Гезамткунстверк как «идеальная» полиинтерация
В истории ХХ века известны полиинтерационные художественные замыслы, перешагивающие все известные, в том числе, синтетические виды творчества. Идея гезамткунстверка во многом остается мечтой о наиболее полноценном и выразительном искусстве. Gesamtkunstwerk (нем.) – творческая концепция, в основу которой положены представления об идеальном произведении, объединяющем в себе синтез всех видов искусства – музыки, поэзии, танца, живописи, скульптуры и архитектуры [210]. Гезамткунстверк термин введен в обращение композитором Рихардом Вагнером в середине ХIX века, обозначает в дословном переводе с немецкого совокупное художественное произведение. Этим понятием Вагнер стремился описать «искусство будущего», которое виделось ему как синтез, объединение всех видов искусств. Данная концепция брала начало из панэстетических позиций романтизма [300].
Для Р. Вагнера конкретным воплощением этого синтеза были музыкальные драмы, постановки с использованием специфических сценических средств. Многие современники Вагнера разделяли его идеалистические устремления. Так, в России эту идею проповедовал писатель, музыкальный критик и философ Владимир Одоевский. В Швейцарии синтетический подход к искусству использовал в своих работах над сценическими декорациями театральный художник и теоретик Адольф Аппиа, а в Англии – Эдвард Гордон Крэйг. Влияние идеи синтеза искусств можно было наблюдать в постановках «Русского балета» Дягилева, а Эйнзенштейн воплотил идею Гезамткунстверка в кинематографе.
В первой половине ХХ века идея синтеза искусств продолжает витать в воздухе и вдохновлять на поиски новых выразительных средств художников, музыкантов, теоретиков искусства. Среди тех, кто активно занимается вопросом синтеза искусств, был Василий Кандинский, который ощущал взаимосвязь между разными видами искусства и необходимость их объединения для создания новых, особенных и уникальных произведений.
Впервые об этом он пишет своей книге «О духовном искусстве», где он озвучивает идею духовного родства всех видов искусства, а особенно музыки и живописи [117], в дальнейшем он продолжает развивать эту мысль. В понимании Кандинского, максимально сущность синтетического искусства (в его терминологии – «монументального») могла проявиться в «сценических композициях», которые отличаются от обычных сценических постановок тем, что они абстрактны. На первое место выходит цвет. Именно на сцене цвет должен обрести то движение, которое ему недоступно живописи.
С 1909 по 1914 год Кандинский создал четыре сценических композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук», в которых гармонично соединялись музыка, цвет, пластика и слово. В 1914 году в Мюнхене В. Кандинский в соавторстве с А. Кубиным, Ф. Марком и А. Макке готовили к постановке «Желтый звук» на музыку Ф. фон Гартмана. Либретто было опубликовано в альманахе «Синий всадник» в 1912 году. Осуществлению замысла помешала первая мировая война [300]. Впервые произведение было поставлено 12 мая 1972 года в Музее Гугенхейма.
Синтетические творческие эксперименты в области архитектурного образования Кандинский осуществлял в период преподавания в Баухаузе в Веймаре. «Как известно, именно в Баухаузе успешно решалась связь искусства и ремесла, а позже – архитектуры и техники… В 1919 году Вальтер Гропиус объединил обе школы (школу ремесел и школу искусств) и создал Государственный Баухауз Веймар, ставший всемирно известным благодаря таким ученым, как Л. Файнингер, Й. Иттен, В. Кандинский, П. Клее, О. Шлеммер и другие» [50]. Культурная жизнь этого учебного заведения открыта для всевозможных экспериментов. И в 1928 году Кандинский готовит и осуществляет постановку сценической композиции к циклу пьес для фортепиано Мусоргского «Картинки с выставки», акварельные наброски к которым хранятся в Центре им. Ж. Помпиду.
В 1913–1915 гг. по проекту Рудольфа Штайнера, немецкого философа, мистика, писателя, драматурга и художника, основателя антропософии, было построено здание Гётеанума (Goetheanum) «Goetheanum» – латинизированная форма от имени Й.-В. Гёте, идеи, темы и образы которого Р. Штайнер использовал в своем творчестве. Сооружение было воздвигнуто в Дорнахе, близ Базеля, в Швейцарии, силами участников антропософского движения из разных стран мира. По замыслу Штайнера, двухкупольная постройка из дерева должна своей формой выражать идеи антропософии.
Здание Гётеанума предназначалось для художественно-драматических изображений и должно было стать художественным воплощением... живых элементов духоведения – познания внутреннего, духовного человека [360], но не в традиционных формах аллегорий, символов и эмблем, а самой природой, что определило его органические формы. В новогоднюю ночь 1923 г. деревянное здание сгорело, в 1925-1928 гг. на том же месте построено новое здание из бетона (табл. 26).