Концепция управления рисками

Методология управления рисками, имеющаяся на сегодняшний день, подразумевает активную работу с источниками и последствиями определяемых угроз. Вообще, управление рисками является совокупностью процессов, основой которых служит идентификация и анализ рисков и разработка мер по минимизации уровня негативных последствий как результата наступления рисковых событий.

В PMBoK (Своде знаний по управлению проектами (от англ. Project Management Body of Knowledge)) выделяются шесть основных процессов управления рисками (рис. 22.3).

Концепция управления рисками - student2.ru

Рисунок 22.3. Визуальная схема последовательности основных процессов управления рисками.

Т.е., к основным процедурам управления проектными рисками относятся:

- идентификация рисков;

- анализ риска (качественный и количественный);

- планирование реагирования на риски;

- контроль над рисками.

Идентификация – это определение рисков, основанное на определении продуцирующих их факторов, а также документальное оформление параметров этих рисков. Качественный и количественный анализ причин возникновения и возможности отрицательных последствий необходимы для формирования оценочной процедуры. Планирование реагирования на найденные риски предполагает создание комплекса мер, направленных на снижение негативного воздействия рисков на параметры и результаты проекта. Но главенствующее место в этой системе занимают именно мониторинг рисков и контроль над ними – они осуществляются на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Благодаря умелому управлению рисками можно достичь:

- объективного восприятия и понимания участниками проекта неопределенностей и рисков, связанных с его реализацией, их источников и возможных отрицательных событий как результата появления рисков;

- поиска и расширения возможностей для эффективного решения проектных задач с учетом найденных неопределенностей;

- разработки путей минимизации проектных рисков;

- доработки проектных планов с учетом выявленных рисков и комплексов мер по их минимизации.

Проектные риски могут управляться как менеджером проекта, так и всеми участниками проектной команды в разной степени. В процессе применяются методы экспертных оценок, мозговые штурмы, обсуждения и интервьюирование, а также программно-математический аппарат и т.д.

Перед тем как начинать управление рисками, необходимо сформировать информационный контекст, в который входят внешние и внутренние условия для решения задач. К внешним условиям относятся конкурентные, экологические, технологические, социальные, правовые и экономические, политические и прочие аспекты. А внутренние состоят из ряда характеристик – это:

- характеристики проекта и его целей;

- характеристики структуры и целей компании-организатора проекта;

- корпоративные регламенты и стандарты;

- информация о ресурсном обеспечении проекта.

Начинать же управление проектными рисками, как и следует полагать, нужно с планирования.

Планирование управления рисками

Планирование управление рисками – это первый процесс среди всего комплекса процедур по работе с проектными угрозами. Планирование – это инструмент, позволяющий определить выбранные методы, инструменты и степень организации управления относительно конкретного проекта. Институт по управлению рисками (PMI от англ. Project Management Institute) придает данному процессу огромное значение в плане коммуникации с каждой заинтересованной в проекте стороной. В Руководстве PMBoK предлагается такая схема планирования управления рисками (рис. 22.4).

Концепция управления рисками - student2.ru

Рисунок 22.4. Схема планирования управления рисками в Руководстве PMBoK.

План управления рисками является документом, состоящим из нескольких разделов, а именно из:

- общих положений;

- основных характеристик компании-организатора проекта;

- уставных характеристик проекта;

- целей и задач управления рисками;

- методологического раздела с описанием методов, средств анализа и оценки, источников сведений, рекомендуемых для использования с целью управления проектными рисками (все инструменты и методы необходимо расписывать по стадиям проектной реализации);

- организационного раздела, включающего в себя распределение ролей и ответственности среди членов проектной команды, а также описание взаимосвязей с другими элементами управления проектом;

- бюджетного раздела, включающего в себя правила формирования и обеспечения выполнения бюджета управления рисками;

- регламентного раздела с указанием сроков, периодичности и продолжительности операций по управлению рисками, форм и состава управляющих документов;

- метрологического раздела, состоящего из принципов оценки, правил пересчета параметров и справочных шкал (они выполняют функцию вспомогательных средств для качественного и количественного анализа);

- пороговых значений рисков – допустимых значений рисковых параметров на уровне проекта и отдельных угроз (необходимо учитывать важность и новизну проектной реализации);

- раздела отчетности, рассматривающего вопросы периодичности, формы, порядки заполнения, сдачи и рассмотрения отчетов;

- раздела мониторинга и документационного обеспечения управления проектными рисками;

- раздела шаблонов для управления проектными рисками.

После завершения этапа планирования управления рисками следует процесс их идентификации.

Наши рекомендации