Пересечения и примыкания автомобильных дорог
6.1.1 Пересечения и примыкания автомобильных дорог следует проектировать, исходя из категорий пересекаемых дорог с учетом перспективной интенсивности и состава движения по отдельным направлениям. При проектировании следует учитывать возможность стадийного развития узла.
6.1.2 Пересечения и примыкания дорог в плане следует располагать на прямых участках или на кривых с радиусами не менее 2000 м — на дорогах I-а, I-б, I-в и II категорий и с радиусами не менее 800 м — на дорогах III и IV категорий.
При реконструкции дорог пересечения и примыкания допускается располагать на кривых с меньшими радиусами:
— на дорогах II категории — с радиусами не менее 1000 м;
— “ III “ — то же 600 “;
— “ IV “ — “ 400 “.
Продольные уклоны дорог на подходах к пересечениям и примыканиям на протяжении расстояний видимости для остановки автомобилей, а также съездов на дороги необщего пользования, полевые, лесные дороги, подъезды к отдельным усадьбам в пределах радиусов сопряжений не должны превышать 40 ‰.
6.1.3 Количество пересечений и примыканий, съездов и въездов на дороги I – IV категорий должно быть возможно меньшим. Дороги V и VI категорий, а также дороги необщего пользования при пересечении автомагистралей и скоростных автомобильных дорог следует подводить к другим пересечениям.
В случае их отсутствия на участках протяженностью св. 3 км следует предусматривать их устройство. Пересечения и примыкания дорог общего и необщего пользования должны, как правило, предусматриваться не чаще чем через 1 км на дорогах I-в и II категорий и 0,5 км — на дорогах III и IV категорий.
6.1.4Пересечения и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) следует предусматривать:
— на дорогах I-а и I-б категорий — с автомобильными дорогами всех категорий;
— на дорогах I-в категории — с дорогами, расчетная интенсивность движения на которых превышает 1000 ед/сут;
— на дорогах I-в категории с числом полос движения шесть и более — с автомобильными дорогами всех категорий;
— на дорогах II и III категорий — между собой при суммарной расчетной интенсивности движения более 12 000 ед/сут.
Транспортные развязки должны проектироваться без пересечений потоков на главных дорогах.
6.1.5 Типы транспортных развязок, а также геометрические параметры их соединительных ответвлений следует принимать с учетом обеспечения требуемой пропускной способности.
6.1.6 Правоповоротные и прямые левоповоротные соединительные ответвления транспортных развязок при пересечении дорог I-а категории с автомобильными дорогами I-б, I-в и II категорий следует проектировать из условия обеспечения расчетной скорости не менее 80 км/ч, при пересечении прочих автомобильных дорог — 60 км/ч. Радиусы левоповоротных соединительных ответвлений развязок типа «клеверный лист» следует принимать для дорог I-а, I-б и I-в категорий не менее 60 м, для дорог II и III категорий — не менее 50 м.
В стесненных условиях или в холмистой местности радиусы левоповоротных соединительных ответвлений допускается уменьшать до 30 м.
На входных участках соединительных ответвлений с радиусами 60 м и менее в качестве переходных кривых между прямым направлением и круговой кривой следует применять тормозные кривые, траектории которых соответствуют движению с замедлением.
6.1.7 Число полос движения на соединительных ответвлениях следует назначать с учетом расчетной интенсивности движения и пропускной способности съезда.
Соединительные ответвления второстепенных направлений, а также в стесненных условиях или в холмистой местности допускается проектировать совмещенными для встречных направлений, которые должны быть разделены на участках примыканий к дорогам I-а, I-б, I-в и II категорий путем вписывания радиусов закруглений, соответствующих требованиям 6.1.6 для левоповоротных соединительных ответвлений.
Соединительные ответвления длиной 500 м и более следует проектировать с двумя полосами движения, независимо от интенсивности движения, для обеспечения возможности обгона тихоходных транспортных средств.
