I.3. Методологический анализ.
Подготовительный этап заключается в преобразовании проектной задачи и имеет методологическую основу.
С момента получения задания на проектирование деятельность архитектора целенаправленна. На первом этапе творческого мышления главенствующим становится выдвижение мировоззренческой установки. Формирование мировоззренческой установки осуществляется с помощью интуиции, появляющейся вместе с вдохновением и развитием творческого воображения. Архитектор выходит за пределы исходной информации и представления об объекте, обусловленного предшествующими знаниями и опытом. Определяется общая авторская концепция - идея-гипотеза. Выработка концепции включает актуализацию мировоззренческой установки, привлечение необходимых знаний и информации об объекте проектирования и условий его функционирования.
Мировоззренческая установка предопределяет активное отношение к имеющейся информации, обеспечивает выбор направления и развертывания деятельности архитектурного проектирования. «Постижение действительности сперва отражается в нас в виде мысли – как наше мировоззрение, а затем оно проявляется как наша основная позиция в любых ситуациях, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, которая, в свою очередь, становится нашей позицией по отношению к творчеству» [Мастера архитектуры об архитектуре. – М.: Искусство, 1972.]. Воображение и интуиция позволяют выдвигать гипотезы решения проектной задачи, оперировать с не вполне определившимися идеями. Все это позволяет «перешагивать» через «информационные пустоты», образующиеся в результате недостаточности традиционных подходов в решении нетиповых задач, не имеющих жестко заданных условий, определенных параметров и прямых аналогов и прототипов.
Сущность архитектурного проектирования заключается в моделировании – переходе от абстрактных представлений об объекте к созданию формализованных моделей объекта в соответствии с общественной, утилитарно-практической функциями и эстетическими закономерностями формообразования.
Мыслительная деятельность на стадии предпроектного поиска, анализ информации, личностный опыт, живое воображение, чувственно-психологические ощущения получают свое отражение в виде первоначальных материализованных моделей. Одной из таких моделей - словесная (текстовая) модель с графическими набросками и эскизами. Именно она должна раскрыть движение мысли, противоречий и всплесков эмоций, характеризующих формирование первоначального образного представления об объекте проектирования.
Словесная модель с иллюстративными зарисовками позволяет в логической, литературно-художественной форме сформулировать основные положения эмоционально-чувственного и функционально-пространственного осмысления проектируемого архитектурного объекта. Выполнение иллюстративных зарисовок образного характера, часто, без осознанного представления об объекте, позволяют в недостаточной целостности реального проекта представить графическое осмысление проектируемого объекта. Зарисовки и наброски могут быть не связаны с определенным архитектурным образом, они лишь иллюстрируют последовательность его художественного развития, который может быть интерпретирован как целевая установка решения творческой архитектурной задачи. На основе первоначальной словесно-графической модели проектируемого объекта проявляется познавательно-оценочная деятельность. В результате этой деятельности и логического контроля осуществляется проблематизация условий задания, формулируется проблема, которая способствует интерпретации задания и позволяет ориентироваться в широком контексте задачи, поскольку исходная задача имеет множество степеней свободы, позволяет проанализировать и обработать информацию, осмыслить программу проектирования. Результатом становится формирование целевой установки - наиболее общего представления о модели проектируемого объекта, которое в процессе поиска идеи-замысла меняется и уточняется.
Целевая установка определяет и «сужает» на основе личного и «внешнего» опыта направленность творческого поиска с выработкой концепции и выявлением проектных задач, кульминационных ориентиров – особенностей архитектурного объекта. На основе целевой установки проектирование конкретизируется путем перевода его в проблемную ситуацию с наложением дополнительных проектных ограничений и определением основных задач проектирования.