Техника и методы исполнения
Основы архитектурно-дизайнерского проектирования
Тема:Антураж и стаффаж в архитектурных чертежах
Разработал:
Группа: 3ДАС-00-11оп
Руководитель: Дорофеюк Н.В
г. Череповец 2015г
Министерство образования и науки Российской федерации
Череповецкий государственный университет
Инженерно-технический институт
Кафедра ДИЗАЙНА АХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
ЗАДАНИЕ
На курсовой проект по дисциплине: Основы архитектурно-дизайнерского проектирования
Тема: Антураж и стаффаж в архитектурных чертежах.
Студенту________________________________
Курс 1 группа 3ДАС-00-11оп
Выполнить:
1) Изучить правила, техники и методы выполнения антуража и стаффажа в архитектурных чертежах.
2) Изложить в пояснительной записке следующие вопросы:
1. Основные понятия.
2. Антураж и стаффаж в истории архитектурного чертежа.
3. Техники и методы исполнения.
4. Функции антуража и стаффажа в архитектурном чертеже.
5. Основные требования и правила по размещению элементов антуража и стаффажа.
6. Описание индивидуальных графических заданий.
3) Графическая часть:
1. Выполнить антураж растительных форм в разных уровнях на фасаде. Формат А3.
2. Выполнить антураж растительных форм в плане. Формат А3.
3. Выполнить элементы стаффажа. Формат А3.
4. Выполнить архитектурный чертеж фасада здания с антуражем и стаффажем с отмывкой. Формат А3.
Задание к выполнению принял ______________________« 11 »февраля_2015 г.
Срок сдачи курсового проекта_______________________ «14»марта _2015 г.
Защита курсового проекта____________________________«______»__________20 _г.
Преподаватель_____/ . /
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Основные понятия. …………………………………………………………….4-5
2. Антураж и стаффаж в истории архитектурного чертежа …………………….6-7
3. Техники и методы исполнения ………………………………………………....8-9
4. Функции антуража и стаффажа в архитектурном чертеже……..……………...10
5. Основные требования и правила по размещению элементов антуража и стаффажа…………………………………………………………………………..11
6. Описание графической работы: антураж растительных форм в разных уровнях на фасаде ………………………………………………………………………….12
7. Описание графической работы: антураж растительных форм в плане …………………………………………………………………………………...…13
8. Описание графической работы: элементы стаффажа…………………………..14
9. Описание графической работы: архитектурный чертеж фасада здания с антуражем и стаффажем с отмывкой……………………………………………15
10. Заключение………………………………………………………….…………..16
11. Словарь терминов (глоссарий)………………………………………………...17
12. Список литературы………………………………………………….………….18
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Графическое изображение здания или сооружения, выполненное на плоскости и достаточно точно воспроизводящее его форму и размеры, называется архитектурно- строительным чертежом. Отличительное свойство архитектурных чертежей в художественной выразительности, наглядности.
Важными элементами архитектурного чертежа являются антураж и стаффаж.
Антураж в переводе с французского означает окружающая среда, обстановка. В архитектуре под антуражем понимают изображение предметов, окружающих объект среды (растительность, рельеф, застройка), позволяющих приблизить проект к натуре. Изображение антуража закономерно для всех архитектурных чертежей — фасадов, планов, разрезов, перспектив, так как полнота информации, которую дает чертеж включает ясный показ композиционного взаимодействия проектируемого объекта с его реальным окружение. В понятие антуража входит изображение природного или архитектурного изображения в соответствии с назначением и местом расположения объекта.
Рис.1 Антураж
Стаффаж является более узким понятием окружающей среды. Это изображение людей, животных, транспортных средств, которые вводятся как элементы, наглядно определяющие масштаб окружения.
Рис.2 Стаффаж
Рис.3Антураж
1.АНТУРАЖ И СТАФФАЖ В ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРНОГО ЧЕРТЕЖА
Одним из наиболееспецифических видов изобразительного искусства является архитектурный рисунок. Архитектурный рисунок может рассматриваться как в качестве самостоятельного произведения ,так и в качестве дополнения ,например ,к архитектурному чертежу. В качестве такого дополнения могут выступать изображения людей ,животных ,транспортных средств ,деревьев ,кустов и пр. Архитектурный рисунок ,оформляющий чертёж ,принято называть антуражем и стаффажем .
Понятие антуража появилось в архитектурной терминологии к середине XVIII века незадолго до того, как в России появились архитектурные чертежи в их современном понимании .Несколько позднее вводится понятие стаффажа. Наивысшего мастерства архитектурной графики достигли зодчие классицизма конца XVIII–XIX вв. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков ,А.Н. Воронихин ,Д. Кваренги и др. При изображении антуража и стаффажа мастера этого периода следовали традициям реалистической живописи, использовали тонкий и точный рисунок, закономерности воздушной перспективы. Личный, индивидуальный почерк автора отражался в манере изображения деталей рисунка, компоновке чертежа и способах раскрытия архитектурной идеи. Так, например, неповторимость работ Д. Кваренги выражается в скрупулезном рисованном изображении деталей антуража и стаффажа, выполненных кистью и пером, хотя нередко им свойственна композиционная «перегруженность» чертежа элементами графики (рис. 4). Для работ же некоторых его современников характерно минимальное количество, а порой и полное отсутствие деталей рисунка, шрифтовых или цифровых пояснений на чертежах.
