Территория участка застройки музея.

Общие нормативные требования.

Важную роль в архитектурно-пространственном формировании музея имеет природное окружение, сохраняемая или создаваемая среда, в которую часто включается функционирование музея. На характер архитектурно-пространственной организации территории существенное влияние оказывает тематика и характер экспозиции, определяющие функциональную программу и объемно-планировочное решение музея.

Размещение, величина и состав земельных участков клубов определяются согласно нормативным требованиям [7].

Участок музея обычно имеет характер парковой зоны и включает следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную и хозяйственную.

Входная зона служит местом ожидания и адаптации посетителей перед посещением музея и может являться частью рекреационной зоны. Вблизи от входной зоны следует размещать стоянки для автобусов и автомашин.

Экспозиционная зона является продолжением или началом экспозиции в здании и предназначается для размещения различных экспонатов под открытом небом, выставок, проведения общественных тематических мероприятий. Экспозиционная зона должна включать элементы озеленения и может служить и частью рекреационной зоны, предназначенной для отдыха посетителей музея и населения.

Хозяйственная зона включает необходимые хозяйственные постройки вне здания музея (гаражи, склады, трансформаторные подстанции). Желательно ее размещение со стороны приема и отправки экспонатов.

Здание музея следует размещать на участке с отступом не менее 15 м от красных линий застройки и городских магистралей с целью создания озелененной защитной зоны.

Основные функционально-планировочные элементы зданий музеев.

Общие нормативные требования.

Содержание экспонатов (тема экспозиции) и обслуживание посетителей составляют основу, деятельности музеев, определяют структуру, состав и площади помещений. Нормы и правила архитектурного проектирования [5,9], санитарные нормы [6] и противопожарные нормы [10] устанавливают основные параметры и необходимое минимальное сочетание планировочных элементов.

При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов и обслуживающего персонала.

Функциональная основа архитектурно–пространственного решения музея - концепция, должна отражать выразительную художественную форму подачи материалов экспозиции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий посетителей).

Основными видами деятельности музеев является: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность.

Ориентировочный состав помещений музея приведен в таблице.

Помещения музея Площадь, м2 при единовременном числе посетителей*
Экспозиционные залы 500-800 250-300 150-200 120-150 80-100
Выставочные залы 150-200 В экспозиционной зоне
Кабинеты сотрудников 15-20
Фондохранилища
Вспомогательные помещения
Реставрационные мастерские и лаборатория Место реставратора -

* - максимальная единовременная вместимость музея составляет 1/5 общего количества посетителей в день

Помещения для посетителей.

Вестибюльная группа помещений. С вестибюля начинается развитие архитектурного пространства музея. Здесь посетители получают свое первое впечатление от музея.

Планировочная и пространственная организация вестибюля подчиняется выполнению следующих функций: место сбора индивидуальных посетителей и экскурсионных групп, информационное обслуживание, отдых, контроль, продажа билетов, сувениров и буклетов. Здесь возможно проведение кратковременных выставок. На площади вестибюля желательно предусматривать помещение для дежурных экскурсоводов.

Расчет вестибюльной группы следует вести исходя из максимальной единовременной вместимости музея. Площади входной группы помещений рассчитываются на единицу, м2: для вестибюля - 0,2 - 0,3, для гардероба - 0,08. Гардероб желательно устраивать в уровне главного входа в здание в стороне от основного пути движения. Туалеты для посетителей проектируются в зависимости от прогнозируемого времени осмотра экспозиции и максимальной единовременной вместимости музея из расчета: 1унитаз и 1 писуар на 60 мужчин; 1 унитаз на 30 женщин; 1 умывальник на 4 и 2 унитаза соответственно, но не менее 1ум. на 1 туалет.

