Основы архитектурного проектирования

ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 07.03.01 «АРХИТЕКТУРА»

Учебное пособие

В 12 частях

Часть IV

Разработка курсового проекта "Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов"

Г. Нижневартовск

Г.

Незванов В.И.

ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 07.03.01 «АРХИТЕКТУРА»

Учебное пособие

В 12 частях

Часть IV

Разработка курсового проекта «Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов».

Нижневартовск

ББК 32.972.131.2я73

Ш 17

Печатается по постановлению редакционно-издательского совета

Нижневартовского государственного университета

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор

С. Е. Игнатьев;

кандидат педагогических наук, доцент

В. И. Костенко

Незванов В. И.

Ш 17Основы архитектурного проектирования

в обучении студентов направления 07.03.01 «Архитектура»:Учебное пособие: В 12 ч. ч.4. Разработка проекта «Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов». — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017.— 73 с.

ISBN 978-5-00047-290-3

Учебное пособие содержит основные требования и задачи, которые должны решаться студентами 2-го курса 3-го семестра специальности 07.03.01 Архитектура. В нём содержатся требования к методам архитектурного проектирования, которые применяются в процессе обучения студентов. Происходит первоначальное знакомство с основными видами условных изображений проектных решений малоэтажных жилых зданий со стенами из мелкоразмерных элементов, а так же с конструктивно-архитектурными формами и элементами, с историческими традициями выражаемого функционального и архитектур-ного значения в процессе проектного творчества в процессе обучения. Приводятся рекомендации по последовательности и этапам разработки проектов, основное их содержание и требования к результатам каждого этапа.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 07.03.01 – Архитектура.

ISBN 978-5-00047-290 ББК 32.972.131.2я73

© Незванов В. И., 2017

© Издательство НВГУ, 2017

ВВЕДЕНИЕ

«Архитектурное проектирование»

Основная образовательная программа «Архитектурное проектирование».

Направления подготовки «Архитектура» 07.03.01 (бакалавров)

Профиль программы подготовки «Архитектурное проектирование» (бакалавров).

1. Цель дисциплины:

Дисциплина «Архитектурное проектирование» предназначена для студентов второго курса 3-го семестра. Цель курса – продолжение обучения основам архитектурного проектирования и изучения технических приемов работы в акварельной, гуашевой или темперной графике и одновременно изучая и анализируя функциональность проектируемого объекта, его конструктивно-архитектурные особенности.

2. В результате обучения студент должен:

Знать: Основы архитектурного проектирования и принципы технического выполнения и подачи архитектурных чертежей и анализ функциональности проектируемого объекта.

Уметь: выполнять архитектурные чертежи с учетом архитектурной функции проектируемого объекта.

Владеть:техническими приемами линейного чертежа и работы в акварельной, гуашевой или темперной графике.

Краткое содержание:

Для обучения основам архитектурного проектирования на втором курсе третьего семестра предложен ряд заданий, дающих развитие понятий о технических приемах линейного чертежа и работы в акварельной, гуашевой или темперной графике. Задания, данные для выполнения в 3-м семестре, позволяют студентам изучить основные архитектурные навыки в проектировании более сложных объектов жилищной архитектуры. Поставленные творческие задания постепенно в каждом последующем задании усложняются и готовят студентов к выполнению новых, более сложных задач.

Связь с другими дисциплинами учебного плана.

Необходимые предшествующие дисциплины Последующие дисциплины, базирующиеся на приобретенных компетенциях
-Введение в архитектурное проектирование -Архитектурное проектиро-вание зданий без внутреннего пространства -Знакомство с градостроите-льством в планировке населе-нных мест -Знакомство с формирова-нием объектов и систем архитектурной среды -Антураж и стаффаж в архитектуре -Знакомство с экологиче-скими основами архитектур-ного проектирования -Архитектурное проектирование жилых малоэтажных зданий -Архитектурные конструкции в проектировании жилых и общественных зданий -Градостроительство и планировка населенных мест -Комплексное формирование жилых зданий в системе архитек-турной среды -Введение в ландшафтную архите-ктуру -Социальные и экологические основы архитектурного проекти-рования

ТЕМЫ ПРОЕКТА.

1) Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов для проживания в нём полноценной семьи типа 1 в составе:

· муж и жена возрастом 28-32 года,

· дети однополые возрастом 10-12лет,

· муж - работник обслуживающей организации - среднее звено,

· жена - работник бухгалтерии;

2) Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов для проживания в нём полноценной семьи типа 2 в составе:

· муж и жена возрастом 28-32 года,

· дети разнополые возрастом 10-12лет,

· муж - работник нефтяной организации - среднее звено,

· жена - работник обслуживающей организации;

3) Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов для проживания в нём полноценной семьи типа 3 в составе:

· муж и жена возрастом 28-32 года,

· дети - мальчик возрастом 10-12лет,

· дедушка - пенсионер,

· муж - владелец малого предприятия,

· жена - работник домоуправления;

Причем каждый из студентов получает конкретную тему из вышеуказанных.

Цель – решение объемно-пространственной композиции заданного пространства с пластической проработкой поверхности земли.

Задачи:

- оценить характер и конфигурацию рельефа, растительности и существующих сооружений на участке проектирования;

- определить общую композицию микроансамбля: контрастную к окружению или вписанную в окружение;

- осмыслить функцию сооружения, его художественный образ, используемые конструкции и материалы;

- выразить пластику сооружения, фактуру применяемых строительных материалов.

ТЕМА №1

1. Разработка альбома проекта «Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов для проживания в нём полноценной семьи типа 1». Задание выполняется в те-хнике акварельной отмывки, гуашевой или темперной графи-ки с применением тушевой графики на листах формата А3.

2. Разработка альбома проекта «Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов для проживания в нём полноценной семьи типа 2». Задание выполняется в тех-нике акварельной отмывки, гуашевой или темперной графи-ки с применением тушевой графики на листах формата А3.

3. Разработка альбома проекта «Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов для проживания в нём полноценной семьи типа 3». Задание выполняется в тех-нике акварельной отмывки, гуашевой или темперной графики с применением тушевой графики на листах формата А3.

ТЕМА №2

1. Разработка проекта «Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов для проживания в нём полноценной семьи типа 1». Задание выполняется в технике акварельной отмывки, гуашевой или темперной графики с применением тушевой графики на планшете размером 55х75см.

2. Разработка проекта «Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов для проживания в нём полноценной семьи типа 2». Задание выполняется в технике акварельной отмывки, гуашевой или темперной графики с применением тушевой графики на планшете размером 55х75см.

3. Разработка проекта «Малоэтажное жилое здание со стенами из мелкоразмерных элементов для проживания в нём полноценной семьи типа 3». Задание выполняется в технике акварельной отмывки, гуашевой или темперной графики с применением тушевой графики на планшете размером 55х75см.

ТЕМА №3

Макет из бумаги в масштабе 1:50 (1:100) на твердой основе размером 55х75см.

СОСТАВ ПРОЕКТА.

Графическая часть.

Выполняется на листах формата А3, которые должны сброшурованы в альбом и

Состоит из:

1. Пояснительная записка;

2. Эскизные наброски 3Д объекта;

3. Рабочий эскиз 3Д объекта в цвете;

4. Главный фасад – со стороны входа М 1:100;

5. План первого и второго этажа М 1:100;

6. Разрез здания по лестничной клетке М 1:50;

7. План фундаментов и план балок перекрытий М 1:100;

8. План стропил и план кровли М 1.100;

9. Узлы разреза по стене М 1:20

10. Планировочное и конструктивное решение лестницы

М 1:50;

Графическую часть проекта рекомендуется выполнять в черно-белой графике фор­мата А3 (кроме пункта 3).

· Листы 1, 2, 4, 5 – архитектура – выполняются в туши.

· Чертежи с шестого по десятый – конструкции – в карандаше.

