Раздел I. Дизайн в современном мире

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И

СРЕДОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Учебное пособие

для студентов _______курса

спец.__________

Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел I. Дизайн в современном мире

Глава I.Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре

1.1.Дизайн как форма проектного сознания

Предпосылки возникновения и краткая история. Виды дизайна, место дизайна в проектном творчестве, связь с другими видами искусств

1.2.Жизненные истоки дизайнерского проектирования

Прагматическое и художественное начало в дизайнерском формооб­разовании, роль требований производства.

Тенденции развития

Глава 2. Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества..

2.1 Понятие о среде

Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые. Архитектурная среда, отличия от архитектуры.

Роль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурная среда и интерьер

2.2 Типология форм среды и задачи ее проектирования

Разнообразие видов и форм среды.

Критерии классификации средовых объектов и систем.

Типы среды — интерьеры, городская среда, «среда — событие»,

интегральные формы, особенности их формирования

Раздел 2. Особенности дизайнерского и средового проектирования

Глава 3. Цели и средства дизайнерского проектирования

3.1.Основные положения

Двойная природа целей дизайна, роль комплекса объективных факторов, его художественная интерпретация

3.2 Функция как объект и фактор дизайнерской деятельности

Многозначность связей «функция — форма». Основные типы связей: «отражение» действия, масштаб и масштабность, «инструментальные» и «результативные» функции, пространственные, объемные и плоскостные задачи

3.3 Визуализация целевых установок дизайнпроектирования

Элементарные слагаемые зрительных образов (форма, цвет, размер и пр.), их соединение в комплексные визуальные структуры (объем, пространство, масса, светоцветовая система, ансамбли произведений дизайна) и суммарные образные представления

Глава 4. Базовые категории дизайнерского проектирования

4.1.Интегральные слагаемые дизайнерского образа

Эмоциональная ориентация, масштабность и тектоническая структура, их роль в формировании образного содержания дизайн-объекта

4.2.Дизайн-форма как визуально-смысловая целостность

Понятие о композиции. Предпосылки и цели нормирования компози­ционных систем. Эмоционально-эстетическое содержание средств визуализации дизайнерских решений

4.3. Композиция как организационная и содержательная Категория

Элементы композиции, средства и приемы формирования композици­онных конструкций. Типы композиционных структур, их плоскостные, объемные и пространственные вариации

4.4. Проектный анализ и задачи гармонизации дизайнерского решения 121

Контроль за реализацией дизайнерской идеи в процессе проектиро­вания. Условные композиционные схемы как средство поиска отклонений от первоначального замысла. Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения

Глава 5. Композиция и гармонизация в средовом дизайне

5.1.Среда как объект проектирования

Комплексность разработки средового решения.

Композиционная роль предметного наполнения.

Функциональная динамика средовых композиций, развитие среды во

времени. Эмоциональная ориентация как конечный результат работы

5.2. Исправление и преобразование схемы визуальной организации

Средового объекта

Варианты проектных деформаций средовой системы в процессе проектирования. Масштабная координация. Кардинальные изменения композиционной структуры. Взаимосвязь средств корректировки средового решения

5.3.Формирование эмоционального климата среды

Эмоциональная структура, ее виды и особенности формирования. Свобода и иерархия проектных действий. Технологии дизайна среды

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития проектного искусства, к которому в пол­ной мере принадлежат и дизайн и архитектура, интересен одной особенно­стью. Она носит достаточно узкий, как бы внутрипрофессиональный харак­тер и не всегда заметна даже специалистам. Речь идет об интеграции це­лей, методов и секретов мастерства у разных ветвей проектного творче­ства: архитекторы все время пробуют себя в дизайнерском плане, приду­мывая новые формы стульев, автомашин и нестандартные приемы благоус­тройства городских улиц и площадей, а дизайнеры активно занимаются интерьером и моделированием пространственных ситуаций — тем, что раньше целиком принадлежало зодчим.

Объяснение этому явлению довольно простое. Дело в том, что в дей­ствительности нам служат не архитектура и дизайн по отдельности, а их нераздельное единство. Современный город немыслим без машин, реклам и скамеек, а квартира — без бытового оборудования и средств информа­ции. И проектировать облик улицы или структуру здания без учета, причем досконального, их предметного наполнения безнадежно: абстрактная кра­сота «пустого» пространства будет искажена и даже изуродована незапла­нированным, но обязательным «по жизни» вторжением функционального дизайна. Единственный выход — проектировать комплексные предметно-пространственные композиции, синтезирующие архитектурные и дизайнер­ские начала обстоятельств нашего образа жизни.

