Теория поля в различных областях знаний как метафора интеграции

Для определения специфики предложенной теории художественной интеграции и нахождения ее места обратимся к аналогиям интегральных и полевых методов в различных областях знания, принимая во внимание принцип полярности в естественнонаучных и гуманитарных подходах, а также метасистемную роль философских взглядов(табл. 6). Предложенный полевой алгоритм перекликается с интеграционными тенденциями точных наук, прежде всего, с концепцией «единой теории поля» («теории всего»), призванной скоординировать фундаментальные физические теории:

- теорию гравитации (абсолютного пространства) И. Ньютона;

- релятивистскую теорию гравитации А. Эйнштейна;

- квантовую электродинамику Максвелла-Лоренца.

Открытие поля явилось принципиальным сдвигом научного мышления первоначально в физике, а позднее и в других науках. Проявления и функции полевых взглядов различны. Во-первых, идея поля используется для изучения физики микромира и макромира, различных излучений и волн, примером чему служат разработки атомной физики и волновая теория света. Во-вторых, полевой принцип стал основой понимания жизни открытых систем и хода процессов в сложном переплетении связей и взаимодействий, что используется в синергетической картине мира. Также поле вводится в методику описания любой точки пространства как абстрактный теоретический конструкт, позволяющий смоделировать невидимые (возможно, даже несуществующие) силовые воздействия, определить координаты, измерить действующие в данной точке силы. Наконец, полевые взгляды активно проникают в самые разные науки (математику, биологию, психологию, социологию, кибернетику, лингвистику, архитектуру), обозначая гибкость и вариативность значений в постоянно трансформирующемся мире. Рассмотрим проявления полевых теорий в различных областях знаний.

Идея обнаружения общей системы связей всех возможных взаимодействий, встроенных в целостную теоретическую модель, нашла отражение в единой теории поля (или теории всего) альтернативной физики. Действительно, сама идея интегрального описания максимума явлений действительности представляется весьма заманчивой для ученых. Несмотря на некоторую утопичность и балансирование на грани науки, представляется, что подобные теории имеют совершенно оправданную основу – признание глобальной взаимосвязи процессов и явлений. Сегодня полевой принцип наиболее часто ложится в основу подобных интеграционных подходов, хотя стоит признать возможность построения теории всего и без использования полей.

Единая теория поля (или теория всего) – гипотетическая объединённая физико-математическая теория, описывающая все известные фундаментальные взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное ядерное и слабое ядерное взаимодействия. Неслучайно термин закрепился и используется для популяризации квантовой физики, в русле которой предложено наиболее актуальное на сегодняшний день понимание нестабильных открытых систем.

Известно, что «общая теория поля» Альберта Эйнштейна осталась не обнародованной. Вначале ученые предприняли попытку к объединению электромагнитного и слабого взаимодействий в теории электрослабого взаимодействия, созданной Стивеном Вайнбергом, Шелдоном Глэшоу и Абдусом Саламом в 1967 году. В 1973 году была предложена теория сильного взаимодействия. Последовали версии теорий Великого объединения (например, теория Пати – Салама, 1974 год), в рамках которых удалось объединить все типы взаимодействий, кроме гравитационного [304].

Сегодня построение единой теории поля все чаще связывают с теорией элементарных частиц. Это феноменологические полевые модели: квантовая хромодинамика (кдх), калибровочные теории, использующие более широкие группы внутренних симметрий (su(5), su(8), su(10), su(11) и т.д.), суперсимметричные модели, объединяющие фермионы и бозоны, теория великого объединения, теория струн, мембран, бран; м – теория.

На сегодняшний день существует целый ряд объединяющих теорий, обладающих собственным алгоритмом и системой доказательств, большинство из которых, однако, не находят строгого научного или экспериментального подтверждения, оставаясь таким образом своего рода «визионерским» дискурсом в науке. Примером одного из современных подходов является «Единая теория поля, пространства и времени» В.Я. Косыева, с помощью которой ученый выстраивает свой механизм расширения замкнутого пространства-времени и предлагает уравнения единой теории поля, определяющие закономерность взаимного преобразования электрического, магнитного и гравитационного полей. Вместе с этим указанные поиски обнаруживают родство с вполне легитимными областями фундаментальной науки: квантовой теорией гравитации, квантовой механикой, общей теорией относительности, которые со временем, безусловно, будут еще более плотно задействованы в построении общей системы [315].

И.П. Макарченко предлагает наиболее популярное изложение общей теории поля, отталкиваясь от Общей теории относительности А. Эйнштейна и новой математической парадигмы [148]. При этом автор последовательно определяет следующие основания теории:

- математика комплексных чисел;

- четырехмерное комплексное математическое пространство и комплексная геометрия;

- четырехмерное физическое пространство;

- закон сохранения энергии-импульса;

- материя, движение и пространство – едины, они – суть проявления одного и того же.

Поведение человека также можно исследовать с помощью полевых методов. Оригинальную теорию личности предложил немецкий психолог Курт Левин (1890-1947 гг.), чему опосредованно способствовали открытия в математике, физике поля, атомной физике, биологии. «Теория психологического поля» была разработана в русле гештальтпсихологии и описывала механизм поведения личности в совокупности окружающих условий, процессов, предметов, которые, по мнению ученого, имеют определенный заряд (валентность). Эти энергетические заряды, вызывающие напряжение человека и последующую ответную реакцию, как раз и формируют психологическое поле. Экспериментальным путем было доказано, что существуют универсальные проявления поля, которые вызывают однотипную реакцию всех испытуемых, а также индивидуальные, когда валентность меняет свой знак в зависимости от характера, предпочтений и потребностей конкретного человека [318].

Теория поля сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. Теория Курта Левина является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности [318].

Наши рекомендации