3.2. Пояснительная записка:

Включает текстовую часть

1. Титульный лист, который является обложкой пояснительной записки и оформляется на чертежной бумаге;

2. Исходные данные для проектирования жилого дома;

3. Строительно-климатические характеристики района строительства, анализ климатических характеристик; графики и роза ветров – согласно СНиП 23-01-99*

4. Температуры воздуха – согласно СНиП;

5. Влажность и осадки– согласно СНиП;

6. Ветер – согласно СНиП;

7. Солнечная радиация – согласно СНиП;

8. Объемо-планировочное решение (описание планов и фасада, показатели);

9. Сведения о наружной и внутренней отделке и т.д.);

10. Функциональная схема взаимосвязи помещений

по образцу, приведенному в прил. 1;

Расчеты

1. Упрощенный расчет по сбору нагрузок на фундаменты

2. Теплофизический расчет ограждающих конструкций (стен и покрытия)

3. Упрощенный расчет по звукоизоляции междуэтажного перекрытия от воздушного шума.

4. Упрощенный расчет естественной освещенности.

5. Расчет количества солнечной тепловой энергии, попадающей в помещение через окна.

Объем пояснительной записки — до 15-20 страниц текста, написанного чернилами, или набранного на компью­тере в WORD в формате А4 (210x297 мм), Эски­зы должны быть пронумерованы и подписаны.

Таблицы

1. Температуры воздуха

2. Влажность и осадки

3. Ветер

4. Солнечная радиация

Из первой таблицы «температуры воздуха» нам необходимы:

· Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки, с обеспеченностью 0.92

· t от и Z от - средняя температура и продолжительность отопительного периода (периода со средней суточной температурой воздуха ниже или равной 8 оС по СНиП 2.01.01-82 «Строительная климатология и геофизика»)

· Среднемесячная температура наружного воздуха по месяцам

· Среднегодовая температура наружного воздуха

· Из второй таблицы «Влажность и осадки» нам необходимы:

· Абсолютная среднемесячная влажность наружного воздуха по месяцам в мм.рт.ст. или в г/м3

· Осадки в жидком и смешанном виде и в твердом виде(снег, лед)

Из третей таблицы «Ветер» – скорость и повторяемость ветра по румбам за январь и июль для построения «Розы ветров»

Из четвертой таблицы «Солнечная радиация» - интенсивность солнечной радиации, попадающей на фасад здания при юго-западной ориентации в летнее время.

5. Объемно-планировочное решение жилого дома.

Исходными данными для проектирования жилого дома в нашем учебном проекте являются состав семьи и район строительства. Размеры дома определяются исходя из полезной площади дома, которая принимается исходя из условия – 30 – 50 м2 полезной площади на 1 человека. Общая площадь здания определяются с учетом внутренней лестницы, площади занимаемой перегородками, вентканалами и т.д. Все дома принимаются с подвалом двухэтажные или одноэтажные с мансардой. Распределение площади по этажам принимается исходя из функционально –планировочной схемы взаимосвязи помещений. Технология проектирования жилого дома принимается следующая:

· определяется общая площадь дома и состав помещений с распределением по этажам

· разрабатывается функционально –планировочная схема взаимосвязи помещений

· выполняется эскиз планировки и фасада

· уточняется функциональная схема и т.д.

· уточняется планировка и фасад и т.д.

6. Архитектурно-планировочные элементы жилого дома

ТАМБУРЫ является шлюзом, предотвращающим охлаждение дома зимой, и проектируют их шириной не менее 1,2 м, в семьях с инвалидами - глубиной не менее 1,5 м и шириной не ме­нее 2,2 метра. Перед входом в дом должна быть крыльцо - площадка на 4-5 см ниже уровня чистого пола первого этажа (отм. 0.00) - с наружной лестницей высотой 80-120 см от уровня планировочной поверхности земли. Над входом устраивается козырёк для защиты от осадков.

ВЕРАНДА часто играет роль дополнительного тамбура в доме, если разме­щается во входной зоне, должна иметь хорошую связь с кухней и общей комна­той, что позволяет использовать их в теплое время года как столовую и гостиную. Поэтому весьма желательно представляется ее ориентация в сторону сада.