Сращивание архитектуры и дизайна идет и по другим линиям. Так, считалось, что мир вещей изначально мобилен, динамичен и непрерывно обновляется, тогда как архитектурное пространство по идее неподвижно и вечно. Сегодня категоричность этого мнения под вопросом: городские ан­самбли и интерьеры зданий все время перестраиваются, преображаются — то новыми способами освещения, то сменой декоративного убранства, то новыми формами оборудования. А некоторые часто дизайнерские объекты или устройства, например, эскалаторные спуски в метро, не уступают архи­тектуре в монументальности. Причем нынче и дома, и посуду, и стиральные машины, и игрушки делают из металла, пластика или вообще неизвестных прошлому композитных материалов.

Все это означает сближение, взаимопроникновение закономернос­тей и приемов архитектурного и дизайнерского творчества. Причем част­ные случаи приложения этих закономерностей к специфике именно дизай­нерского или архитектурного формообразования только помогают проек­тировщикам понять суть общих принципов. Потому что и там и тут действу­ют одни и те же законы красоты, которые должен знать каждый художник: композиции и гармонизации как главной цели проектного формирования окружающих нас предметно-пространственных ансамблей, масштабности как непременного условия комфортного и осмысленного существования человека в их среде, тектоники как основы выразительной визуальной организации материалов и конструкций, и т.д.

Овладение этими законами — вопрос долгих лет целенаправленной учебы. В проектной сфере — многократно осложненный тем, что и архи­тектор и дизайнер, кроме умений художественных, должен освоить и мно­жество других — связанных с функциональным устройством архитектурно-дизайнерских объектов, их прочностью, экологичностью и т.д. Чего и доби­валось всегда специальное образование.

Нынешнее время добавило к этим привычным задачам профессио­нального обучения новую: учиться в архитектуре лучше одновременно. Это очень трудно — надо больше знать и уметь. Но возможно. Что автор и попытался показать на примере самой молодой на сегодняшний день про­ектной специальности — ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ.

Понятие «дизайн» появилось в начале XX века, когда на помощь ремесленному декоративно-прикладному искусству, выборочно формиро­вавшему в течение тысячелетий предметный мир среды обитания человека, пришло массовое производство всего комплекса окружающих нас вещей. Оказалось, что веками бытовавшие методы создания мебели, одежды, посу­ды, инструментов и множества других изделий прикладного характера, ког­да один и тот же мастер придумывал, изготавливал и украшал свою про­дукцию, в новых условиях трансформировались. Потребовался особый от­ряд специалистов — дизайнеров, — занятых только проектированием бу­дущих вещей и приборов, потому что их непосредственное изготовление — на станках, в сборочных цехах — гораздо лучше получалось у специали­стов-производственников, инженеров и рабочих. В результате выпуск нуж­ных людям товаров и изделий увеличился тысячекратно, а сами они приоб­рели совершенно другой облик.

В переводе с английского «дизайн» (design) означает «проект», «ри­сунок», «эскиз», а также действия, связанные с появлением проекта или рисунка. Но прошедшее столетие придало этому термину значительно бо­лее емкий смысл.

В 1969 году ИКСИД, конгресс Международного совета дизайнерских организаций, обозначил «дизайн» как творческую деятельность, цель которой — определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью.И относится это не только к внешнему виду, но и к функциональным особенностям (потребительским качествам) этих предме­тов, и к удобству и целесообразности их изготовления, ибо дизайн стре­мится охватить все аспекты формирования окружающей человека среды, обусловленные промышленным производством.

От промышленного производства сегодня зависят практически все стороны нашей жизни — от выпуска предметов обихода и орудий произ­водства до удобства и комплексного обустройства жилья, общественных зданий, площадей и улиц города, да и самих промышленных предприятий. Поэтому дизайн, который понимается нами и как сфера проектной дея­тельности общества, и как совокупность вещей и устройств, делающих наше существование удобнее и легче,и как особым образом сформиро­вавшаяся эстетическая концепция современного образа жизни,играет в сегодняшнем мире столь серьезную роль.