Экспозиционный зал (залы) - ведущий элемент в функциональной структуре и архитектурной экспозиции здания. Ориентировочная площадь экспозиционных залов от общей площади помещений музея составляет 45-55%. Архитектурно-пространственное построение залов: их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством - определяется назначением и спецификой экспозиции. Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. Экспозиционная площадь зависит от экспонатов экспозиции и характера их восприятия и принятой концепции музея и ориентировочно составляет 3 - 4 м2 на одного посетителя. Высота экспозиционных залов принимается 4-5 м.

Организация архитектурного пространства включает как собственно экспозиционные залы, так и открытую экспозицию в составе экспозиционной территории музея. В состав помещений можно включать вводной зал, как организующее универсальное пространственное начало, где посетители получают первую информацию о музее, и проводится культурно-просветительская деятельность, включающая организацию выставок, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед,.

Вспомогательные и обслуживающие помещения.

К вспомогательным и обслуживающим помещениям музея относятся фондохранилище, помещения для научной работы, мастерские и лаборатории, помещения административно-хозяйственного и технического назначения. Состав и площади помещений зависят их характера экспозиции и принимаются для каждого конкретного случая. Высота помещений в свету должна составлять не менее 3 м.

Фондохранилище – помещение для проведения мероприятий по сохранности экспонатов хранения экспонатов и элементов экспозиции. Площадь фондохранилища обычно составляет около 40% от площади вспомогательных и обслуживающих помещений или ½ экспозиционных площадей.

Административные помещения и помещения для сотрудников музея предусматриваются: для руководителей отделов- 9 м2, для сотрудников и научных работников- 4,5 м2

Туалеты для сотрудников проектируются из расчета: 1унитаз на 30 мужчин; 1унитаз на 15 женщин; не менее 1 умывальника на 1 туалет.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. Пособие.– 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Стройиздат, 1993.

2. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие.- М.: Архитектура-С, 2006.

3. Рекомендации по проектированию музеев.: (ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева).– М.: Стройиздат, 1988.

4. СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

5. СП 42.13330.2011 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

ВАРИАНТ 2.

Тема: «Клуб по интересам».

Клубы являются одним из видов общественных зданий и сооружений и относятся к объектам культурного обслуживания населения. Результаты опыта текущего проектирования показывают, что в настоящее время сформировалась тенденция отхода от традиционного представления о клубе или доме культуры и прежде всего о традиционном представлении его функционирования. Сегодня в архитектурном проектировании клубных зданий преобладает разработка индивидуальных подходов и программ к каждому конкретному объекту, а сам объект проектирования обретает новые границы, что обуславливает исключительное разнообразие решений клубов. В составе клубно-досуговых сооружений оказываются и новые объекты - досуговые клубы, центры досуга и рекреативные комплексы, профильные и любительские клубы – клубы по интересам . Профильная специализация клубов с одной стороны и универсальность с другой позволяют интенсифицировать их работу и сделать клубно-досуговую деятельность действительно востребованной населением. К такой категории клубов можно отнести малые клубы по интересам (любительские по нормативной типологии). Типы любительских клубов составляют развитую систему из множества клубов разной специализации (клубы исполнительского творчества, клубы коллекционеров, дискуссионные клубы, клубы авангардного искусства, ремесел, любителей старой техники, спортивные клубы и т. п.). предусматривать возможность их работы как в закрытом специализированном «клубном» режиме, так и в составе открытой сети социально-культурного обслуживания [3,5].

В соответствии с этим, предлагаемая тема курсового проекта предполагает неоднозначность и функциональную неопределенность проектирования клубно-досуговых объектов, многогранность в подходах выработки их архитектурного решения. Это обусловлено и тем, что студентом самостоятельно принимается профильная специализация клуба, т.е. тема курсового проекта имеет неограниченное разнообразие вариантов.

Каждый клуб по интересам должен иметь индивидуальное архитектурно-художественное решение, отражающее его специализацию и соответствующие ей специфические формы деятельности. В соответствии с этим для проектирования клуба по интересам не может быть предложено нормирование аналогично объектам типового проектирования, а архитектурная типология представляется более общей, чем тематическое разнообразие проектируемых объектов.

Наши рекомендации