ПЕРЕДНЯЯ – ХОЛЛ - ВЕСТИБЮЛЬ является коммуникационным центром в доме, связывает глав­ный вход с общесемейными, личными и хозяйственными помещениями. Жела­тельно, чтобы передняя имела естественное освещение, хотя возможно и освеще­ние вторым светом. Передняя должна иметь удобную связь с общей комнатой и другими помещениями зоны дневного пребывания. Здесь же может быть распо­ложена лестница, ведущая на второй этаж, в спальную зону. В случае, когда гараж встроен или пристроен к жилому дому, связь его с домом возможна через тамбур, выходящий в переднюю.

КОРИДОРЫ проектируют, как в квартирном жилище, минимальной шири­ной 0,85 м (для семей с инвалидами - 1,15). Коридоры, ведущие в жилые комна­ты, следует проектировать не уже 1,1 м. При размещении вдоль коридора встро­енных шкафов его ширину увеличивают на 55-60 см. В шлюзах и коридорах вы­сота потолка может быть уменьшена до 2,1 м за счет устройства антресолей.

Стремясь к компактности планировочного решения жилого дома, следует избегать устройства длинных коридоров, поэтому желательно, чтобы на втором этаже лестница приводила в ХОЛЛ 2 этажа, из которого можно было бы попасть во все помещения этажа. Желательно, чтобы холлы на втором этаже были осве­щены естественным светом и имели хорошие пропорции, что позволило бы ис­пользовать их как дополнительные помещения для занятий, отдыха и детских игр.

ОБЩАЯ КОМНАТА принимается площадью не менее 18 кв.м. Общую ком­нату, так как она является главным помещением дома, рекомендуется располагать вблизи от главного входа и непосредственно связать с передней. Минимальная ширина общей комнаты - 3,2 м. Чаще всего общую комнату проектируют квадратной (1:1) или прямоугольной (1:1,5) формы. Прямоугольная комната имеет больший периметр стены, что важно при меблировке помещения.

Окна в жилой комнате делают большими, часто одно широкое окно, или помещают по её главной оси эркер, иногда несколько меньших окон объединяют в общую группу. Общей комнате требуется прямой солнечный свет, поэтому ее ориентируют на юго-восток, юг или юго-запад. Для неё лучше всего отводить угол дома с тем, что бы окна были обращены в разные стороны.

СПАЛЬНИ должны иметь площадь минимум 8 кв. м, для двух человек при­нимают 10-12 кв.метров. Площадь спальной жилой комнаты в мансардном этаже двух- и более комнатных квартир допускается не менее 7 кв.м при условии, что общая комната имеет пло­щадь не менее 16 кв.м. Минимальная ширина спальни ­2,5 м. Спальни размещают в глубине квартиры рядом с са­нузлом. Вход в спальню выполняют из коридора или шлюза.

Пропорции спален более удлинённые, имеют прямоугольную форму, что даёт возможность удобнее размещать спальное и рабочее места. Для супружеской спальни значительно удобнее квадратная форма плана.

Глубина спальни не долж­на превышать ее двойной ширины. При площади порядка 20-24 кв.м большую комфортность проживания дают спальни со сложным планом. Ниши, альковы ис­пользуют как рабочую зону или для детской кроватки.

Наилучшаяориентацияспален - восток, юго-восток. Окна спален целесообразно направлять во двор дома, на зеленые зоны, учитывая зрительную изоляцию от окон других квартир. В двухэтажном или мансардном доме предпочтительно размещение спаль­ной зоны на второй этаже и наличие там же санитарного узла с ванной.

Встроенныешкафы имеют ширину 60 см для хранения платья и 30 см для хранения книг. Встроенные шкафы устраивают в виде перегородки между двумя комнатами или встраивают во внутреннюю продольную стену.

Все жилые комнаты проектируют непроходными.

ГАРДЕРОБНЫЕ КОМНАТЫ - небольшие помещения (ниши) для хранения белья, одежды, и переодевания. Вход может быть из спальни или шлюзов и коридоров, гардероб может быть проходным помещением. Гардероб проектируют площадью не менее 2-4 кв.м.