Все это делает курс «Основы дизайна и средовое проектирование» важнейшей частью обучения будущих архитекторов и дизайнеров любого профиля, а особенно тех из них, кто посвятил себя работе над интерьера­ми. Сегодня полноценный интерьер любого назначения немыслим без ин­тенсивного оснащения мебелью, оборудованием, разного рода украшения­ми, предметами быта, которые вместе с архитектурной основой должны составлять среду — эстетически завершенный, удобный, целесообраз­но организованный предметно-пространственный ансамбль.Или — по В. Гропиусу — «гармоничное пространство для жизни», невозможное без тесного взаимодействия двух искусств — архитектуры и дизайна, взаимо­действия, требующего определенного уровня знаний и умений в обеих сфе­рах проектной деятельности.

* * *

Настоящее пособие отвечает задачам обучения курсу «Архитектур­но-дизайнерское проектирование» в учебных заведениях архитектурного профиля и призвано ознакомить учащихся с предметом, методологией и особенностями художественного (дизайнерского) проектирования в раз­ных областях предметного и предметно-пространственного творчества.

Курс показывает роль и место дизайна в формировании интерьеров и городских ансамблей, раскрывает отличия работы дизайнеров от труда других проектировщиков, обучает навыкам подхода к решению архитек­турно-дизайнерских задач разного типа. Он включает теоретическую часть (общие положения технической эстетики, классификацию видов и форм дизайна, методы дизайнерского проектирования, в т.ч. в сфере архитек-турно-средового дизайна) и набор сведений, раскрывающих специфику ре­шения отдельных дизайнерских задач (графический дизайн, бытовой, ви­зуальные коммуникации, оборудование интерьера, комплексное формиро­вание средовых объектов и систем).

Дисциплина является базовой в структуре предметов специализа­ции 29021.05 «Дизайн интерьера» специальности «Архитектура», органи­чески дополняя ранее изученные проектные курсы, и служит основой пред­метов «Интерьер», «Колористика интерьера» и «Эргономика и оборудова­ние интерьера».

Пособие содержит сведения о характере и принципах работы специ­алистов, формирующих оборудование и предметное наполнение архитек­турной среды, об особенностях технологии средового дизайна как основы интерьерного (архитектурно-дизайнерского) проектирования, которые не­обходимы для успешного сотрудничества техников-архитекторов с други­ми проектировщиками, работающими в области интерьера.

Но главная задача пособия — научить студентов пониманию того, как отражаются смысл и формы организации нашей жизни на существе дизайнерских решений, показать, какие именно особенности нашего со­знания, мышления, восприятия окружающего нас мира лежат в основе эф­фективности приемов и результатов архитектурно-дизайнерского проекти­рования, подготовив их к сознательному творчеству.

РАЗДЕЛ I

ДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ГЛАВА I

Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре

ГЛАВА 2

Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества

Понятие о среде

Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые.

Архитектурная среда, ее отличия от архитектуры. Роль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурная среда и интерьер

«Среда» — ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изоб­ретатели, работая над своими произведениями — картинами, постройками, приборами — решали преимущественно специальные, знакомые и инте­ресные лично им задачи мироустройства, тогда как общая конструкция со­здаваемой их руками «второй природы» — сферы обитания человечест­ва — получалась стихийно. Наше время, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально новую за­дачу — проектирования среды обитания в целом, гармонично увязывая все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматичес­кие, социальные и эмоционально-художественные.

В русском языке словом «среда» обозначаются:

— система набора природных (физических) условий, «внутри» кото­рых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;

— совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство.

Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающеечто-либо, с другой — то, что окружено,находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна — в целом понятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и са­мого этого объекта. В этой неразрывности — специфика категории «сре­да» вообще и феномена «архитектурная среда» — в частности.

Этим термином (в отличие от других видов среды — интеллекту­альной, сценической, социальной и т.п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно художественно обосно­ванными структурами, где комбинации пространств, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жиз­недеятельности объединены в целостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектур­но-дизайнерского замысла. Обычно эти средовые образования отличают­ся прямым участием в их формировании профессиональных проектиров­щиков, нацелены на получение комплексного утилитарно-художествен­ного результата, что делает произведения дизайна архитектурной среды явлениями искусства.

Средовой дизайн занимает совершенно особое место в проектной культуре, что становится понятным при сравнении его с архитектурой.

Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства — «пространственность» методов, целей и резуль­татов работы, использование прежде всего визуальных средств формиро­вания конечного объекта. Различает их сам результат.

