Формирование стиля модерн в архитектуре беларуси.

МодернзакороткийсроксвоегосуществованияоказалогромноевлияниенаразвитиекультурыXX века. Причрезвычайноширокомформообразовательномдиапазонестильзаложилосновыиявилсяродоначальникомтакихнаправлений, какфункционализм,конструктивизм, постмодернизм. Авангардныймодернкакстильнаднациональныйсодействовалинтеграциихудожественнойкультуры,формированиюевропейскогокультурногоединства,стимулировалпроцессмиграциихудожественныхценностей.Остаетсяонактуальнымивнашевремя. Тоновое,чтопривнесмодерн,находитдальнейшуюреализациювсовременномискусстве– интерескрезкимконтрастам,напряженнымритмам, экспрессии,необычностииизвестнойэкзотичностиформ,осуществлениеидеипроизвольногосамовыраженияхудожникаизодчего. НарубежеXIX-XX вековпрогрессивныезодчиесталипереддилеммой– наследствоилиноваторство?Вэтотпериодвсечащепроявляетсянегативноеотношениекисторизмуиэклектизму,критикуютсяихподражание,противоречивостьмеждусовременнойфункциейиконструкцией. Этообусловилопоискновогоархитектурногоязыка,которыйопределилсястилеммодерн. Стиль "модерн" (франц.moderne— новейший, современный) возникврезультатеобострениясоциальныхфакторов: революции, научно-техническийпрогресс, общественныепротиворечия, развитиефилософии, литературыисвободомыслияиявилсярезультатомэстетическихдостиженийвсейпредыдущейхудожественнойкультуры:динамикиготикиипластичностибарокко, игривостирококоистрогостиклассицизма.Основнойпризнакмодерна– декоративность; основноймотив– вьющеесяРЕПОЗИТОРИЙБГУКИ

растение; основнойпринцип– уподоблениерукотворнойформыприроднойинаоборот. Новыедостижениястилямодернвархитектурепроявилиськаквразвитиистроительнойтехникииисполнительскогомастерства, такивактивномпоискеновогоформообразования,эмоциональногоархитектурногообразасновымсодержанием. Характернымичертамиархитектурымодернаявляются: новыепринципыформообразования; богатаяорнаментикасвключениемстилизованныхэлементовготики,античногоинародногоискусства; широкоеиспользованиеволнисто-ломанойлинии; асимметричнокриволинейноезавершениедверныхиоконныхпроемов; возрождениесинтезаискусств; отказотордернойилиэклектичнозаимстованнойиздругихстилейсистемыотделкифасадаиинтерьера; свободная,функциональнообоснованнаяпланировка. ВХХвекевархитектуреБеларусишелпроцесснивелированиядостиженийевропейскогомодерна.РассматриваяэтотпериодразвитияпрофессиональногоархитектурногоискусстваБеларуси,следуетпризнать,чтоонопреимущественнобылопольскимирусскимвсилуихсвоеобразногопротивостоянияизавуалированнойборьбыдвухкультурзанациональныеприоритеты. ЭтомусодействовалоиобучениеархитектороввМосквеиСанкт-Петербурге[2, с.77]. Модерннепреодолелэклектичныетенденцииисуществовалрядомсразнообразныминеостилями «романтизированного» модерна. АрхитектурамодернавБеларусиосталасьбезуниверсальнойсистемыформ, необходимыхвусловияхзначительногорасширениямасштабовитипологиистроительства,бурнопроцветающейурбанизации.Частьархитектурнойэлитывосприняламодернкакмоду,поэтомуихстроенияпостепеннолишалисьархитектурнойлогики. Необходимостьпоискановацийвархитектурезаставлялазодчихобращатьсякдругимжанрамискусства.Специфичныеформыиприемы,РЕПОЗИТОРИЙБГУКИ

