Порядок вождения поездов машинистами
18.36.Машинист обязан:
- хорошо знать конструкцию подвижного состава, план и профиль пути своей линии, расположение на ней постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков, их значение, расписание движения поезда;
- при приемке подвижного состава перед выездом на линию убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов и поездной радиосвязи.
18.37.При ведении поезда машинист, помощник машиниста обязаны:
- обеспечить безопасное движение с точным соблюдением расписания следования поезда;
- следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, правильным положением стрелок по маршруту следования, за движением поездов и маневровых составов на смежных путях, принимая меры к остановке при угрозе безопасности движения или жизни людей;
- повторять вслух показания светофоров, указанных в приказе начальника метрополитена, и положение стрелок по маршруту следования, а также сигналы светофоров и другие сигналы, требующие остановки или уменьшения скорости, выполнять их требования, применяя электрическое или служебное пневматическое торможение, а при внезапной подаче сигнала остановки или возникновении препятствия для движения – экстренное торможение;
- содержать тормозные устройства поезда готовыми к действию, не допускать падения или повышения давления в напорной и тормозной магистралях против установленных норм;
- проявлять особое внимание и бдительность при наличии запрещающего сигнального показания АЛС и светофоров, снижении видимости светофоров и пути при сильных туманах, ливнях, метелях, задымлении, при затоплении участков пути, наличии письменных или устных предупреждений, движении в неправильном направлении, движении при нажатой педали (кнопке) бдительности и быть готовым немедленно остановить поезд, если встретится препятствие для дальнейшего следования;
- осуществлять взаимный контроль действий по выполнению должностных обязанностей;
- следить за состоянием подвижного состава, показанием приборов, контролирующих его бесперебойную работу;
- следить за работой устройств автоматического управления движением поездов;
- подавать оповестительный сигнал о приближении поезда при входе и следовании по главному пути станции, если пассажиры находятся у края платформы за линией ограничения.
18.38.При обнаружении неисправности в поезде, устройствах сигнализации и связи, повреждения пути, контактного рельса и других сооружений и устройств, неисправности в поезде, следующем по смежному пути, машинист обязан сообщить об этом поездному диспетчеру, а при неисправности поездной радиосвязи – на ближайшей станции дежурному по станции.
18.39.В пути следования машинисту запрещается:
- превышать скорости, установленные настоящими Правилами, приказом начальника метрополитена, указаниями сигналов, а также выданными предупреждениями;
- отвлекаться от управления поездом, наблюдения за сигналами, свободностью и состоянием пути;
- приводить поезд (состав) в движение при работе с помощником машиниста без его команды или сигнала;
- отключать исправные устройства, обеспечивающие безопасность движения (АЛС-АРС, УАВА и другие), без надобности пользоваться педалью (кнопкой) бдительности при исправном действии напольных и поездных устройств АЛС-АРС.
18.40.При ведении электропоезда локомотивной бригадой помощник машиниста должен находиться в кабине управления головного вагона вместе с машинистом.
При управлении поездом не из головного вагона помощник машиниста должен находиться в кабине управления головного вагона по ходу движения для подачи машинисту соответствующих сигналов, а при необходимости – для остановки поезда краном экстренного торможения. В этом случае пассажиры из поезда должны быть высажены на ближайшей станции. При обслуживании поезда без помощника машиниста и невозможности управления поездом из головной кабины дальнейшее следование его должно производиться при помощи вспомогательного поезда.
18.41.Машинист (локомотивная бригада) несет ответственность за всякую не вызванную необходимостью задержку поезда (маневрового состава) у светофора с разрешающим показанием или с открытым пригласительным сигналом.
18.42.Запрещается проезд в кабине управления поездом (маневровым составом) лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением работников, имеющих разрешение, выдаваемое порядком, установленным Управлением метрополитена, но не более двух человек одновременно.
18.43.При обнаружении во время работы на линии неисправностей электроподвижного состава машинист поезда должен немедленно доложить об этом поездному диспетчеру и принять все меры к тому, чтобы с обеспечением безопасности движения довести поезд до станции с путевым развитием, где имеется возможность убрать его с главного пути.
В исключительных случаях машинисту разрешается распломбировать устройства безопасности с немедленным сообщением об этом поездному диспетчеру и последующей записью в книгу ремонта состава.