ДЕТСКАЯ КОМНАТА представляет собой спальню, которая днём служит также для местопребывания детей, и является местом детских игр и занятий, приёма гостей. Для семей с детьми целесообразно смежное размещение двух спа­лен с трансформируемой перегородкой для возможности их объединения в игро­вую комнату. Детскую комнату удобнее всего располагать возле спальни родите­лей. Предпочтительнее направление окон на юг и юго-восток. Комнаты для взрос­лых детей располагают в плане квартир более самостоятельно.

КУХНЯ предназначена для приготовления пищи, мытья посуды, сервировки стола и других процессов хозяйственного обслуживания семьи, очень часто ис­пользуется для принятия пищи. Отличием кухни от других помещений квартиры является особая микроклиматическая среда, связанная с загазованностью, повы­шенной температурой и влажностью воздуха. Поэтому кухня должна иметь хоро­шую вентиляцию и освещённость. При этом желательно наличие двух окон: одно используется для освещения рабочей зоны, другое для - столовой.

Площадь кухни должна быть не менее 8 кв.м. Пропорции кухни весьма раз­нообразны - от квадратной до прямоугольной с простой формой и более слож­ными очертаниями.Наилучшаяориентация кухни на север или северо-восток.

Кухню располагают в общесемейной части квартиры в удобной связи с вхо­дом. Полноценное помещение кухни состоит из двух основных частей: рабочей зоны и приёма пищи. Функциональные зоны размещают последовательно в на­правлении из глубины помещения к световому фронту.

В зависимости от величины кухни бывают нескольких типов: кухни-ниши, рабочие кухни, кухни-столовые, кухни-столовые-гостиные.

Кухня-ниша - это кухня, оборудование которой размещается в нише жилой комнаты, столовой или передней. Кухню-нишу устраивают в одно- и двухкомнатных квартирах оборудованных электроплитой. Кухни-ниши широко применяют в домах гостиничного типа в квартирах на 1-2 человек. Площадь кухни-ниши при­нимают от 1 кв.м (0,7х1,4 м) до 4 кв.м (0,7х5,7 м). Глубина ниши - от 0,7 до 1,1 м.

Рабочая кухня - изолированное помещение, предназначенное только для приготовления пищи, имеет естественное освещение и вентиляцию. Устраивают в социальном жилище, размещая столовую зону в общей комнате; в комфортабель­ном жилище располагают рядом со столовой. Непосредственная связь с общей комнатой или столовой - главное требование при расположении в квартире ­осуществляется через дверной проём или передаточное окно. Вход в рабочую кухню делают из передней или из коридора. Минимальная площадь обусловлена внутренним объёмом помещения, оборудованного газовой плитой - 8 кв.м, Пропор­ции рабочей кухни чаще прямоугольные.

Кухня-столовая предназначена для приготовления и приёма пищи. В экс­плуатации кухня-столовая очень удобна, так как превращается в дополнительную комнату. Вход проектируют из передней. Иногда кухню-столовую связывают с общей комнатой остеклённой дверью или раздвижной перегородкой. Рядом с об­щей комнатой располагать кухню-столовую не обязательно, но желательна корот­кая связь на случай приёма гостей. Площадь кухни-столовой для семей из 4 и бо­лее человек - 10-12 кв.м. В комфортабельном жилище кухня-столовая имеет пло­щадь 15-18 кв.м и более. При этом желательно наличие двух окон: одно использу­ется для освещения рабочей зоны, другое - для столовой. Обеденную зону целе­сообразно выносить в отдельный эркер или особую нишу.

САНИТАРНЫЙ УЗЕЛ жилого дома включает помещения, где располагается ванна, умывальник, унитаз и биде. Санитарные узлы могут быть совмещенными, когда ванна, умывальник и унитаз находятся в одном помещении, или раздельны­ми, когда ванна и унитаз расположены в разных помещениях. Санитарные узлы в двух-и трёхкомнатном доме должны быть раздельными, в 4-5-комнатных домах проектируют совмещённый санузел в спальной зоне и в зоне дневного пребыва­ния - туалет с умывальником, расположенный вблизи кухни и общей комнаты.