6.1.8 Ширину проезжей части на всем протяжении однополосных соединительных ответвлений транспортных развязок следует принимать для правоповоротных соединительных ответвлений 5 м, для левоповоротных соединительных ответвлений развязок типа «клеверный лист» — 5,5 м, без дополнительных уширений на кривых.
Ширину проезжей части и обочин двухполосных соединительных ответвлений следует принимать согласно расчетной интенсивности движения в соответствии с таблицей 5, с дополнительными уширениями на кривых.
Ширину обочин соединительных ответвлений с односторонним движением следует принимать: левой — 1,5 м, правой — согласно расчетной интенсивности движения в соответствии с таблицей 5, но не менее 1,5 м.
Обочины должны быть укреплены каменными или другими материалами. Укрепленные полосы обочин на соединительных ответвлениях с односторонним движением, исключая ответвления с двумя полосами, необходимыми по условию интенсивности движения, допускается не устраивать.
6.1.9 Продольные уклоны соединительных ответвлений транспортных развязок следует принимать не более 50 ‰.
Минимальные радиусы кривизны в продольном профиле на соединительных ответвлениях следует принимать для расчетной скорости, соответствующей принятым параметрам элементов плана.
6.1.10 Пересечения и примыкания автомобильных дорог, кроме случаев, оговоренных в 6.1.4, следует проектировать в одном уровне.
Пересечения и примыкания дорог I-в категории с автомобильными дорогами, расчетная интенсивность движения на которых превышает 100 ед/сут, а дорог II и III категорий — с автомобильными дорогами с расчетной интенсивностью движения более 250 ед/сут, должны быть канализированы
с устройством специальных накопительных полос для выполнения левых поворотов (в расширенной разделительной полосе или с выделением разметкой зон безопасности на дорогах с двумя полосами движения) на главной дороге и устройством направляющих островков, приподнятых над проезжей частью, — на второстепенной дороге. В других случаях следует проектировать простые пересечения.
Если интенсивности движения по пересекающимся дорогам отличаются менее чем в 2 раза,
а интенсивности движения левоповоротных потоков составляют более 30 % на обеих пересекающихся дорогах, допускается проектировать кольцевые пересечения.
6.1.11 Минимальные радиусы кривизны при сопряжении кромок на пересечениях и примыканиях следует назначать в зависимости от категории дороги (принимаемой для пересекаемых дорог в соответствии с расчетной интенсивностью движения), с которой происходит съезд, м:
— для дорог I-в категории — 25;
— то же II и III категорий — 20;
— “ IV и V категорий — 15.
Радиусы сопряжений съездов на дороги необщего пользования, полевые, лесные дороги следует принимать 12 м, а съездов к отдельным усадьбам — 8 м для дорог всех категорий.
6.1.12 Для обеспечения обзора пересечения водителям автомобилей, двигающимся по второстепенной дороге, угол пересечения, отсчитываемый против часовой стрелки от главной дороги к второстепенной, в пределах расстояния видимости для остановки должен составлять от 50° до 100°. Примыкания дорог под углом более 100° и менее 50°, в целях упорядочения траекторий движения поворачивающих автомобилей, следует проектировать с направляющими островками на второстепенной дороге, приподнятыми над проезжей частью.
6.1.13 На пересечениях в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающихся направлений в треугольнике, определяемом расстояниями видимости для остановки, которые следует принимать по расчетным скоростям в соответствии с таблицей 4.
Расстояние видимости для второстепенной дороги на примыкании следует принимать в соответствии со скоростью, обеспечиваемой радиусом закругления при выезде на главную дорогу, но не менее 30 м, для главной дороги — по расчетной скорости в соответствии с таблицей 4.
6.1.14 Съезды с дорог I-в и II категорий должны иметь дорожную одежду не ниже переходного типа на протяжении не менее 50 м, съезды с дорог III и IV категорий — на протяжении не менее 30 м, а в пределах закруглений на сопряжениях — облегченного или капитального типа (за исключением дорог IV и V категорий с дорожными одеждами переходного или низшего типа).