Понятие «архитектура» ассоциируется прежде всего с образом пост­ройки, того, что «сделано» строителем, «видно» зрителю, служит оболоч­кой некоего внутреннего пространства. И только во вторую очередь — с тем, что происходит внутри и около оболочки. Иначе говоря, зодчество, применяя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя особый продукт своего искусства — архитектурный образ,принципиально отличающийся от образов других видов искусств. Зодчество изначально абстрактно, никогда не критикует действительность, не может вызвать зло и даже лишено чувства комического. Оно всегда восславляет и утверждает сущее в своих произведениях.

Поэтому в истории цивилизации зодчество всегда стояло особня­ком, доминировало среди других искусств, воплощая фундаментальные идеи своей эпохи. Самоценность образа архитектурного сооружения, кото­рый продолжает жить и работать на зрителя даже если исчезают или транс­формируются причины, вызвавшие его появление — одно из свойств архи­тектуры, роднящее ее с другими видами искусств.

Иначе обстоит дело с архитектурной средой — она немыслима без единовременности существования и восприятия «оболочки» и ее заполне­ния, субъектов и объектов осуществляемых здесь видов деятельности. Суммируется восприятие средового состояние в «атмосфере»или «образе среды»,который отличается от термина «архитектурный образ» комплекс­ным взаимодействием эмоционального содержания протекающих здесь процессов, чувств человека, участвующего в этих процессах, его впечатле­ний от облика вещей и предметов, заполняющих пространственную ситуа­цию, и архитектурного решения этой ситуации.

Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потреб­ность) служит как бы поводом, толчком к появлению архитектурного обра­за, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования — функции — и «следствия» проек­тной деятельности — комплекса материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи.

В этом — сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитектурных (пространственных), дизайнерских (предметных) источ­ников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проек­тирования, хотя способы их проектного формирования различны.

Фундаментом становления средовой структуры считаются «носите­ли» эмоционального начала — определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствую­щие им микроклиматические условия и — главное — участники про­цесса, люди как «исполнители» данной деятельности, так и ее «наблюдате­ли», «потребители» средовых ощущений. Смысл этой части работы — ди­зайн процесса, составление своего рода эмоционально-технологического сценария, определяющего эффективность и художественную нацеленность здесь происходящего.

Следующим структурным блоком признана архитектурно-простран­ственная основа,воплощающая в площадях, высотах и конфигурации по­мещений или открытых городских пространств и облике их ограждений ответ на задачи размещения здесь задуманного средового процесса. Эта часть работы практически воспроизводит традиционное архитектурное про­ектирование, с тем отличием, что дизайнер все время «примеряет» вариан­ты пространственных предложений к параметрам функциональных требо­ваний, надеясь их уточнить или реформировать.

Третий блок — совокупность «дизайнерских» компонентов,при­спосабливающих пространственную основу к процессу — от функциональ­но обусловленного оборудования до элементов артдизайна. Эта группа ра­бот имеет двойной смысл. С одной стороны, проектировщик выступает в роли дизайнера, отвечающего за оптимальное оснащение процесса, подбирая (или придумывая) инженерно-технические решения, которые сделают его комфортнее, яснее, красивее. С другой — обращается с попавшими в поле его зрения вещами и устройствами как с элементами средовой компо­зиции — уточняет их пространственные комбинации, выявляет декоратив­ный смысл, устанавливает цветовую гамму и пр. Т.е. — работает и как дизайнер, и как архитектор, следящий, среди прочего, как вписался про­странственный ансамбль предметного наполнения в архитектурное про­странство среды.

В результате весь огромный мир «внеархитектурных» предметов и явлений, иногда весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирова­ния произведений нового вида искусства. Нового, потому что архитектура и дизайн среды различаются предназначением: первая внушает зрителю свое представление о смысле жизни и данного пространства, второй — создает этот смысл вместе со зрителем, не гнушаясь при этом никакими реалиями окружающей действительности.

Поэтому средовые объекты и системы не всегда претендуют на ста­тус произведения искусства, которое обладает покоряющим сердца худо­жественным образом. Им достаточно охватить лишь часть слагаемых обра­за: оригинальность облика, способность затронуть чувство прекрасного, пробудить волнение, успокоить и т.д. Это хорошо видно при сравнении произведений средового дизайна и их архитектурных «собратьев», инте­рьеров зданий и городских пространств.