Рис. 4. Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (1814 г.). Главный фасад. Архитектор Д. Кваренги
В конце XIX – начале XX вв. с появлением фотографии и кинематографа начали развиваться новые теории зрительного восприятия цвета. Для архитектурной графики данного периода характерна лаконичность, обобщенность и точность графического языка; локальность и предметность цвета, выраженные в новых приемах изображения антуража и стаффажа гуашью, темперой, лаком, бронзой. При изображении антуража широко применялись фотомонтаж и аппликация, повышающие скорость изготовления чертежей. Для мастеров архитектуры, таких как А.В. Щусев, братья Веснины, К.С. Мельников, Г.Б. Бархин и др., характерно экономное изображение среды: антураж если и привлекался, то лишь для выявления
масштабности объекта или его связи со средой. Так, в работах М.Я. Гинзбурга крупные геометризированные объемы с большими поверхностями остекления, выполненные в технике покраски гуашью с четким рисунком оконных переплетов, сопровождаются деталями окружения, выполненными в аналогичном стиле (линейный контур и заливка гуашью). В различных проектах архитектора антураж представляется в виде тонких, графичных силуэтов стволов деревьев, а стаффаж – в виде силуэтов человеческих фигур и изображений угловатых автомобилей.
Резкий скачок в развитии компьютерных технологий в конце XX в., а также удорожание ручной подачи проекта повлияли на архитектурную графику. Появилось множество компьютерных программ, позволяющих максимально увеличить реалистичность ортогональных и объемных проекций, а также скорость выполнения проекта. Визуализации моделей архитектурных объектов при помощи графических редакторов накладываются на предварительно подготовленные цифровые фотографии ландшафта (цифровой фотомонтаж), в котором предполагается возведение проектируемого сооружения. Данный метод позволяет
наиболее достоверно оценить связь будущего строения с реальной окружающей средой, но в то же время способствует обезличиванию графики, исчезновению «почерка» архитектора. В современном архитектурном чертеже стилизация оформляющего рисунка фактически отсутствует – ее заменили реалистичные изображения антуража и стаффажа, полученные, как правило, методом компьютерного моделирования либо при помощи фотомонтажа.
Рис.5 Проект оперного театра в Турции .
ТЕХНИКА И МЕТОДЫ ИСПОЛНЕНИЯ
Архитектурная графика претерпевает в своем развитии стилевые изменения. Это отражается в графическом оформлении архитектурных чертежей, т. к. становление и развитие того или иного направления в архитектуре связано и с поиском нового, более подходящего графического языка.
Стилевое решение архитектурного чертежа определяется характером архитектурного объекта, архитектурным замыслом и необходимостью расстановки смысловых акцентов.
Стиль, характер и структуру антуража и стаффажа предопределяет выбор вида графики исполнения. Особенность линейной графики заключается в том, что авторский замысел выражается лишь с помощью контура предметов, линейного заполнения композиции. Главное средство её выразительности – в контрасте линий с плоскостью изображения. От ясности начертания каждой детали, четкости пересечений контуров предметов, наклона, толщины и фактуры линий зависят полнота и активность восприятия. Характерные для линейной графики техники выполнения антуража и стаффажа: линейный рисунок, линейный растр, штрих, пуантель. Применяемые средства и инструменты: карандаши, угольные палочки, сангина, перья, фломастеры, рапидографы, изографы, линеры, рейсфедеры, циркули.
Тональная графика – эффективное средство, изображающее силуэт, поверхность предметов, их массу и освещенность. В изображении антуража и стаффажа необходимо умение учитывать тон бумаги как самый светлый в градации применяемых тонов. Не тонированные участки бумаги воспринимаются как освещенные или светлые части формы, а контрастирующие с ней поверхности, покрытые тоном, – как затененные или темные части предметов.
Фигуры людей, животных, рисунки деревьев и автомобилей изображаются в виде целиком покрытого тоном силуэта или в виде частично заполненного тоном контура. Сила тона меняется, отражая характер освещенности, массу и положение формы в пространстве. Техники выполнения антуража и стаффажа тоном : отмывка, лессировка, штрих, ретушь, заливка. Применяемые средства и инструменты: карандаши, угольные палочки, сангина, фломастеры, кисти, аэрографы, летрасет, аппликация, коллаж, трафарет.
На практике возможно сочетание различных способов, средств, приемов. Линейный рисунок в сочетании с отмывкой акварелью или тушью – наиболее распространенная в архитектурной графике техника изображения. Выразительность рисунка зависит от контура деталей, обозначающих передний и дальний планы графической композиции, от соотношения толщины линий с интенсивностью тона. Толщина линии и величина покрытой поверхности определяют роль каждой детали в рисунке, ее место в композиции листа, положение в пространстве, ее взаимодействие с остальными элементами изображения. Большое значение имеет грамотное использование листа бумаги как изобразительной поверхности. Бумажный лист в зависимости от обстоя-тельств воспринимается либо как воздушная среда, либо как ограниченная контуром рисунка поверхность предмета, либо как складки местности или детали рельефа. Целесообразность использования тех или иных сочетаний или приемов определяется требованиями к антуражу и стаффажу, а также конкретной задачей представления информации об архитектурном объекте.
Рис.6 Пример исполнения антуража и стаффажа в технике линейный рисунок.
Рис.7 Пример исполнения архитектурного рисунка в технике отмывки (тон)