Возникновение монументального зодчества 9-13 вв.
Устройство городов.
Богатым и крупнейшим княжеством Древней Руси являлось Полоцкое, границы которого к концу 11в. достигли Рижского залива. Города княжества – Полоцк и Витебск – были главными транзитными пунктами основного торгового пути Руси и славились как экономические и культурные центры. Полоцк относится к числу самых древних городов, он упоминается в «Повести временных лет»(862г.). Его раннее поселение возникло на месте укрепленного валами городища, расположенного в низовье извилистого притока Западной Двины – Полоты.
На рубеже 9-11в.в. укрепленный центр города – детинец – был территориально смещен на юг, к месту впадения Полоты в Двину (Верхний замок). Площадь детинца достигала 7 га. Окольный посадский город (Нижний замок) сформировался между детинцем и старым городищем. Заполотье (Старый город) развивалось так же, как посадское поселение. Таким образом, Полоцк получил к 11в. трехчастную структуру плана, где доминирующее положение в топографии занял детинец. От детинца и Окольного города вдоль Двины с годами начал развиваться Великий посад, самая обширная часть города. К 12в. площадь Полоцка достигала 75-80га.
Подступы к городу охраняли два монастырских комплекса – Евфросиньевский на севере (в излучине Полоты) и Бельчицкий на юге (за Двиной).
Каждая часть Полоцка имела ту или иную систему укреплений, но основные оборонительные сооружения были сосредоточены вокруг детинца на высоком холме. Здесь за крепостными стенами размещались главный храм княжества Софийский собор, дворец князя, жилье феодалов, дружины, зажиточных ремесленников. Раскопки свидетельствуют, что жилая застройка города формировалась стихийно, бессистемно. Улицы прокладывались между домами, а потому были извилистые и узкие Обнаруженные остатки бревенчатых мостовых на лагах свидетельствуют о первых шагах развития городского благоустройства. Среди вскрытых нескольких десятков деревянных построек детинца Полоцка выделяется жилище середины 13в., где сохранились конструкция стен из шести венцов, глинобитная печь, бревенчатая завалинка.
Примечательны находки в древней части Бреста – Берестье: остатки жилых и хозяйственных построек, дворовые настилы, парканы свидетельствуют о характере застройки древнего поселения в 11- 13в.в. Все вскрытые семнадцать построек различных строительных ярусов относятся к типу наземных однокамерных строений, в плане квадратных, срубной конструкции «в обло с остатком». Жилье имело протяженность стен от 3 до 4,4 м, материал – сосна и дуб. Сохранились постройки на 7 – 12 венцов, что позволяет судить об объемной композиции сооружений, форме и размерах дверных и оконных проемов, деталях дощатых крыш и пр.
Один из старейших городов Полоцкого княжества и всей Киевской Руси – Друцк, сохранивший до нашего времени черты организации древнейшего поселения. Город размещен на правом высоком берегу реки Друти. Построение креплений двухчастное: детинец, обнесенный высоким , почти десятиметровым земляным валом и глубоким, до 12м. рвом, и окольный пригород, так же окруженный валом и рвом. Посад, примыкающий к детинцу, не был укреплен. Раскопки показали, что средняя часть детинца была отведена под площадь ( не исключено, что здесь мог стоять деревянный храм); в западной, наиболее укрепленной части детинца, размещались княжеские хоромы; в южной части – по сторонам двух перекрещивающихся улиц, обстроенных простейшим срубным жильем, проживали ремесленники, обслуживающие княжеский двор.
Археологические исследования, проведенные на территории Белоруссии, воссоздают архитектурно-планировочную структуру и застройку древних городов. Показательным в этом отношении являются результаты раскопок и исследования по минскому Замчищу.
Замчище было детинцем раннефеодального Минска. Эта укрепленная часть древнего города располагалась на небольшой возвышенности у слияния рек Свислочь и Немига. Ограничение детинца реками и заболоченной территорией с северной стороны обеспечивало ему стратегические преимущества при обороне. В плане детинец имел овальную форму площадью 3 га, был обнесен высоким земляным валом с деревянной стеной. Первоначально ширина вала у основания составляла 14м. В вал были заложены бревна, которые являлись своеобразным каркасом, укрепившим его склоны. По верху вала тянулась деревянная стена длиной около 800 м.
Въезд в детинец находился с южной стороны, где обнаруживается разрыв вала, концы которого сдвинуты относительно друг друга. Такой прием, усиливающий защитные возможности крепости со стороны въезда, получил распространение в древнерусской фортификации. Въезд в детинец был через укрепленные двухбашенные ворота. Городские ворота складывались из срубов, поставленных друг на друга. Нижние срубы из дубовых бревен были заполнены землей и служили массивным основанием ворот. Одна из главных улиц, бравшая начало от городских ворот, имела ширину не более 4м. От главной ответвлялись улицы более узкие. Все они имели деревянные настилы-мостовые. Территория детинца была разбита на отдельные участки под городские усадьбы, которые представляли собой расположенные вдоль улиц замкнутые дворы с жилыми и хозяйственными постройками, огражденными частоколом. Стоит отметить стабильность городских усадеб: более поздние строения воздвигались на месте существовавших ранее, часто с использованием сохранившихся нижних венцов в качестве фундамента. Вероятно, это явление было следствием высокой плотности застройки детинца.