Для оборудования санитарных узлов выпускаются санитарно-технические приборы стандартных размеров. Размеры же самого узла определяются расста­новкой оборудования, его типом и направлением открывания дверей (см. Рис. 1). Ширина туалета во всех случаях должна быть не менее 0,8 м, длина - 1,3 м при открывании дверей наружу и 1,5 м - при открывании дверей внутрь. Помещения санитарных узлов оборудуются вытяжной вентиляцией. Желательно наличие ес­тественного освещения и проветривания в санитарных узлах. Размещение сани­тарных узлов зависит от размеров и особенностей планировки дома. Не допускается крепле­ние приборов и трубопроводов непосредственно к межквартирным стенам и пере­городкам, ограждающим жилые комнаты. Вход в помещение, оборудованное уни­тазом, непосредственно из кухни и жилых комнат не рекомендуется. Дополнительно возможно устраивать так называемый блок здоровья, состоящий из САУНЫ площадью 2,25 кв.м (1,5x1,5 м) и более, санузла, ТРЕНАЖЕРНОГО ЗАЛА и открытой части - террасы площадью около 25 кв.м (5x5 м).

Помимо обязательных площадей и помещений квартиры в ней зачастую предусматривают помещение для хозяйственных работ -ПОСТИРОЧНУЮ для стирки, шитья, глаженья с соответствующим оборудованием, площадьюоколо 6 кв.м.. Располагают постирочные вблизи от кухни, санузлов и хозяйственного входа.

ГАРАЖ (18 кв.м) и МАСТЕРСКАЯ (6-10 кв.м). Вход в гараж может быть ор­ганизован через тамбур главного входа, мастерская должна проектироваться вблизи хозяйственного входа.

КЛАДОВЫЕ и ШКАФЫ для продуктов проектируют площадью 2,2-3,5 кв.м в кухне.

ХОЛОДНАЯ КЛАДОВАЯ (2-9 кв.м), оборудованная полками, и ПОДВАЛ (8 кв.м) для длительного хранения продуктов располагают недалеко от кухни вне отапливаемого объёма жилого дома.

КОТЕЛЬНАЯ для газового отопления площадью не менее 6 кв.м должна проектироваться рядом с кухней или в цокольном этаже, иметь естественное освещение, вытяжную венти­ляцию и дымоход.

ОТКРЫТЫЕ (ЛЕТНИЕ) ПОМЕЩЕНИЯ - неотъемлемая составная часть комфортабельной квартиры. Площадь открытых помещений действующие нормы не ограничивают, а их форма имеет более вытянутые пропорции и меньшую глу­бину. Высоту ограждения балкона принимают не менее 90 см.

ЗАКРЫТЫЕ ТЕРРАСЫ, ВЕРАНДЫ, ЗИМНИЕ САДЫ, проектируют с южной стороны дома возле кухни или общей комнаты.

Естественное освещение должны иметь жилые комнаты, кухни, входные тамбуры (кроме ведущих непосредственно в квар­тиры), лестничные клетки. Показатель освещенности - отношение площади световых проёмов к площади пола этих помещений, как правило, должно быть от 1:5,5 до 1:8. В случае применения мансардных окон в мансардных этажах допускается принимать отношение 1:10. Например, жилая комната площадью 15 кв.м должна иметь оконный проём площадью около 2,8 кв.м.

Высота жилых помещений от пола до потолка должна быть не менее 2,5 м. Высота подвала - не менее 1,9 м, технического подполья - не менее 1,6 м.

7. ФункциональнО-планировочная схема взаимосвязи помещений.

Основным качеством планировочного решения одноквартирного жилого дома является четкая дифференциация помещений по назначению, группировка и удобная связь между ними, то есть неукоснительное применение принципа зони­рования. С целью наиболее рациональной функционально-планировочной органи­зации бытовых процессов современное жилище принято делить на две зоны ­дневного пребывания и спальную.

