Теоретическая база исследования
Настоящее исследование опирается на теоретические и практические труды, в которых с разных позиций отражены отдельные аспекты синтетического научного мышления, оказывающие влияние на новейшую архитектуру и архитектурную деятельность.
Фундаментальные вопросы теории архитектуры, включающие художественные проблемы, вопросы формообразования представлены в исследованиях следующих ученых: А. Аалто, Р. Арнхейм, Е.А. Ахмедова, А. Бецки, И.А. Бондаренко, Ю.П. Волчок, Я. Гейл, З. Гидион, В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов, Э.В. Данилова, Ч. Дженкс, И.А. Добрицына, Г.В. Есаулов, А.В. Ефимов, А.В. Иконников, Ю.И. Кармазин, Н.В. Касьянов, П.В. Капустин, Ю.Л. Косенкова, Г.З. Каганов, Ю. Паллаасма, А.Г. Раппапорт, А.В. Рябушин, Н.А. Сапрыкина, М.Р. Савченко, К. Фремптон, В.Л. Хайт, С.О. Хан-Магомедов, Л.П. Холодова, И.Ш. Шевелев, А.Н. Шукурова; исследования геометрии архитектурного пространства: Г.Ф. Горшкова, А.В. Боков, Е.Г. Лапшина, Н.Л. Павлов, М.В. Шубенков; универсальной архитектурной типологии: А.В. Анисимов, А.Л. Гельфонд, В.В. Карпов, А.В. Меренков, В.И. Ревякин, С.К. Саркисов, Ю.С. Янковская.
Комплексные исследования по истории архитектуры, включающие изучение проблем формирования стиля и образа: Г.Н. Айдарова, И.А. Бондаренко, А.П. Гозак, Г.В. Есаулов, Е.И Кириченко, О.В. Орельская, В.В. Пищулина, Т.А. Славина, С.О. Хан-Магомедов, Д.О. Швидковский,С.М. Шумилкин.
Проблемыхудожественного синтеза, синтеза искусств в архитектуре и искусстве, художественные проблемы архитектуры и диалога культуросвещены в трудах по искусствоведению:И.А. Азизян, В. Беньямин, Ж.М. Вержбицкий, Б.Р. Виппер, К.О. Вытулева, М. Герман, В. Иванов, К.С. Малевич, А. Родченко, А. Сарабьянов, Ш. Схейен, В. Турчин, В.А. Фаворский, Л. Фиумара, Э.В. Хайман, А.М. Успенский, О.А.Швидковский, А.Н. Шукурова, У. Эко, К. Эдельштейн, Г.Б. Якулов; по морфологии системы искусства: М.С. Каган, В. В. Кандинский; вопросы поэтики творчества: А. Белый, И. Бродский, Г. Гессе, Й.-В. Гете, Н.С. Гончарова, Н.С. Гумилев, С. Дали, П.М. Кондратьев, Б. Пастернак, К. Петров-Водкин, М. Пруст, Н.К. Рерих, С.Н. Рерих, О. Роден, М. Сарьян, Л. Толстой, М. Цветаева, В.С. Чекрыгин.
Проблемам языка, авторского метода архитектора и методики проектного процесса: Б.Г. Бархин, А.К. Буров, К. Мельников, А. Веснин, И.В. Жолтовский; манифесты новейшей архитектуры, творческие концепции архитектурной деятельности: К. Александер, Т. Андо, С. Бениш, А.В. Боков, С. Браунфельс, А. Бродский, А.К. Буров, М. фон Геркан, Ф. Гери, Н. Гримшоу, В. Гропиус, Ч. Дзукки, М. Дудлер, Б. Ингельс, Т. Ито, С. Калатрава, Л. Канн, Ле Корбюзье, Р. Кулхас, К. Кума, К. Курокава, Д. Либескинд, Г. Линн, М.А. Мамошин, Р. Мейер, Т. Мейн, П. де Мерон, С.Де Моура, Ч. Мур, К.-Х. Нильсен, М. Новак, Ж. Нувель, У. Олсоп, Д. Перро, Р. Пиано, К. Портзампарк, В. де Прикс, Ф.-Л. Райт, Х. Рашид, А. Росси, М. Сафди, А. Сиза, Дж. Стирлинг, М. Фуксас, З. Хадид, Ж. Херцог, С. Холл, Ф. Хубен, П. Цумтор, Д. Чипперфилд, С. Чобан, Б. Чуми, П. Шумахер, П. Эйзенман, Н.И. Явейн, М. Яньсун.