18.44.При отключении в поезде одной трети и более пневматических тормозов отправление этого поезда со станции разрешается только без пассажиров.
При отключении в поезде более половины пневматических тормозов дальнейшее его следование разрешается только при помощи вспомогательного поезда.
18.45.Машинист должен произвести проверку работы пневматических тормозов:
- при приемке или после осмотра состава в электродепо, в пункте технического обслуживания, перед выдачей состава после ночного или дневного отстоя;
- после соединения автосцепных устройств вагонов после их разъединения;
- после сцепки вспомогательного поезда с неисправным составом.
Машинист обязан произвести проверку тормозов в движении на эффективность их действия:
- после выезда состава из электродепо, из отстоя на линии;
- перед въездом в электродепо;
- после начала движения при управлении из средней кабины;
- после стоянки поезда (состава) 20 мин. и более.
Порядок проверки и опробования автоматических тормозов устанавливается инструкцией, утвержденной Управлением метрополитена.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫНУЖДЕННОЙ ОСТАНОВКЕ ПОЕЗДА (СОСТАВА)
18.46.При вынужденной остановке поезда (состава) машинист обязан:
- остановить поезд по возможности на площадке и прямом участке пути, если не требуется экстренной остановки;
- после остановки доложить об этом поездному диспетчеру и в зависимости от профиля пути затормозить поезд стояночными или ручными тормозами;
- выяснить возможность дальнейшего следования;
- принять меры к устранению возникшего препятствия для движения;
- после устранения препятствия для движения доложить об этом поездному диспетчеру и продолжить следование поезда;
- при невозможности устранения препятствия для движения обеспечить по согласованию с поездным диспетчером вывод пассажиров из тоннеля на станцию.
18.47.При обнаружении препятствия для движения на смежном пути машинист (локомотивная бригада) должны принять меры к остановке встречного поезда (состава).
18.48.В случае приближения к стоящему впереди поезду машинист обязан остановить свой поезд на расстоянии не менее 25 м от него, а на подъемах более 0,030 – не менее 50 м, подать сигнал остановки, немедленно доложить об этом поездному диспетчеру по поездной радиосвязи или тоннельной связи и далее действовать по его указанию.
Если до стоящего впереди поезда расположен стрелочный перевод, то машинист обязан остановить поезд, не проезжая светофора, установленного перед стрелочным переводом.
18.49.При потере управления электропоездом (составом) машинист обязан принять меры для восстановления управления.
Если управление поездом (составом) не будет восстановлено в течение 5 минут, машинист обязан затребовать вспомогательный поезд.
При управлении поездом без помощника машиниста, если поезд сформирован из вагонов, не оборудованных стояночными тормозами, при перекрытых концевых кранах тормозной магистрали между вагонами в хвостовой части поезда, машинист обязан затребовать вспомогательный поезд.
18.50.После вызова вспомогательного поезда машинист должен проверить исправность сигнальных красных огней на вагоне со стороны прибытия вспомогательного поезда.
18.51.В качестве вспомогательного поезда может быть назначен сзади идущий поезд (состав) попутного направления или отправленный в неправильном направлении. При разрыве поезда назначаются два вспомогательных поезда. Вспомогательный поезд в неправильном направлении назначается только со станции.
18.52.Если после затребования вспомогательного поезда (состава) причина вынужденной остановки будет устранена, машинист обязан доложить поездному диспетчеру о готовности к дальнейшему движению.
В этом случае поездной диспетчер может разрешить дальнейшее движение и отменить назначение вспомогательного поезда (состава) с принятием необходимых мер по обеспечению безопасности движения.
18.53.Если вспомогательный поезд назначается со станции, он должен следовать без пассажиров.
При назначении вспомогательного поезда с перегона высадка пассажиров из вспомогательного и неисправного поездов производится на ближайшей станции.
18.54.Поезд может быть возвращен с перегона обратно на станцию отправления только при управлении из головной кабины по приказу поездного диспетчера порядком, установленным Инструкцией по движению поездов и маневровой работе.
18.55.Осаживание поездов и составов на путях метрополитена запрещается. Как исключение допускается осаживание поезда:
- на станции закрытого типа;
- если после отправления со станции поезд остановлен вследствие загорания и часть вагонов находится в тоннеле.
Порядок осаживания устанавливается Инструкцией, утвержденной начальником метрополитена.