Садово-парковое искусство Англии второй половины XVIII в
С приходом эпохи капитализма в Европе резко изменились социальные, экономические и политические условия жизни общества. Сосредоточение большого количества рабочих на промышленных предприятиях вело к бурному стихийному росту городов и резкому ухудшению санитарных и гигиенических условий жизни. Население, живущее в тесно застроенных городах, нуждалось в зеленых массивах для отдыха и развлечений. Буржуазное общество полностью отвергло геометрический характер парков с их аристократичностью и церемониальностью. Сама природа Англии, с холмами и вьющимися между ними речками, не способствовала созданию регулярных парков. И потому здесь впервые возникает иной тип парка - пейзажный, или <английский>, который составляет полную противоположность <французскому>.
Несмотря на то, что пейзажный тип парка был известен в Китае уже давно, в Европу некоторые сведения о нем начали поступать только в начале XVIII века вместе с китайским фарфором и шелком. В 1759 году появилась книга английского архитектора В. Чемберса <О восточном садоводстве>, в которой довольно подробно были изложены основные принципы пейзажного искусства Востока. Однако влияние китайского садово-паркового искусства в Европе было весьма поверхностным и сказалось только в том, что в садах и парках появились китайские и японские элементы композиции - павильоны, горбатые мостики, пейзажи настроений.
Среди факторов, оказавших влияние на развитие пейзажных парков в Европе, необходимо отметить своеобразное глубинное течение в живописи, литературе, философии, выразившееся в восторженном отношении к естественной природе, не затронутой человеком. Пейзажный парк в Англии сформировался в эпоху господства романтизма в искусстве и в ландшафтной архитектуре выразился как своеобразный протест против французского классицизма XVII века. Первые пейзажные парки в Англии были проникнуты печальным настроением. В них появились мрачные руины, могилы, надгробные урны. Печальное настроение усиливали плакучие формы деревьев и кустарников, чувство сосредоточенности - пирамидальные формы.
Быстрому развитию пейзажного парка В Англии способствовал мягкий климат с обилием осадков и влажным воздухом. Такие климатические условия благоприятствовали созданию обширных лугов, украшенных естественными группами деревьев и кустарников или отдельно стоящими деревьями, например ливанскими кедрами. Величественные силуэты кедров, которые в это время были акклиматизированы в Англии, стали лучшим украшением парковых пейзажей. Кроме того луга английских парков имели утилитарное значение и играли роль декоративных пастбищ. На них выпускали стада овец, которые уплотняли почву и тем самым укрепляли газон. Такие луга не нуждались в подстрижке. Овцы, образовывавшие живописные пятна на фоне зелени и <стригущие> газоны, стали органическим элементом парка.
Основоположником ландшафтных парков в Англии был Вильям Кент. В 1725-1735 гг. он заложил в Англии несколько садов, которые завоевали большую популярность. Самым удачным считается парк Дармера. В этом парке в живописном беспорядке на холмах размещались группы из деревьев и кустарников. Значительные площади занимали газоны. Ручьи в естественных руслах извивались среди зелени. Дорожки располагались свободно. ландшафт парка и окружающей местности сливался в одно целое.
Были усовершенствованы приемы композиции пейзажа. Начались теоретические исследования вопросов ландшафтного искусства, результаты которых не потеряли значения и в наше время. Стремление красоте и естественности проявилось в отказе от регулярных приемов композиции. Основой пейзажного парка становится подражание естественной природе. На смену линейным посадкам приходят групповые, появляются поляны и лужайки свободных очертаний, водоемы в извилистых берегах, криволинейные дорожки. В то же время в парках размещают павильоны, беседки, трельяжи, иногда устраивают фонтаны. Следовательно, пейзажный парк - это не просто участок естественной природы, а своеобразный архитектурно-планировочный комплекс.
В значительной мере садово-парковое искусство обязано также английскому профессору X. Рентону (1752-1817 гг.). Наиболее характерной чертой его ландшафтных парков являются обширные пространства, отведенные под газоны. Красивый свежезеленый газон с единичными, разбросанными по нему деревьями как нельзя лучше соответствовал общему ландшафту и климатическим условиям Англии. Характерной чертой английского ландшафтного парка и сейчас остаются изумрудные газоны и пышно разросшиеся липы, дубы и вязы.