Преобладающим типом жилых построек на минском замчище, как и в других городах на территории Белоруссии 9 – 13в.в., являлся срубный однокамерный дом площадью от 12 до 25 кв.м. Такие дома обычно рубились в простой угол(«в обло») с остатком длинной 20 – 30 см, но обнаруживаются и постройки, рубленные более сложным строительным приемом(«в лапу»). Первые венцы толстых бревен сруба клались прямо на землю, а иногда на каменные валуны или деревянные плахи. Полы были дощатые, реже земляные. Подполье в домах не обнаружено. Глинобитная печь топилась «по-черному». Крыши домов были двускатными. Жилой дом стабилизировался как самостоятельная срубная постройка, собственность одной семьи.
Отдельные культовые и оборонительные сооружения
Самым выдающимся культовым сооружением западных областей Руси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066гг. О первоначальном виде собора имеются противоречивые сведения. В одних источниках он указан как семиглавый, в других – пятиглавый. В 18в. памятник был полностью видоизменен: верх его надстроен, главы исчезли, появились две башни на главном фасаде. Храм был перестроен в униатскую базилику в барочной обработке.
От собора остались только отдельные части фундамента, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов. По сохранившимся фрагментам можно предположить, что в прошлом памятник представлял собой такое такое же центрическое сооружение, как и Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создает иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближает его к базиликальным постройкам. Обширные П – образные хоры с аркадами в интерьере придавали собору вид парадного двора, обстроенного галереями и перекрытого куполом. Парадность интерьера усиливалась многокрасочными фресками. Введение граненых апсид, типичных для деревянных храмов, является одной из особенностей полоцкого Софийского Собора. В Киеве или Новгороде такие апсиды не использовались. Так же отличительной чертой собора является отсутствие внешних обходных галерей и башен, благодаря чему наружный объем храма был более компактным и динамичным.
Софийский собор в Полоцке является первым примером памятника, где проявлены черты, свойственные искусству Полоцкой земли. Именно после Софии, преимущественно в 12в. появляются многочисленные памятники с оригинальной интерпретацией крестово-купольной системы.
Наиболее яркими образцами зодчества12в. являются церкви Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, Благовещения в Витебске и Борисоглебская(Коложская) в Гродно.
Собор Спасо-Ефросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отражены особенности общего направления древнерусского зодчества 12в. – небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида. Фасады собора расчленены пилястрами с полуколоннами, в интерьере фресковая живопись близка к новгородской художественной школе. Характерной чертой Спасо-Ефрасиньевского собора как памятника Полоцкой земли можно считать заметное преобладание наружного объема над внутренним и ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество, это особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные «бочки», которые нарубались под покрытиями каменных зданий. Характеризуя Спасо-Ефрасиньевский собор, нельзя не сравнить его с Софией. Видны общие принципы построения внутреннего пространства и наружного объема, хотя осуществлены они различными приемами. В планах выделяется сочетание некоторой базиликальности со средним квадратом, снаружи – общая центрическая композиция с нарастанием масс и группировкой вокруг главного барабана остальных объемов. Все это является доказательством единого направления в архитектуре древнего Полоцка.
Так же в Полоцке находятся еще четыре памятника культового строительства 12в. – храмы Борисоглебского монастыря в пригороде Бельчицы на левом берегу Западной Двины. Сейчас установлено, что храмы Бельчиц различаются своими масштабами, планировочными особенностями и объемной композицией, свидетельствуя о широком диапазоне строительного мастерства. Здесь же небольшая церковь-усыпальница, воздвигнутая под влиянием деревянного зодчества(бесстолпная постройка с прямоугольной апсидой) и оригинальная церковь с трансептом, план которой растянут наподобие базиликальных храмов, и величественный трехапсидный собор.
Наиболее примечательна в монастыре церковь Бориса и Глеба, воздвигнутая зодчим Иоанном немного раньше собора Спасо-Ефрасиньи. Между обеими постройками имеется композиционная общность:ступенчатое ярусное построение завершающей части. Все постройки Бельчиц характеризуются одинаковой техникой двухцветной полосатой кладки из кирпича-плинфы. Контраст цветов усиливался за счет покраски мумией выступающих рядов кирпича.