Их многое роднит: генетическая зависимость от начальной функции, «пространственность», включение в художественную структуру «внеархи­тектурных» компонентов (элементов ландшафта и оборудования), способ­ность к синтезу с изобразительными искусствами. Но интерьеры, как про­дукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни. Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных про­цессов — они задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архи­тектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последова­тельности: «пространство (слепок функции) — художественная организа­ция (композиция) пространства — насыщение композиции выразительны­ми деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)», которую, правда, можно интерпретировать по-разному.

Специалисты даже разделяют интерьеры «архитектурные» и «пред­метные» — первые созданы преимущественно архитектурой и архитекто­рами и представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации образование; тогда как главное в облике вторых — оборудова­ние, мебель, личные вещи, «случайно» собранные владельцем.

«Предметные» интерьеры намного ближе к понятию «среда», т.к. их архитектурная основа только обозначена, задумана как абстрактная сцена, где «живет и действует» непредусмотренная замыслом зодчего обстановка, преобразовавшая помещение соответственно интересам заказчика. Что объясняет весьма специфические художественные возможности дизайна среды — его произведениям, в отличие от архитектурных, подвластны иро­ния, смех, они могут «критиковать» действительность, осуждая ее, созда­вать «отрицательные» образы, унижать и даже, в отдельных случаях, — разрушать по специальному заказу человеческое в человеке. И делается это, как правило, за счет того эмоционального климата, который во многом зависит от третьего слагаемого среды — оборудования и предметного за­полнения.

Естественно, что при этом каждый из «малых дизайнов» — промыш­ленный, графический и т.п. — участвует в общем деле формирования сре­ды. Но — в соответствии со своими возможностями.

Большинство крупных стационарных дизайнерских форм — обору­дование цеха, мебель, сооружения парковых аттракционов — организуют пространственные структуры, превращаясь в своего рода архитектурные объемы и детали. «Штатные» средства транспорта, вагоны метро, автобу­сы — проясняют, усиливают или даже определяют эмоционально-психо­логический настрой средового пространства. Посуда, бытовые приборы придают этому состоянию различные оттенки; визуальные коммуника­ции, ландшафтный дизайн — формируют эксплуатационные условия. И все вместе они образуют чрезвычайно широкую гамму воздействий на средовую структуру, участвуя буквально во всех видах ее проектных трансформаций.

* * *

Сказанное разъясняет концептуальный смысл средового творче­ства — оно вводит в обиход «высокого» искусства творения человеческих рук, испокон веку считавшиеся «эстетикой второго эшелона» — вещи де­коративно-прикладные, бытовые, ремесленные. Преодолен разрыв между абстрактным стремлением к морально-нравственному идеалу, которым за­нимались исключительно музы, и утилитарностью обслуживающих «низ­кие» стороны человеческой природы явлений и устройств. В дизайне сре­ды они сровнялись, став слагаемыми идейно-нравственных структур более высокого уровня. Такова историческая роль средового дизайна, сделавше­го прямой шаг к синтетическому пониманию задач жизнестроительства.

Пониманию, в котором архитектору-дизайнеру — новой архитектур­ной профессии, появившейся на стыке двух ветвей проектного творче­ства - зодчества и художественного проектирования — отводится совер­шенно исключительная роль: инициатора, координатора и «режиссера» всех проектных начинаний, отражающихся на облике и состоянии среды.

ГЛАВА 3

Цели и средства дизайнерского проектирования

ГЛАВА 4

Базовые категории дизайнерского проектирования

ГЛАВА 5

Композиция и гармонизация в средовом дизайне

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление на арене мировой культуры нового вида проектной дея­тельности — дизайна — ознаменовало собой принципиальную ломку скла­дывавшихся тысячелетиями представлений и принципов творческого отно­шения к действительности, которые олицетворяли раздельное, «по частям», вмешательство проектировщика-творца в окружавшие его визуальные структуры.

Привычное ранжирование видов искусства на «высокие» и «низ­кие» — живопись, скульптура, архитектура в противовес декоративно-при­кладному и народному творчеству, высокомерное отделение их от инже­нерно-технической деятельности — преобразуется новыми способами ху­дожественного видения нашего мира, в значительной мере созданного ру­ками человека из материалов и по законам природы. Дизайн сыграл при этом совершенно особую роль. Впервые в истории цивилизации он урав­нял технические и художественные виды творчества, достижения прагма­тические и вершины эстетического отношения к мирозданию, слив их вое­дино в своих произведениях.

