М. П. Кравченко.Интегративные аспекты теории фракталов
Особое место в многослойной синергетической сфере занимает теория фрактальных структур самоподобия, изначально связанных с категорией формы, а следовательно, и с вопросами формообразования. В работе 2010 года «Развитие фрактальной теории в архитектуре» М.П. Кравченко исследует генезис понятия в совокупности мировоззренческих, философских, научных и эстетических предпосылок в проекции на архитектуру и градостроительство в ХХ века и начала XXI. При этом особенно ценным представляется именно интегральный взгляд автора, учитывающий художественные возможности: «Поиск эффективных способов гармонизированного сочетания иррационального и рассудочного, соответствия художественного образа объекта концептуальной сущности информации, делает обоснованным использование в архитектурном формообразовании не только фрактального принципа, но и самих фрактальных структур. Уникальная способность фрактала синтезировать эмоциональный посыл с рациональным началом в аспекте применения этого принципа в архитектурной и градостроительной деятельности предоставляет огромные, если не бесконечные, возможности для создания выразительных и логических структурированных пространственных образов» [316].
Известно, что термин «фрактал» (fractus – изломанный) был предложен французским математиком Бенуа Мандельбротом. «Фрактал – это сложная структура, пространственная форма которой изломана и нерегулярна или регулярна; хаотична или упорядочена, и повторяет саму себя в любом масштабе» [151]. Характерно, что работа Б. Мандельброта «Фрактальные объекты: форма, случай, размерность» (1977 г.), признана ключевой для становления морфологии теории хаоса. В ней на основе сопоставления архитектурных стилей с евклидовой и фрактальной геометрией делается вывод о сравнительном превалировании последней в новейшей архитектуре.Кравченко выделяет архитектуроведческий подход Ч. Дженкса,практические и теоретические разработки П. Эйзенмана, а также отдельные объектыЖ. Нувеля, Б. ван Беркеля, Д. Либескинда, Э.О. Мосса, Морфозис, Кооп Химмельб(л)ау и др.
Фрактальные структуры обладают рядом свойств, применимых в архитектуре и градостроительстве:«самоподобие или иерархичность (многослойность), способность к развитию и непрерывному движению (генетичность), дробная размерность, непрерывность, принадлежность одновременно к хаосу и порядку» [316]. Следовательно, фрактальная архитектурно-художественная интегративность строится на синтезе обширных выразительных возможностей формообразования с использованием самоподобия и жесткой структурной логики на теоретическом базисе признания сложности и самоорганизации. В плане изучения закономерностей поведения сложных систем фрактальные принципы применимы в образовании и архитектурной науке как гибкий инструмент исследования. Вместе с этим важнейшей интегративной характеристикой фракталов является их изначальная органическая обусловленность природой, что задает экологический ракурс большинству фрактальных концепции.
Согласно Кравченко, среди теоретических предпосылок особое место занимают позиции И.-В. Гёте относительно категории формы. Здесь форма предстает в полисинтетическом значении философской категории, системы взглядов, органического, в том числехудожественного, целого. Во многом взгляды Гёте продолжают линию античной философии, а именно учения Плотина об«интеллигибельном прекрасном». Теория познания Гёте, ориентированная на постижение единства органического целого без его разрушения, использует художественный по своей природе метод – «созерцательную способность суждения», названный так по аналогии с известной формулировкой Канта. Фрактальность подхода обусловлена учением о первофеномене, в котором воплощается суть целого– в единичном видимвсеобщее.Необходимым этапом при этом становится интегральное обобщение,дающее общую картину посредством выбора культурных ценностей как единичных характерных признаков, на что указал Г. Риккерт.
Эта модель позволяет понять внутреннюю суть «фрактального» познания, способного пригодиться и в архитектурном русле, прежде всего, как концептуальная соотнесенность явлений разного пространственного и временного масштаба. Так, Кравченко вслед за В.А. Колясниковым приводит прогностические фрактальные пути достижения художественного целого в области проектирования градостроительных объектов как сложных самоорганизующихся систем, среди которых отметим:
- ««конструктивность целого» – построение градостроительной системы из подсистем и структур, согласованных на основе общей идеи, общего типа развития; коэволюция развивающихся в разном темпе структур с учетом охраны историко-культурного и природного наследия, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- «синкретичность образа» – наличие и разработка художественного замысла проекта, описание градостроительной системы небольшим числом фундаментальных идей и образов, например, «устойчивый город», «ноосферный город», «каркас» и «ткань»;
- «междисциплинарная согласованность» – согласованность подсистем и структур градостроительной системы, координация междисциплинарных и архитектурных разделов проекта» [126].