В первой группируются планировочные эле­менты, предназначенные для активного отдыха, приема пищи и хозяйственных работ, во второй - помещения для тихого отдыха, занятий и сна.

К зоне дневного пребывания относятся: общая комната, кухня или кухня-­столовая, подсобные помещения хозяйственного назначения, а также коммуника­ции и санитарные узлы. В спальную зону входят спальные комнаты, санитарный узел, гардеробная, встроенные шкафы для белья и т.п.

Все помещения одноквартирного усадебного дома могут быть расположены в одном уровне, с перепадом в пол-этажа или в двух уровнях. Объемно-­планировочное решение жилого дома с перепадом в пол-этажа или в двух этажах создает возможность четкого зонирования помещений по их назначению и позво­ляет более экономично использовать площадь выделенного участка. При таком решении в уровне первого этажа, как правило, располагаются общая комната, пе­редняя, кухня или кухня-столовая, санитарный узел с умывальником для зоны дневного пребывания, подсобные помещения (кладовые, постирочная), а на вто­ром этаже - спальные комнаты и санузел, гардеробная, детская комната, кабинет и т.д.

Уровни или этажи жилого дома сообщаются между собой внутренней лест­ницей, которая проектируется открытой или ограниченной стенами. Наиболее удобным является расположение лестницы в передней или вблизи нее. В этом случае пространство под ней может быть использовано для устройства шкафа, кладовой или санузла.

Состав помещений

Подвала 1 этажа 2 этажа (мансарды)

Наиме-нование Пло-щадь   Наименование Пло-щадь   Наиме-нование Пло-щадь
  Холл подвала     Тамбур     Холл 2этажа  
  Трена-жерная     Холл 1 этажа     Спальня  
  сауна     Кухня     Кабинет    
  с/у     Общая комната     Спальня    
  Котель-ная     Кладовая     Детская    
  Пости-рочная     С/у     С/у    
  кладовая           Зимний сад    
                         

Планы этажей

При выполнении плана этажа здания положение мнимой горизонтальной плоскости разреза принимают, как правило, на уровне 1.5 м над полом.

На планах этажей наносят и указывают :

· координационные оси здания в кружках диаметром 8 мм и размеры между ними;

· отметки участков, расположенных на разных уровнях;

· все оконные и дверные проемы, отверстия в стенах и перегородках с необходимыми размерами и привязками. Для проемов с четвертями размеры показывают по наименьшей величине проема.

· номера или наименования помещений. Номера помещений проставляют в кружках

· диаметром 8 мм;

· площади помещений. Площади помещений приводят в нижнем правом углу и подчеркивают сплошной толстой линией;

· толщину стен и перегородок и их привязку;

· цепочки размеров – одну по горизонтали и одну по вертикали через весь план здания.

К чертежам планов этажей прилагают экспликацию помещений с указанием наименований и площади этих помещений.

Разрезы

При выполнении разреза здания положение мнимой вертикальной плоско­сти разреза принимают с таким расчетом, чтобы в изображение попадали проемы окон, наружных дверей и лестница. Из видимых элементов на разрезах изобра­жают только элементы конструкций здания, открытые лестницы и площадки, на­ходящиеся непосредственно за мнимой плоскостью разреза. Конструктивные элементы здания, по которым проходит плоскость разреза, штрихуются в соответствии с материалом конструкций.

На разрезах наносят и указывают :

· Координационные оси здания в кружках диаметром 8 мм и размеры между ними;

· Отметки уровня земли, чистого пола этажей и площадок;

· Отметки низа несущих конструкций покрытия;

· Отметку верха стен, карнизов, уступов стен;

· Размеры и привязку оконных и дверных проемов, отверстий в стенах и перегородках, размеры проемов с четвертями указывают по наименьшей величине проема;

· Цепочки размеров – одну по горизонтали и одну по вертикали через весь разрез;

· Ссылки на фрагменты и узлы.

Фасады

Выполняются фасады: со стороны входа и боковой справа.

