Современные научно-теоретические проблемы

архитектуры(М2.В.ОД.4)

Раздел 1:

Творческий процесс мастеров Русского Авангарда;

Раздел 2:

Творческий процесс архитекторов Новейшего времени

Автор составитель

канд. архитектуры, проф. Адамов О.И.

Ответственный редактор

зав. кафедрой «Архитектура общественных зданий»,

канд. архитектуры, проф. Ауров В.В.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и обсуждена

на заседании кафедры «Архитектура общественных зданий»

Протокол № ___ от ______________2014 г.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена

на заседании методического совета «Факультета специальной подготовки»

Протокол №___от ______________2014 г.

Структура рабочей программы дисциплины:

Титульный лист учебно-методического комплекса

Лист утверждения

1. Аннотация

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3. Структура и содержание дисциплины

4. Образовательные технологии

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. План реализации учебной дисциплины. (Приложение 1)

Аннотация

Дисциплина «Современные научно-теоретические проблемы архитектуры» (М2.В.ОД.4) входит в число обязательных дисциплин (М2.В.ОД) вариативной части «Профессионального цикла» (М.2) подготовки магистра архитектуры[1], и состоит из двух разделов:

- Раздел 1 «Творческий процесс мастеров русского авангарда»;

- Раздел 2 «Творческий процесс архитекторов Новейшего времени».

Количество семестров изучения дисциплины - 2.

Общая трудоемкость дисциплины (часы/кредиты) – 288 часов / 8 кредитов.

Цельосвоения дисциплины (модуля) Современные теоретические проблемы в области специальной подготовки – ознакомление магистров с опытом ведения творческих процессов мастерами Русского Авангарда и архитекторами Новейшего времени, разработка и теоретическое обоснованием новой системы взглядов на процесс архитектурного проектирования зданий и сооружений и на создание динамичных моделей архитектурной деятельности.

Задачи:

- ознакомиться с теоретическим подходом к изучению пространственных построений архитектора в связи с теми образами, которые возникают в ходе его творческого процесса, изучить ключевые понятия и составляющие творческого процесса архитектора;

- получить представление о влиянии социального, историко-культурного и художественного контекстов на осуществление проектной деятельности исследуемых мастеров Русского Авангарда и западных архитекторов Новейшего времени;

- ознакомиться с опытом постадийной реконструкции творческого процесса мастеров Русского Авангарда и архитекторов Новейшего времени и анализом образов, идей, ассоциаций, сопровождающих работу над пространственными построениями, представить логику развёртывания формообразования;

- сформировать и развить навыки создания динамических моделей творческих действий архитектора при разработке архитектурных проектов;

- сделать теоретические обобщения о характере образности, виде пространственных построений и специфике творческого процесса, а также о типах связей, объединяющей эти составляющие в ходе становления архитектурного объекта.

Место дисциплины в структуре ООП магистра.

Дисциплина «Современные научно-теоретические проблемы архитектуры» (М2.В.ОД.4) входит в число обязательных дисциплин (М2.В.ОД) вариативной части «Профессионального цикла» (М.2) подготовки магистра архитектуры, и состоит из двух разделов: «Творческий процесс мастеров русского авангарда» и «Творческий процесс архитекторов Новейшего времени».

Дисциплина базируется на различных предшествующих по времени изучения циклах учебных дисциплин, обобщает знания и полученные в ходе изучения компетенции по проблемам истории и теории архитектуры и связывает их с практическим проектированием. Предшествующими дисциплинами по программе бакалавриата являются: «Современная советская архитектура» (Б3;ВК;00.13); «Современная зарубежная архитектура» (Б3;ВК;00.14), относящиеся к вариативной части (дисциплина вуза) «Профессионального цикла» (Б.3). Дисциплина тесно связана с «Архитектурным проектированием I уровня» (Б3+ВК;00.01) – дисциплиной, относящейся к вариативной части (дисциплина ВУЗа) «Профессионального цикла» (Б.3+). По программе подготовки магистра дисциплина связана и ведётся параллельно с дисциплиной «Актуальные проблемы истории и теории архитектуры» (М2.Б.2), относящейся к базовой части «Профессионального цикла» (М2.Б).