Синтетическое прочтение города, вопросы формирования средовых архетипов и сохранения многогранной культурной идентичности исторических поселений: Е.Ю. Агеева, Г.Н. Айдарова, К. Александер, Е.А. Ахмедова, И.А. Бондаренко, В.Л. Глазычев, А.В. Дахин, К.С. Крашенинникова, Я.В. Косицкий, Н.Д. Кострикин, Е.С. Крашенинникова, И.Г. Лежава, К. Лидин, А.М. Лидов, Г. Линн, К. Линч, В.А Нефедов, К. Норберг-Шульц, Т.С. Рыжова, А.С. Щенков, З.Н. Яргина; средовой дизайн, художественное решение среды: А.В. Ефимов, С.М. Михайлов, В.Т. Шимко.
Методика синтетического архитектурного образования,методологические вопросы междисциплинарности в интеграции архитектуры, искусства, философии, культурологии, социальных программ и информационных стратегий: Г.Н. Айдарова, Е.В. Асс, Е.А. Ахмедова, А.Л. Гельфонд, В. Гроппиус, А.В. Ефимов, Й. Иттен, В.В. Кандинский, К.В. Кияненко, С.А. Малахов, Д.Л. Мелодинский, С.М. Михайлов, Н.Ф. Метленков, В.А. Нефедов, А.В. Степанов, И.В. Топчий, Л.П. Холодова, Д.О. Швидковский, О. Шлеммер, М.В. Шубенков.
По философии искусства, вопросам эстетики, проблемам формирования новой нелинейной культурной парадигмы, синестезии художественного восприятия, синергии: Р. Барт, М.М. Бахтин, Г. Н. Бердяев, Г. Вёльфлин, Г.-В.-Ф. Гегель, Й.-В. Гете, В. фон Гумбольдт, Г. Земпер, А.Я. Зись, К. Зитте, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, К.М. Кантор, К.В. Капустин, Э. Кассирер, Г.Э. Лессинг, А.Ф. Лосев, Ж.-Ф. Лиотар, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М. Мерло-Понти, Х. Ортега-и-Гассет, Дж. Рескин, Г. Риккерт, С. Ситар, В. Соловьев, П.А. Флоренский, М. Фуко, У. Хогарт, К.Г. Юнг, У. Эко; по вопросам философии архитектурного творчества: В.А. Кутырев, В.С. Дуцев, Л.А. Зеленов; архитектоники, синархии: С.В. Норенков.
Общие вопросы философии:Р. Арнхейм, Г. Башляр, В. Беньямин, А. Бергсон, И.В. Блауберг, Ф. Гваттари, Р.Л. Грегори, Ж. Деррида, Ж. Делез, В.С. Соловьев, П. Слотердайк; экзистенциализм: М. Хайдеггер, теория игры: Й. Хейзинга, синергетика: И. Пригожин, И. Стенгерс; концепция диалога: М.М. Бахтин; теория множеств: П. Вирно; вопросы симультанности: М.А. Петров; социальная философия: Т. Адорно; теория феноменологии: Э. Гуссерль.
Междисциплинарные и межкультурные аспекты архитектурного творчества, общекультурные основания и закономерности архитектуры, общая методология архитектуры: А.А. Айрапетов, П. Бьюкенен, Ж.М. Вержбицкий, Л.С. Выготский, Р. Грегори, В.А. Колясников, М.П. Кравченко, О. Митрошенков, М.Р. Савченко, А.В. Михайлов; аспекты общей теории «поля» и «полевых» подходов к архитектуре: С. Аллен; В. Гейзенберг, В.Я. Косыев, К. Левин; И.П. Макарченко, Б. Мандельброт; синергетический подход к решению архитектурных задач: А.И. Богданов, В.Г. Буданов, Г. Хакен, Л.П. Холодова, Е. Ю. Витюк.
Научная новизна настоящего исследованиясостоит в том, что в нем заявлено новое научное направление в теории архитектуры – предложена и разработана концепция художественной интеграции как фундаментальная основа достижения целостности и развития художественных качеств новейшей архитектуры в единстве пространственно-временных контекстов архитектурной среды, актуальных тенденций интеграции видов искусства в архитектуру и целостных творческих концепций мастеров архитектуры.
На защиту выносятся теоретические положения концепции художественной интеграции:
- концепция «полей» художественной интеграции как методологическая основа достижения целостности в новейшей архитектуре;
- принципы пространственно-временной художественной интеграции, которые демонстрируют вариативность контекстов пространственно-временного «поля»;
- принципы интеграции искусства в новейшую архитектуру, которые раскрывают потенциал художественного синтеза в процессе создания архитектурного произведения;
- принципы персонально-личностной художественной интеграции, которые определяют индивидуальные творческие методы, подходы и приемы автора-архитектора или особенности восприятия адресата;
- универсальные полиинтеграционные принципы, которые реализуются на всех уровнях метасистемы интеграции;
- теоретическая модель художественной интеграции в новейшей архитектуре, которая показывает систему интеграционных «полей» архитектуры в ее многомерной целостности