На фасадах наносят и указывают:

· Окна и двери с детализацией их крупных элементов в масштабе;

· Водоотвод с крыши и трубы на крыше;

· Координационные оси здания, проходящие в характерных местах фасадов (на­пример, крайние, в местах уступов в плане и перепада высот);

· Отметки уровня земли, входных площадок;

· Наружные пожарные и эвакуационные лестницы.

D Изображения

Выполняется только одно изображение в перспективе, где студент самостоятельно выбирает наиболее интересную точку стояния камеры и направление освещения и желательно с малыми архитектурными формами на проектируемом участке расположения дома без временных зданий – сараев, теплиц, гаражей, туалетов

- участок примерно размером 25х24м. или по заданию,

- изображение выполняется в цвете (темпера или акварель) формат 75х55 см. в центре размером примерно 1/3 – 1/2 размера листа,

- на свободном пространстве листа расположить, на фоне отмытого ландшафта или антуража: генеральный план, планы этажей, фасады,

- оформление листа согласно требованиям СПДС, СНиП и Инструкции.

Оформление альбома проекта

Готовые листы разработанного проекта брошюруют в единый альбом, с титульной обложкой , на которой приводится:

· Наименование темы (например: «Двухэтажный мансардный жилой дом деревянной каркасной конструкции.» );

· Автор проекта ( студент факультета, курс группа);

· Руководитель проекта ( преподаватель кафедры « Архитектура», ф.и.о.);

· Дата сдачи проекта ( месяц, год ).

Особо следует оговорить подачу справочно-информативных данных на титульном «паспортном» листе проекта.

Приводятся следующие показатели:

· Область применения - климатический район, геологические условия

· Расчетные температуры наружного воздуха.

· Класс здания........

· Степень долговечности.......

· Степень огнестойкости……….

· Ориентация......

Приводится перечень строительных конструкций здания с указанием их статической роли и материалов.

· Строительные конструкции……

· Фундаменты……

· Стены………

· Перекрытия ( цокольные , междуэтажные и чердачные ).......

· Крыша........

· Кровля........

Расчетная часть состоит из технике - экономических показателей и объёмно- планировочных коэффициентов, определяющих оптимальность принятого решения.

Технико-экономические показатели.:

· Жилая площадь ( кв. м. ) - Пж;

· Общая площадь ( кв. м. ) - По;

· Площадь летних помещений (кв. м.) - Пл;

· Площадь наружных стен ( кв. м.) - Пнс

· Строительный объём ( м. Куб.) - Со

Планировочные коэффициенты.:

· Отношение строительного объёма к жилой площади ......

· Отношение площади наружных стен к общей площади жилого дома.........

На листах с разработкой основных конструктивных элементов здания (фундаменты, стены, перекрытия и крыши) приводятся спецификации требуемых конструктивных изделий ( с условной маркировкой , габаритами и их количеством). В спецификации конструктивные элементы маркируют условно по габаритам длины и ширины, выраженных в .дециметрах. Ниже - таблица спецификации.

12.1. ШТАМП ( все размеры даны в мм.). основы архитектурного проектирования - student2.ru

12.2.СПЕЦИФИКАЦИЯ..ИЗДЕЛИЙ основы архитектурного проектирования - student2.ru

На листах с разработкой наружной конструкции стены приводится её теплотехнический расчёт.

При разработке деталей и конструкций все материалы показывают в соответствии с их условными обозначениями, установленными требованиями Е.С.К.Д., а типы применяемых материалов и их размеры раскрывают на выносках (см. приложение №1 ). В приложении №2 даётся наглядный пример конструктивной разработки курсового проекта « Малоэтажный жилой дом».

Приложение № 1. Оформление узлов и деталей

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

Приложение № 2. Пример проекта жилого одноквартирного дома.

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru

основы архитектурного проектирования - student2.ru Приложение № 3. Пример СОДЕРЖАНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ жилого одноквартирного дома.

а) реквизиты одного из следующих документов, на основании которого принято решение о разработке проектной докумен

Наши рекомендации