Витебская Благовещенская церковь 12в. примыкает к полоцкой группе храмов. Ее вытянутый план , расчлененный шестью столбами на три нефа, напоминает план Спасо-Ефросиньевского собора. Здесь также средний неф значительно больше боковых, в западных части храма разместились хоры с лестницей в толще стены. В Благовещенской церкви как ни в каких других постройках этого периода, определилась базиликальность. Потому можно утверждать, что уже в 12в. в западнорусском зодчестве начал складываться новый для этих мест тип храма – прямоугольная базилика, получившая впоследствии (особенно в 17-18в.в.)широкое распространение в белорусской архитектуре.
Наиболее полно черты древнерусского зодчества Гродненской земли представлены в Нижней и Борисоглебской(Коложской )церквах 12в. на Замковой горе в Гродно. Нижняя церковь, вероятно, была соборным храмом гродненской крепости. По остаткам стен можно предположить, что постройка представляла собой небольшой цельный объем с одной главой. План трехнефный, четырехстолпный. Расположение подкупольных столбов указывает на сдвиг купола к западу, к центральному входу. Такой прием не традиционен для других школ древнерусского зодчества. В конструктивном отношении храм примечателен бессистемной кладкой, ряды плинфы укладывались без перевязки вертикальных швов, а в толщу стены вмуровывались валуны и глиняные кувшины-голосники для облегчения стен и улучшения акустики. Гранитные валуны раскалывались на две части и вкладывались в стену плоской стороной наружу. Цвет камня самый различный – от розового до красного , от серого до черного. Его применение в кладке с использованием различных способов обработки поверхности придавало фасадам живописность. Красочность фасадов церкви еще более усиливалась керамическими вставками, покрытыми глазурью коричневого и зеленого цвета. Таким образом, главным художественным средством в декоративной обработке стен была полихромия, продолженная так же в интерьере , где полы представляют собой набор красочных майоликовых плиток, плинфы, полированных камней. Плитки различных цветов и размеров образуют орнаментальный ковер большой художественной выразительности.
Зрелое барокко в беларуси.
Ведущим архитектурным стилем в период Контрреформации являлось барокко. В своем развитии оно прошло три этапа: раннее, высокое (зрелое), позднее. На вторую половину XVII — начало XVIII в. приходится зрелое барокко. Католические храмы строили с двумя башнями. Увеличилось количество ярусов башен. Фасады приобрели большую пластику. Примером является Андреевский костел в Слониме. В 1730-е гг. в церковном зодчестве сформировался своеобразный архитектурный стиль — виленское барокко. Его разработал архитектор Ян Глаубитц. Историческая личность ЯН (ИОГАНН) КРИШТОФ ГЛАУБИТЦ (1700-1767) работал в Вильне, где восстановил местные храмы после пожара 1737 г. Он построил в столице ВКЛ костелы святых Яна, Казимира, Екатерины, Рафала, визиток, а также в Беларуси костел Иоанна Крестителя в Столовичах Новогрудского повета, церковь Могилевского Спасского монастыря и др. Виленскому барокко были свойственны изысканность пропорций, легкость и ажурность строений, пышный декор фасада, разнообразие отделки интерьеров. Все это можно увидеть на примере Полоцкого Софийского собора. В 1738— 1750 гг. храм был перестроен Глаубитцем после разрушений, вызванных взрывом пороха. Продолжали строиться дворцово-замковые комплексы. Среди них выделялись замок в Гольшанах (Ошмянский район Гродненской области), Гродненский Новый замок, Несвижский дворец Радзивиллов (Минская область). Гольшанский каменный замок был возведен в первой половине XVII в. и по своей композиции напоминал Мирский замок: прямоугольное здание с замкнутым двором. Однако в Гольшанах уже отсутствовали могучие оборонительные стены. Они уступили место фасаду жилого дома. Башни замка еще не утратили своего оборонительного значения, однако основа защиты переместилась на земляные валы и рвы, заполненные водой. По внешнему виду Гольшанский замок напоминал голландские здания того времени. В 1726 г. сейм принял решение о строительстве Гродненского Нового замка — королевской резиденции и места заседания сеймов Речи Посполитой. Королевский дворец был построен к 1744 г. в стиле позднего барокко. В стиле барокко после 1726 г. был перестроен Несвижский дворец Радзивиллов. Руководил работами архитектор К. Жданович. После него в строительстве дворца принимали участие итальянские мастера. Замок включал дворец и вспомогательные корпуса с обеих сторон въездных ворот. На время войн середины XVII в. приходится подъем городского оборонительного строительства. Наиболее прочные укрепления в то время имел Витебск. Верхний, Нижний и Взгорский замки защищали город от врагов. Торговые площади городов украшали ратуши. Своей оригинальностью привлекает здание городского магистрата в Могилеве, возведенное в конце XVII в. Около ратуш и при них возникали торговые ряды, гостиные дворы для купцов, корчмы, шинки, аустерии.