Дизайн оказался — в силу его безусловной полезности и столь же безусловной доступности каждому члену современного общества — самым востребованным из искусств. А его формы, принципы и особенности ком­позиционных построений, опирающиеся на всеохватывающую «нефигура-тивность», абстрактность художественных средств, стали привычным при­знаком и ориентиром художественных построений и в других видах искус­ства.

Естественно, что столь решительная ориентация на использование в дизайнерских образах абстрактной выразительности реальных форм и по­требительских качеств произведений дизайна привели к появлению прак­тически новой методологии проектной работы. Методологии, активно и в полной мере использующей весь арсенал существующих навыков и устано­вок художественного творчества: умение строить и совершенствовать ком­позиционные структуры, свободно применяя все известные нам средства их формирования — от изображений на плоскости до пространственных впечатлений, от фактурных или ритмических сопоставлений в вещах и при­борах до «нейтрализованных» комбинаций функциональных процессов в среде. Но — подчиняющей этот арсенал главной сверхзадаче «Большого Дизайна» — совершенствованию всего комплекса условий жизни на зем­ле, включая и те сферы, что раньше считались как бы недостойными вни­мания художника.

Отдельные позиции проектных технологий, вытекающих из новых методических установок, описаны в настоящей книге. Среди них — поло­жения о тектонической организации, масштабной координации и эмоцио­нальной ориентации как краеугольных формах целеполаганий и средств созидания дизайн-образа в художественном проектировании; типологи­ческие конструкции, последовательность проектного процесса, привязан­ная к расшифровке задач и методов художественного проектирования на разных его этапах.

Все они опираются на методический и научный аппарат проектной деятельности, уже наработанный теорией и практикой дизайна, в т.ч. средового. Но читателю следует помнить, что дизайну как искусству едва ис­полнилось сто лет и масса порожденных им проблем еще не решена. И, понятно, не вошла в предлагаемый материал. Из-за чего знакомство с на­шим пособием никак не может считаться достаточным для людей, интере­сующихся дизайном профессионально.

Настоящая книга для специалиста — всего лишь приглашение войти в этот мало кому знакомый по-настоящему мир, постоянно меняющийся и завоевывающий все новые и новые горизонты проектной культуры; первое прикосновение к дизайну, как чрезвычайно нужной человечеству и увлека­тельнейшей творческой деятельности, которая может и должна кардиналь­ным образом трансформировать очень многие стороны той формы нашего осознания действительности, что называется искусством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. — М.: Советский художник, 1987.

2. Визуальная культура — визуальное мышление в дизайне. — М.: ВНИИТЭ, 1990.

3. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Со­временные методы проектного анализа. — М.: Мир, 1976.

4. Михайлов С, История дизайна. Т. 1, 2. СД России, М., 2000, 2003.

5. Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник. — М.: ВНИИТЭ, 1989.

6. Раннев В.Р. Интерьер. — М.: Высшая школа, 1987.

7. Сомов Ю.С. Композиция в технике. — М.: Машиностроение, 1977.

8. Сто дизайнеров Запада. — М.: ВНИИТЭ, 1994.

9. Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. — М.: Галарт, 1995.

10. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. — М.: СПЦ-принт, 2003.

11. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. — М.: Стройиздат, 1990.

12. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. А.В. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1990.

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И

СРЕДОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Учебное пособие

для студентов _______курса

спец.__________

Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел I. Дизайн в современном мире

Глава I.Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре

1.1.Дизайн как форма проектного сознания

Предпосылки возникновения и краткая история. Виды дизайна, место дизайна в проектном творчестве, связь с другими видами искусств

1.2.Жизненные истоки дизайнерского проектирования

Прагматическое и художественное начало в дизайнерском формооб­разовании, роль требований производства.

Тенденции развития

Глава 2. Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества..

2.1 Понятие о среде

Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые. Архитектурная среда, отличия от архитектуры.

Роль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурная среда и интерьер

2.2 Типология форм среды и задачи ее проектирования

Разнообразие видов и форм среды.

Критерии классификации средовых объектов и систем.

Типы среды — интерьеры, городская среда, «среда — событие»,

интегральные формы, особенности их формирования

Наши рекомендации