Рекомендуемая ориентация окон помещений школ

  Помещения Климатические районы
I, II, III IV
Ориентация
оптимальная допустимая оптимальная допустимая
1. Классные помещения Ю, В, ЮВ Не более 25% на З, ЮЗ Ю, ЮВ Любая, кроме З, ЮЗ
2. Кабинет черчения и изобразительных искусств С, СВ, СЗ Любая, кроме ЮВ и ЮЗ С, СВ, СЗ Любая, кроме З, ЮЗ
3. Лаборатории биологии Ю ЮВ, ЮЗ, В, З Ю В, ЮВ, ЮЗ, З
4. Другие кабинеты и лаборатории Ю, В, ЮВ Не более 50% на остальные стороны Ю, В, ЮВ Любая, кроме З, ЮЗ

3.3.2.Объемно-планировочные решения

Высота надземных этажей зданий школ принимается 3.3 м (от пола до пола вышележащего этажа).

Помещения школ подразделяются на

· учебные;

· для трудового обучения;

· учебно-спортивные;

· помещения культурно-массового назначения;

· помещения для организации продленного дня;

· помещения общешкольного назначения (столовая, вспомогательные помещения, административно-хозяйственные помещения, помещения медицинского обслуживания и др.)

Здания школ проектируют с учетом объединения помещений в следующие секции и группы:

а) учебные секции для I – VIII классов неполной средней школы и I – IV классов средней школы и соответствующие помещения и санитарные узлы;

б) учебные кабинеты и лаборатории для V – X (XI) классов средней школы и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы;

в) помещения для трудового обучения;

г) учебно-спортивные помещения и помещения культурно-массового назначения;

д) помещения для организации продленного дня;

е) помещение столовой;

ж) вспомогательные помещения, административно-хозяйственные помещения, помещения медицинского обслуживания и др.

Учебные помещения. Учебные помещения не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах. Учебные помещения следует изолировать от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные и актовые залы, столовые и др.). Лаборантские должны располагаться смежно с соответствующими лабораториями и соединяться с ними дверями.

Помещения для трудового обучения. Помещения для трудового обучения должны располагаться на первом этаже и размещаться в торцах зданий, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выхода из классов, кабинетов и лабораторий. Учебные мастерские при наличии обоснований допускается размещать в отдельном здании; в этом случае при мастерских должны предусматриваться гардеробная и санитарные узлы.

Рекреационные помещения. Ширина рекреационных помещений должна приниматься не менее 2.8 м. Ширина рекреационных помещений, примыкающих к классам (кроме классов в школах, проектируемых для строительства в IV климатическом районе), - не менее 4 м.

Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, должна быть не менее 1.8 м, остальных коридоров – не менее 1.2 м.

Учебно-спортивные помещения. Спортивные залы размещаются на первом этаже изолированно от учебных секций. Снарядная должна соединяться со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2.2 м. Из снарядной или спортивного зала предусматривается выход на земельный участок (для эвакуации учащихся и выноса снарядов). Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор. Высота спортивных залов принимается в зависимости от размеров помещения от 3 до 6 м. Высота снарядной, комнаты инструктора, раздевальных должна быть не менее 2.4 м.

Помещения культурно-массового назначения. Площадь актового зала определяется исходя из расчета 0.6 м2 на одно зрительское место. Высота зала принимается по технологическим требованиям. Актовые залы проектируются с учетом возможности демонстрации кинофильмов и постановки самодеятельных спектаклей. Глубина эстрады принимается не менее 3 м, пол эстрады предусматривается выше пола зала на 0.9 м.

Библиотека зонируется на читальный зал и книгохранилище с соотношением площадей 2:1.

Столовые и буфеты. В школах с количеством 320 учащихся и более предусматриваются столовые; в школе на 192 учащихся – буфет. Столовые размещаются на первом этаже. Из производственных помещений столовых должен предусматриваться отдельный выход наружу. Для персонала столовой предусматривается душ на одну сетку с кабиной для переодевания и уборная на один унитаз с одним умывальником в шлюзе.

Медицинские помещения. Кабинеты врачей и процедурная должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума. Из медицинского пункта должен быть самостоятельный выход наружу.

Санитарные узлы. Количество санитарных приборов в зданиях школ рекомендуется принимать по табл. 3.9

Таблица 3.9

Нормы площади и количество санитарных приборов в уборных и умывальных зданий школ

Помещения Измеритель Площадь, м2 Количество санитарных приборов
1. Уборные и умывальные для учащихся:
а) девочек Один учащийся 0.1 1 унитаз на 30 девочек; 1 умывальник на 60 девочек
б) мальчиков Один учащийся 0.1 1 унитаз на 40 мальчиков; 1 писсуар на 40 мальчиков; 1 умывальник на 60 мальчиков
2. Уборные и умывальные персонала:
Индивидуальные кабины Один санитарный узел 1 унитаз и 1 умывальник
3. Уборные при актовом зале-киноаудитории:
а) женские Один санитарный узел: -с одним унитазом -с двумя унитазами   2.5 1 унитаз и 1 умывальник для залов с количеством до 160 мест включительно; 2 унитаза и 1 умывальник для залов с количеством более 160 мест
б) мужские Один санитарный узел 3.5 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник

Унитазы в уборных для учащихся должны размещаться в кабинах. Кабины отделяются перегородками-экранами высотой не менее 1.75 м от пола. Одна из кабин уборных для девочек должна предусматриваться с дверью. Размер кабин – 0.8´1 м. Проход между кабинами уборных и противоположной стеной должен приниматься не менее:

· при отсутствии писсуаров – 1.1 м;

· при наличии писсуаров – 1.8 м.

Душевые кабины предусматриваются размером в плане 0.85´0.85 м.

Вестибюль с гардеробной. Площадь вестибюля проектируется исходя из расчета 0.1 м2 на одного учащегося, площадь гардеробной – 0.15 м2 на одного учащегося. Гардеробные для преподавателей должны предусматриваться из расчета два места на каждый класс.

В вестибюлях зданий школ, проектируемых для строительства в IА, IБ, IГ климатических подрайонах, предусматриваются тамбуры с тремя дверями; в I климатическом районе (за исключением IА, IБ, IГ климатических подрайонов), II и III климатических районах – с двумя дверями; в IV климатическом районе – с одной дверью.

Таблица 3.10

Наши рекомендации