выработанныеоднимжанром, переносилисьнаархитектуру.Сторонниковархитектурногоавангардизмавоодушевлялипроизведенияживописииграфики, экспериментыдекоративно-прикладногоискусства.АрхитектураБеларусишлавруслеавангардистскихуспеховлитературы,музыки, театраивомногомбылаимипредопределена.Футуристы,какизодчие,отвергалипредыдущиедостижениялитературы, велипоискновойхудожественнойформы.Пропитаннаясимволизмомимистицизмом,абстрактныммышлениемфутуристическаяпоэзияиноваялитературасопутствовалисоздаваемымархитектурнымобразам[1,с.127].Зодчие-модернистышлипутемреализацииновогопринципа(диалектическоеединствопользыикрасоты), которыйнепредусматривалдетерминированнойсистемыхудожественныхсредств. Напервомпланепоисксилуэтности,фактурно-цветовойконтрастности,эстетизациистроительногоматериалаиконструкции,выразительностипространственно-планировочныхструктур.Впроизведенияхмодернаразработанаизысканная,согласнорисунку, экстравагантнаяинеобычнаяпластика.Онвозвысилрольхудожественнойдетали:активновывелнафасадскульптуру,металлическоелитьеиковку,фреску,мозаику,витраж. Необходимопризнать,чтоновоенаправлениевархитектуреиз-зареспектабельностиформоставалось «стилеммиллионеров»,соответствоваловкусамбуржуазииинаибогатейшейаристократии,еестремлениюксамовыражению. Установкунафорсированноесозданиеновогостиляопределилибуржуазия,предприниматели,коммерсанты,банкиры,интеллектуальнаяаристократия.Сложныйииндивидуалистическийстильмодернтребовалисключительновысокогоуровняпроектноговыполненияиквалифицированногореальноговоплощения, чтоисталопричинойегонедолговечности. ВБеларусимодернсогромнымуспехомреализовывалсявархитектурегородскихособняков,загородныхусадьбивилл, котораябылапризванаподдерживатьощущениебогатстваиконкурентоспособности,трезвостьумаРЕПОЗИТОРИЙБГУКИ

иделовитость.Наиболееширокоевоплощениемодернприобрелвархитектуреособняков.ВэтойсвязинередкомодернвБеларусиопределяюткакстилькупеческихособняков[3, с.89]. КратковременнымстильмодернбылвпровинциальномусадебномстроительствеБеларуси, гдевоплотилсяфрагментарно, выделялсязаимствованиемнекоторыхформиприемовдругихисторическихстилей. Художественно-эстетическиевзглядыформировалсоциальныйзаказ,которыйобязательнотребовалвидимоговоплощенияидемонстрациивархитектурестроенийбогатства,прочногоматериальногоположения,роскоши– всеготого, чтоопределяловкусыбуржуазии.Новыйклассвстремленииукрепитьсячерезличнуюкультурнуютрадициювыискивалдлясвоихархитектурныхмонументовкрикливуюпомпезность,вычурность.Такв «чистом»модернеисполнендомврачавГродно (ул.Студенческая,6). Строгосимметричныйдвухэтажныйобъемспараднымвходомпоцентрувозведенизкирпичав1906 году.Выразительностьдекоративногооформленияфасадовдостигаетсясочетаниемнеоштукатуренныхплоскостейстениокрашенныхвбелыйцветкарнизныхтяг,пилястр,оконныхпроемов, атакжеиспользованиемкованноговвидесвитыхзмейбордюракрыши.Длямодернахарактернокооперированиеразнообразныхфункцийводномстроении.Здесьдлячастнойпрактикиэскулапа-властелинабыливыделеныличныепомещенияпервогоэтажаправогокрыласотдельнымторцовымвходом,остальные– поджилыепомещения.Такимобразом,стильмодерн,реализуемыйвуникальныхпостройках,чрезвычайноограничивалвозможностиширокогостроительства.Отрицательноеотношениекмодернуобострилосьнаканунепервоймировойвойны. Большинствозодчихотошлиотэстетичнойутопиимодернанапозицииболеерациональныхформконструктивизмаифункционализма.Вхронологическихграницахэтогоявлениявстроительнойкультуребылисозданыхудожественныеценности,которыевошливРЕПОЗИТОРИЙБГУКИ

общечеловеческоекультурноенаследие,винтеллектуальныйарсеналпрофессиизодчего.

Наши рекомендации