К числу наиболее известных пейзажных парков Англии относится парк Стоу в районе Букингема (около 100 км от Лондона). До XVIII в. здесь существовал регулярный парк, созданный по проекту архитектора Ванбрега. В 1714 г. архитектор Бриджмен начал его переделывать в парк пейзажного типа. Уже тогда в композиционное решение были включены окружающие участки площадью около 400 га. Закончили перепланировку в 1738 г. архитекторы Вильям Кент и его ученик Ланселот Браун. Центром композиции парка был дворец, перед которым с севера и юга организованы прямоугольные открытые пространства. В южном направлении перспектива завершается статуей короля Георга I, а к северу - гладью водоема. Пересеченный рельеф с оврагами, холмами использован для создания небольших лужаек разнообразных видов. В первый период существования парк был ограничен регулярными посадками деревьев, которые позднее были заменены группами деревьев и кустарников, что позволило выявить перспективы на окружающие пейзажи.
Здесь практически нет прямых линий, и вся планировка все детали как бы созданы самой природой. Однако это не простое <облагораживание> природы. Парк полностью создавался руками человека, и в нем не было случайных деталей. По всему парку как бы невзначай намечался маршрут, следуя по которому посетитель видел последовательную смену живописных пейзажей, аллей, перспектив. Одна и та же постройка открывалась с разных ракурсов. Специально создавались <сюрпризы> - неожиданные изгороди и овраги. Появился даже специальный термин для таких неожиданностей - <хо-хо> или <ха-ха> (в разговорном английском языке <хо> означает <стоп!>, <стой> или <ого!>).
Замечательным пейзажным парком Англии XVIII века был парк Кью (1758 г.), построенный Чемберсом на берегу Темзы. Его площадь достигала 160 га. В настоящее время это один из наиболее известных в Европе ботанических садов. Отличительная особенность парка - дорожки, покрытые газоном.
В числе других английских пейзажных парков следует упомянуть парк Стоурхейд, созданный не профессионалом-архитектором, а любителем Генри Хоэром, огромный Ричмонд-парк в Лондоне площадью 987 га, построенный Бриджменом, парк в Чизвике и парк Шефилд (автор Вильям Кент).
Творчество английских архитекторов, создававших пейзажные парки, оказало влияние на развитие садово-паркового ландшафта всей Европы. В Германии почти все регулярные парки были переделаны в пейзажные. Среди них видное место занимает дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Потсдам) площадью 290 га.
Первым автором ансамбля был архитектор Г. В. Кнобельслорф, по проекту которого построены дворец и партер с шестью террасами и лестницей между ними по оси дворца. В парке много архитектурных сооружений, из них особенно интересна картинная галерея. В парке имеется оранжерея длиной 300 м. Позднее, в XIX в., в Сан-Суси работал видный ландшафтный архитектор П. И. Ленне - автор парков Шарлоттенхоф, Сицилианского и Северного садов, составляющих часть паркового ансамбля Сан-Суси.
Из немецких пейзажных парков также пользуются известностью Новый Сад в Потсдаме, парк Мюскау на р. Нейсе, Пильнитцпарк в Дрездене, Путбуспарк, парк Гете в Веймаре.
Не избежала английского влияния и Франция. Примеры тому Малый Трианон в Версале, парк Монсо и сад Богатель в районе Булонского леса в Париже.
Понятие пейзажный парк впервые сформулировал английский профессор Рептон (1752-1817). Он разработал четыре принципа построения пейзажного парка, которые мы применяем до настоящего времени. Согласно Рептону, следует подчеркивать естественную красоту ландшафта и скрывать его недостатки; планировка должна быть свободной, парковые пейзажи необходимо создавать таким образом, чтобы возникла иллюзия их естественного происхождения, а все элементы парка подчинять целому.
<Английские> парки получили столь большое распространение, что продолжили свое существование и в романтическом XIX веке. Лишь прибавилось в них стилизаций - многочисленные <античные храмы>, <античные> и <средневековые> руины, <китайские пагоды> и павильоны.