Ле Корбюзье.Коцепция синтеза пластических искусств
Синтетическую взаимосвязь пластических искусств, воплощаемую через категорию формы, с чем связан поиск единого пластического начала, подчеркивал Ле Корбюзье. Символично и название каталога, выпущенного к выставке 2012 г. в Москве, «Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой». При этом значение пластики мастером рассматривалось гораздо шире – в диапазоне восприятия всех органов чувств. Так, мастером упоминается даже «акустическая» пластика: комментируя капеллу в Роншане, одно из наиболее выдающихся архитектурно-художественных произведений пластического синтеза, он отмечал: «Это своего рода скульптура акустического свойства, то есть она направляет вдаль энергию своих форм и получает в ответ давление окружающих пространств…» [128]. И далее: В подлинно пластическом произведении, долго живущем, на первом месте стоит форма… [128, с. 135]. Вероятно, здесь возможно говорить о еще более высоком уровне художественной интеграции – своего рода синергии произведения и его многоуровневого окружения на основе пластического начала.
Высказывание Корбюзье еще раз подтверждает его интеграционные воззрения на формирование органического пространственного объекта: «…Тело выстроенного сооружения – выражение трех главных искусств в их солидарности» [128]. Имеется в виду родство живописи, архитектуры и скульптуры, которое обнаруживают исследования пластического универсума. Собственно концепция пуризма в своей основе соответствовала идее целостности картины мира, т.к. он строится на основе законов, управляющих живописным пространством. Картина мыслится как единое целое, ее цель – предметное воссоздание всего мира.
При рассмотрении творческих позиций Ле Корбюзье обнаруживается ряд проявлений авторского интеграционного подхода, связанных с осмыслением взаимосвязи внутреннего и внешнего и с наблюдением за органикой окружающего мира природы. Видно, как оба эти направления определяют авторскую концепцию целостности, которая проявилась и утвердилась в принципах живописного пуризма и в знаменитых архитектурных принципах архитектуры модернизма. Мастера интересует своеобразная память органической формы, сообразность отдельных природных форм мировому целому, самому процессу рождения и жизни как явлению. «… Наблюдая за поворотами и изгибами рек Уругвая…, Ле Корбюзье формулирует закон извилины, согласно которому крутые повороты и извилины речных путей аналогичны процессу творческой деятельности человека [128].
Корбюзье в своих исследованиях уделял большое внимание исследованиям взаимосвязи внутреннего и внешнего. «Изнутри наружу есть фундаментальный принцип… Ценность каждой вещи заключается в ее замысле, ее животворящем начале. Мы ничего не замечаем, не восхищаемся и не любим, пожалуй, за исключением очевидно прекрасного, пока путем исследования не проникнем извне в самое сердце вещи», – писал архитектор [128]. Исследуя границу внутреннего и внешнего, мастер отмечал, что пустота, фон или промежуток между предметами играет ту же роль, что и сами предметы». Эта позиция находится в русле теорий новейшей архитектуры и градостроительства, уделяющих большое внимание исследованию буферных зон.
Исследователи указывают на использование художественных приемов трансформации пространственно-временного строя произведения у Корбюзье таких, как своеобразный «анжамбеман», позволяющий одному элементу быть принадлежностью двух или более пространств, усиливая эффект их взаимодействия. «Анжамбеман» в риторике и поэзии происходит от онтологических значений термина «перешагивать, нарушать границы» и обозначает нарушение соразмерности синтаксиса и метрики, когда фраза выходит за границы стихотворной строки.
По мнению Колина Роу и Роберта Слуцки, исследователей пластических поисков Ле Корбюзье и его архитектуры, творчеству мастера присуща «феноменальная прозрачность». Уделяя преобладающее внимание художественной проблематике архитектуры и вопросам психологии восприятия, Ле Корбюзье писал: «В архитектуре – физика – одно из главных условий; в архитектуре – психология чувств – сам процесс работы, так пропорции – результат соотношения масс и линий, отмеченных чувствами. Конструкция – опора всякой архитектуры, архитектура – над конструкцией, она в творчестве, в соотношениях высшего порядка. Эти отношения – пластические» [128, с. 267].
Концептуальное обращение к теме музея стало для Ле Корбюзье важнейшей вехой в развитии авторской идеи синтеза пластических искусств, а также в отработке универсальных пространственных структур саморазвития. При этом смысловой аспект темы отсылает к задачам научного исследования синтетических художественных принципов, которое должно стать главной функцией проектируемых центров. Мастер проектирует Экспериментальный центр синтеза главных искусств, Постоянную лабораторию главных искусств, наконец, знаменитый Мунданеум – всемирный научный и образовательный центр в честь бельгийского гуманиста Поля Отле, сориентированный на расширение научного знания [128]. Так, структурная модель Музея познания, воплощенная в проектах для Ахмудобада и Парижа, несла неограниченный потенциал роста на основе закона спирального развития.