Сергей Чобан. Концепция синтеза ощущения пространства и художественного образа
Творческие позиции Сергея Чобана находятся на динамическом перекрестке, обнаруживая разные доминанты: образные, феноменологические, контекстуальные. И все же в большей степени отнесем совокупность деятельности автора к художественному руслу. Являясь интернациональным мастером, С. Чобан соединяет в творчестве европейскую тенденцию прагматической, но чувственно емкой архитектуры и дух родного города. При этом посыл идентичности, присущей Санкт-Петербургу, подкрепленный архитектурно-художественным академическим образованием, присутствует скорее латентно, на уровне архетипа профессионального мышления – «школы». Академическая традиция и в настоящее время во многом питает авторскую архитектуру, наряду с опытом периода «бумажных» проектов. Все это сохранило и развило страсть к рисунку, а точнее к архитектурному образному мышлению в художественном материале, посвященному естественным взаимосвязям архитектуры и места, человека и пространства, а также архитектурного объекта и проектной графики (табл. 35).
Таким образом, С. Чобан в полной мере придерживается идеи проживания архитектурного пространства в процессе проектирования, которое для мастера начинается со стадии рисунка – рисунка-образа, рисунка-сюжета, рисунка-впечатления. Художественный подход поддерживается также особым чутким отношением к материальности поверхности, фактурам и архитектурной деталировке. Для мастера характерно особое внимание к градостроительному контексту и ансамблевый подход. Пространственно-временной слой авторского творчества наравне с историческими мотивами конкретного места составляют метафорические воспоминания о стилях прошлого и архитектурные фантазии. Не случайно к одному из самых ценных произведений своей коллекции архитектор относит рисунок Дж. Б. Пиранези.
Безусловного уважения заслуживает деятельность С. Чобана в сфере популяризации художественного языка зодчего. С. Чобан – член Американского общества архитектурных графиков (ASAI). В 2009 году основал Фонд для организации музея архитектурной графики в Берлине. Здание Фонда по проекту самого Чобана стало целостным воплощением творческой индивидуальности мастера в единстве формы и содержания. В начале 2010 года в Немецком Музее Архитектуры (DAM), Франкфурт-на-Майне, организовал выставку «Архитектурные миры», на которой экспонировались авторские рисунки и архитектурная графика из его собрания. Имена и география мастеров прошлого, представленных в коллекции, впечатляет: Ф. Юварра, Д. Б.Пиранези, Каналетто из Италии: Ш-Ж Н. Шарль и М-А Шалль, Г Роббер, Ж-Л Давид, Ж. Суфло из Франции; Я. Ф. Хаккерт, Лео фон Кленце (1784-1864) из Германии; а также западноевропейские мастера, работавшие в России – Д. Кваренги, В. Бренна, П. Гонзага, Ж-Ф. Тома де Томон, О. Монферран и другие.
Грани авторской концепции раскрывают основные постройки. В жилом комплексе «Дом у моря» в Санкт-Петербурге, разработанном совместно с мастерской Е. Герасимова, по словам критиков, авторам удалось соединить приемы классики и модернизма в одном ансамбле. Гармоничное единство достигнуто с помощью готического S-образного изгиба комплекса, позволяющего выстраивать характерные осевые композиции с дугообразным завершением – отсылка к устойчивому архетипу дворцового Петербурга. Вместе с этим архитектурно-градостроительное решение на редкость живописно и тяготеет к модернистской пластике и парковой проницаемости, отражающей «стихийный» дух Крестовского острова. Стилистика архитектуры словно застыла в динамическом промежутке, соединив строгую парадность, стать и игровую свободу. Художественный образ ассоциируется с черно-белой графикой с образцовым штрихом (поверхности фасадов) и изящной прорисовкой деталей, например, скругленных или острых углов.
Показательно, что к рассуждениям о существующих и возможных решениях в городской среде С. Чобан подходит с художественных позиций. Международный статут архитектора дает ему возможность сравнивать отечественный и зарубежный пути в исторической и культурной перспективе. По его мнению, в мире используются два основных архитектурных типа: здание-скульптура и здание-фасад. Другая оппозиция очевидна в вопросе стиля: приоритет «роскоши», раскованности формы и аскетичная архитектура полутонов, нюансов, намеков. В западном сознании все чаще преобладает второе. «На Западе существует отношение к зданию как к дорогому платью, которое балансирует на грани абсолютной скромности и абсолютного изыска», поясняет архитектор и убеждается: «минимализм – это не только позиция архитектора, но и культурная позиция общества, то есть, там глаз настроен несколько иначе». «Я считаю, что в силу климата и традиций Россия не принимает неких формальных исканий, которые сейчас так развиты на Западе: работа на «нулевом стыке», работа на абсолютном отсутствии глубины фасада, все это быстро стирается плохой погодой и суровым климатом. В России была своя «минималистическая» архитектура, это средневековое зодчество Новгорода и Пскова, но и там суровость смягчалась довольно развитыми орнаментами на фасадах», – утверждает мастер [331].
Архитектура С. Чобана во многом выстроена в диалоге этих полюсов. Для «фасадной» архитектуры автор применил новаторскую для России технологию масштабного электронного принта на стеклянной поверхности. Так, в доме на Каменноостровском проспекте «напечатаны» классицистические, ренессансные формы, а в аранжировке бизнес-центра «Бенуа» использован «повествовательный орнамент» по мотивам театральных эскизов Александра Бенуа. «Дом Бенуа», как его называет автор, открыл дорогу новому декоративному направлению не только для Петербурга. Однако сам мастер продолжил поиски граничных состояний поверхности: в Гранатном переулке орнамент выходит из плоскости в объем в форме рельефа, приближаясь к классическим образцам. Здесь для С. Чобана важно подчеркнуть «умением стареть», которым обладает камень, как в образцах древнерусского зодчества. Вместе с этим автор ведет двойной диалог с А.К. Буровым: с его Домом архитекторов напротив и его программным высказыванием о возможностях орнамента в строительстве. Противоположный полюс представлен башней «Федерации» в московском Сити, которую автор окрестилабсолютной «скульптурой» с присущей ей выразительностью формы и силуэта.
Квинтэссенцией поиска меры объема и плоскости в архитектуре стало здание Фонда архитектурного рисунка Сергея Чобана в Берлине, рождающее интегральный образ скульптуры-графики (табл. 35, 44). В музее автору посчастливилось реализовать архитектурное обрамление для собственной коллекции. При этом диалог графики и архитектуры решен с необходимой долей такта: значительная часть объем остается принципиально закрытым, непроницаемым, материально-массивным, но при этом словно проявляет на своей поверхности художественное содержание в форме рельефов. Такой образ с одной стороны продолжает одну из устойчивых мировых тенденций в трактовке музейных комплексов, а с другой – подчеркивает специфику, сохраняя границу архитектуры и архитектурной графики как «отдельного вида искусства и абсолютно ни на что не похожего явления», по словам автора-коллекционера [331].
Сегодня настоящим знаком времени в архитектурной жизни Санкт-Петербурга стали градостроительные конкурсы, позволяющие архитекторам соприкоснуться с ценными контекстами среды. Для С. Чобана это еще и органичное продолжение его ансамблевого подхода, основанного на системном пространственном и историко-культурном анализе с воплощением метафор места. Ярким примером такого рода работы стал интегральный проект «Набережная Европы», победивший в архитектурно-градостроительном конкурсе в сотворчестве с бюро «Евгений Герасимов и партнёры» (Санкт-Петербург).