окрашенных в разные цвета по выбору студентов. Это придало фасадам здания спонтанный и хаотичный характер.
Выделяют шесть направлений постмодернизма:
1.Историзм — это направление характерно тем, что появляются «здания-копии». В постмодернистской архитектуре стала распространенной имитация исторических прообразов и прямое их цитирование.
Музей Поля Гетти в Малибу
1975-1977 гг. Арх. Р.Лэнгдон, Э.Уилсон. Точно, до мелочей, воспроизводятся как планировка, так и формы античной виллы, перенесенные в современность, которые лишают ее индивидуальности и выглядят театральными декорациями.
2.Частичный историзм (полуисторизм) — направление в архитектуре постмодернизма, которое не ставит своей целью точное воспроизведение того или иного исторического образца. Здесь используются либо отдельные цитаты из прошлого, либо свободные вариации на тему исторических стилей.
Репаблик-банк
1981-1984 гг. Арх. Ф.Джонсон, Д.Берджи. 60-этажный небоскреб, облицованный красным гранитом..Тремя мощными уступами в виде 10-этажных фронтонов со шпилями и фигурным завершением он спускается вниз. Переплелись мотивы ренессансного палаццо и североевропейской готической ратуши. Сдвиги создают запоминающийся силуэт.
Квартал «Антигона»
1977 г. Арх. Р.Бофилл. Здания расположились на площади 35 гектаров на месте бывшего полигона. С одной стороны квартала находится торговый центр под названием «Полигон», от этого места Антигона простирается до реки Лез почти на 900 метров. В стиле построек квартала чувствуется влияние классицизма, античного зодчества, об этом говорят многие архитектурные элементы (пилястры, колонны, фронтоны, антаблементы). При этом район удивительно современен благодаря материалу – бетону в сборных и отлитых формах. Античный стиль выдержан в мельчайших деталях: на улицах установлены копии греческих скульптур, в названиях улиц и площадей используются имена античных богов и героев, а также понятия и географические названия, существовавшие в Древней Элладе. Интересная архитектурная особенность: постройки, которые расположены в начале квартала, строго симметричны, но чем ближе к берегам реки, тем меньше в облике зданий симметрии.
Жилой дом в Делавэре
1978 г. Арх. Р.Вентури. Автор создает эклектический фасад, применяя плоские декорации из нескольких карикатурных изображений приземистых дорических колонн, акцентирующих вход плоским треугольным фронтоном, прорезанным огромной полуциркульной аркой.
Отель «Палаццо» в Фукуоке
1986 г. Арх. А.Росси. На фоне стены из розового травертина стоят семь ярусов колонн, которые подчеркнуты зелеными стальными горизонталями карнизов
Дома на Кох-штрассе в Берлине
1987-1989 гг. Арх. А. Росси. Архитектор от прямого цитирования переходит к вольной трактовке ордерных деталей, которые проектируются атектонично (как знак или символ), а также не исключают элементов иронии и парадокса – в данном сооружении одинокая колонна поддерживает нависающий угол.
Оформление Венецианского биеннале 1980 г. «Присутствие прошлого»
1980 г. Арх. Г.Холляйн. Автор создал фрагмент фасада улицы в виде своеобразной театральной декорации — «портика», где одна из колонн выглядела разрушенной: у нее отсутствовала нижняя часть ствола. Она выглядела так же, как подвешенная в воздухе. Рядом с ней в контрасте находился цилиндр из стриженой зелени.
3.Новый традиционный стиль (традиционализм) — направление постмодернизма, которое основывается на внестилевой и внепрофессиональной местной традиции. Он серьезен по сравнению с историзмом, допускающим многозначность и ироничность.
Церковь Св. Иосифа в Чикаго
1978 г.Арх. 3. Мазуркевич, 1978 г.
4.Контекстуализм — направление постмодернизма, обозначающее визуальное соотнесение (стилистическое, цветовое и масштабное) проектируемого объекта с окружающими постройками и средой в целом. Особенностью контекстуализма является его вариантность в зависимости от адаптации к тому или иному контексту.
Лыжная хижина в Аспене
1977 г. Арх. Р.Вентури.
Жилой «Дом-лицо» в Киото
1970-1974 гг. Арх. К.Ямашита.
