Бюро Снохетта. Концепция социального и экологически ориентированногодиалога
Для команды Снохетта характерно творчество по трем основным направлениям: архитектура, ландшафтный дизайн и графический дизайн. Как следствие, самовыражение Снохетта можно назвать пограничным: их работы всегда рождаются на грани архитектуры и арт-объекта, экологической «устойчивости», новых и традиционных технологий в межсистемном поле. Большинство построек располагается на территории Норвегии (табл. 40, 44), однако есть и зарубежные работы: входной павильон мемориального музея 11 сентября в комплексе ВТЦ и реконструкция Таймс-сквер в Нью-Йорке, новый корпус музея современного искусства в Сан-Франциско, дополняющий знаменитое здание Марио Ботты, очередной Онкологический центр Мэгги в Шотландии, метро в Испании, музей в Мексике.
В постройках Снохетта прочитываются различные аспекты интегративности. Пространственно-временная интеграция проявляется в чуткой работе с ландшафтом, своего рода, геологическим контекстом места. Как правило, объекты взаимодействуют с землей напрямую, как в самом первом прорывном объекте бюро – библиотеке в Александрии, или вступают в синергетическую взаимосвязь, как в павильонах, расположенных в просторе горного пейзажа. Авторы подчеркивают, что знаковый прием погружения в ландшафт адресует к концепции времени и памяти места. В театре в Осло архитектура и вовсе рождает ландформный массив, дающий возможность посетителям и просто прохожим буквально на физическом уровне пережить связь архитектурной формы и стихии.
Можно сказать, что в творчестве Снохетта целая отдельная глава посвящена архитектурным пространствам, интегрированным в характерную природную стихию – фьорды, горные гряды, открытые водные просторы. При проектировании отеля на Лофотенских островах, входящих в один из Национальных туристических маршрутов Норвегии, использована концепция «среди стихий»: между океаном и горами – синтез, подчеркнутый закругленной формой объекта. Наиболее выразительная грань природно-художественной интеграции раскрывается в концептуальном павильоне для наблюдения за северными оленями «Тверфьельхютта», расположенном на окраине живописного норвежского заповедника Dovrefjell National Park с видом на горный массив Снехетта. Сердцем миниатюрного объекта стала органическая скульптурная форма, приглашающая посетителя к созерцанию пейзажа. Горный ландшафт словно пронизывает архитектуру, которая становится его отражением, что и рождает основную синестетическую ноту. Удивительно, что природоподобная форма стала результатом сочетания 3D-моделирования и цифровых методов управления фрезерными станками норвежские судостроителей и местного традиционного метода сборки с использованием колышков (табл. 40).
Характерно, что свое творчество авторы позиционируют во многом как междисциплинарную деятельность в синтезе архитектуры и современного искусства – для бюро характерно сотворчество с ведущими концептуальными художниками – в художественном «поле» интеграции. Неслучайно, что один из наиболее нашумевших объектов последнего времени, Норвежский национальный театр оперы и балета (2008 г.), бюро разрабатывало совместно с актуальным мастером архитектурно-художественного медиа О. Элиассоном .
В своей лекции в Москве Йенни Осульдсен, ландшафтный архитектор, одна из партнеров «Снохетты», подчеркнула, что использование художественного символизма признается одной из характерных черт бюро. Архитекторы стремятся не к постмодернистской игре, а к особой образной философии, следуя заветам главного норвежского архитектора ХХ века Сверре Фен. Основатели мастерской Хьетиль Торсен и Крейг Дайкерс конструируют концепции своих проектов, используя метафизические понятия: «прошлое», «настоящее», «будущее», «горизонт». Источником вдохновения в большинстве случаев служит ландшафт, а ландшафтные архитекторы признаны полноправными участниками творческого процесса.
В архитектуре Снохетта органично закрепились приемы урбанистического дизайна, вступающие в диалог с публикой. Архитектурный дизайн воплощается в сериях павильонов (Serpentine Gallery Pavilion, 2007 г.) или временных праздничных конструкций (надувная сцена Tuballoon, Kongsberg Jazz festival, 2006 г.), всегда находясь на острие технической инновации. Дигитальный дизайн применен в проекте Центра знаний и культуры Короля Абдулазиза в Саудовской Аравии, концепция которого родилась из фразы Итало Кальвино о том, что «культура – замковый камень арки». Следуя норвежской традиции, архитекторы формируют ландшафт, организуя парк из привычной к жаре местной флоры. Фасадная поверхность башни для компании Deloitte в Осло по проекту Snøhetta представляет орнаментальный паттерн салфетки Серпинского из панелей фабричного изготовления.