Поп-архитектура, или «архитектура для масс», использует и перерабатывает образы массовой культуры. Она рассчитана на вкусы среднестатистического потребителя и часто определяется словом «китч» (нем. «Kitsch» - старая вещь, продаваемая за новую), которое имеет пренебрежительный оттенок, характеризующий фальшивое произведение. Для китча характерны сентиментальность, патетика, крикливость цвета, избыток декора, нарочитый эклектизм, подделки под дорогие материалы. Китч создается в расчете на низкий уровень культуры потребителя. В нём преобладает бессодержательная зрелищность. Китч — средство манипулирования массами, их сознанием и поведением. К достижению этих целей и направляются в данном случае средства архитектуры.
АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.
ПОСТМОДЕРНИЗМ,
ПОПУЛИСТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Гг
Постмодернизм (постмодерн)—направление в архитектуре, возникшее в 1970-х гг., устойчивая оппозиция «современной архитектуре» (модернизму). Программным позициям авангарда (культ новизны, устремленность в будущее) постмодернизм противопоставляет слияние разных исторических традиций, принцип свободного комбинирования цитат, коллажа, культурных символов. Особенности этого направления объясняются эстетическим плюрализмом и широкими возможностями выбора. При этом, «черпая» из многих источников, постмодернисты сохраняют независимость. Постмодернизм культивирует обращение к историческим стилям прошлого, но, ставя их в непривычный контекст, он создает театрализованную эстетическую среду, в которую нередко входят элементы иронии и гротеска.
Постмодернизм вызвал интерес у архитекторов, которые искали пути повышения разнообразия и эмоционально-образной выразительности архитектурных решений.
Причины возникновения постмодернизма: углубление социальных противоречий; строительная деятельность переместилась в сферу индивидуального, частного жилища; снижение строительной активности привело к росту конкурентной борьбы между проектными и строительными фирмами; обострение борьбы за экологию, что оказывало влияние на архитектурное мышление.
В архитектуре постмодернизма нашли отражение идеи иррационализма. Сказывалось усиление антитехницистских настроений. Отмечалось повышение интереса к достижениям прошлых эпох, оживление ретроспективных тенденций.
Характерные черты и принципы постмодернизма:
1) восприятие здания как фрагмента среды;
2) создание архитектурной формы на основе ассоциативных заимствований и прямых цитат из истории архитектуры; архитекторы обращаются ко всему историческому наследию, не отдавая предпочтения какому-либо стилю, но не углубляются в изучение его принципов и основ
3) возрождение орнаментики как украшения.
4) использование в архитектурном декоре парадоксальных, гротесковых, ироничных элементов из классического арсенала (арка, замковый камень, колонна)
5) броская индивидуальность и отказ от массового строительства и стандартизации
6) принцип партисипации, т. е. соучастия потребителя в проектировании и реализации архитектурного замысла, образного решения; это позволяет учитывать вкусы потребителя, индивидуализировать решения.
Лозунг постмодернистов: «Нельзя не знать истории!» (арх. Ф.Джонсон).
Заслугой постмодернизма является тот факт, что он привел к осознанию важности исторической преемственности культуры, возрождению традиций, допустимости множественности стилистических проявлений.
Принцип соучастия жителей нашел яркое выражение в здании общежития студентов медицинского факультета католического университета в Левене (Бельгия, арх. Люсьен Кроль, 1968-1972 гг.). Здание является ярким примером отражения популистских идей молодежного движения, охватившего Запад в конце 1960-х годов.В основу конструктивного решения был положен каркас, который не подчинялся повторяющейся модульной решетке для достижения свободы размещения комнат. Стабильный каркас затем заполнялся фасадными элементами из разных материалов, окрашенных в разные цвета по выбору студентов. Это придало фасадам здания спонтанный и хаотичный характер.
Выделяют шесть направлений постмодернизма:
1.Историзм — это направление характерно тем, что появляются «здания-копии». В постмодернистской архитектуре стала распространенной имитация исторических прообразов и прямое их цитирование.
Музей Поля Гетти в Малибу
1975-1977 гг. Арх. Р.Лэнгдон, Э.Уилсон. Точно, до мелочей, воспроизводятся как планировка, так и формы античной виллы, перенесенные в современность, которые лишают ее индивидуальности и выглядят театральными декорациями.
2.Частичный историзм (полуисторизм) — направление в архитектуре постмодернизма, которое не ставит своей целью точное воспроизведение того или иного исторического образца. Здесь используются либо отдельные цитаты из прошлого, либо свободные вариации на тему исторических стилей.