Общенаучные подходы и методы, изучаемые в рамках этих дисциплин, дополняются и получают более конкретное рассмотрение в связи с изучением творческих процессов архитекторов русского авангарда и Новейшего времени. Творчество архитекторов, в связи с данной дисциплиной, получает аналитическую точку зрения.

Разрабатываемые аналитические модели и закономерности, могут стать объектами компьютерного моделирования, опирающегося на знания и навыки, полученные магистрантом в ходе освоения дисциплины «Медиатехнологии», которая входит в блок дисциплин по выбору (М1.В.ДВ.1) «Общенаучного цикла» (М.1).

Отдельные теоретические подходы и положения дисциплины «Современные научно-теоретические проблемы архитектуры» могут быть использованы в «Научно-исследовательской работе» (М3.Н) магистранта, где развиты полученные компетенции в применительно к конкретным задачам и местным условиям архитектурного проектирования.

Дисциплина предшествует «Проектно-исследовательской практике» цикла «Учебная практика» (М3.У), в ходе прохождения которой в проектных и исследовательских организациях могут быть опробованы навыки и дополнены компетенции, полученные при изучении данной дисциплины.

1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины архитектуры должен обладать:

- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- практическими умениями и навыками в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4);

- готовностью уважительно и бережно относиться к культурным и историческим традициям общества, природе, мировому и отечественному художественному и архитектурно-градостроительному наследию (ОК-7);

- пониманием роли архитектора в развитии общества, культуры, науки (ОК-8);

- способностью использовать информационно-компьютерные технологии как инструмент в проектных и научных исследованиях (ОК-10);

- способностью демонстрировать креативность, углубленные теоретические и практические знания отечественной и мировой культуры, способностью применять их в практической, научной и педагогической деятельности (ОК-12);

- способностью разрабатывать проектные решения, основанные на исследованиях, инновационного (концептуального), междисциплинарного и специализированного характера с применением современных методов, привлечением знаний различных дисциплин (ПК-1);

- способностью осмысливать и формировать архитектурно-градостроительные решения путем интеграции фундаментальных и прикладных знаний в сфере архитектурной деятельности (ПК-2);

- способностью проводить комплексные прикладные и фундаментальные исследования и обосновывать концептуально новые проектные идеи, решения и стратегии проектных действий (ПК-4);

- способностью синтезировать в предлагаемых научных концепциях обобщенный международный опыт, соотнесенный с реальной ситуацией проектирования (ПК-5);

- способностью интерпретировать результаты прикладных научных исследований в виде обобщенных проектных моделей (ПК-6);

- способностью планировать и решать научно-исследовательские задачи архитектурно-градостроительной деятельности в соответствии со специализацией, способностью профессионально представлять и обосновывать результаты научно-исследовательских разработок, разрабатывать пути их внедрения в процесс проектирования и строительства (ПК-7);

- способностью на современном уровне оформлять результаты проектных работ и научных исследований с подготовкой реферативных обзоров, публикаций и представлением результатов профессиональному и академическому сообществам (ПК-9);

- способностью обобщать, анализировать и критически оценивать архитектурные объекты, архитектурно-градостроительные решения (ПК-14).

2. Формируемые в результате освоения дисциплины знания, умения и навыки

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- инновационные методы проведения научных исследований при выполнении особо сложных разработок с противоречивой, неполной и требующей дополнительного исследования информацией;

- методы проведения предпроектных исследований и проектных разработок, основанные на исследованиях;

- источники и методы оценки достоверности информации, используемой для проведения предпроектных исследований и проектной деятельности.

Уметь:

- разрабатывать проектные, включая специализированные, междисциплинарные, концептуальные и экспериментальные решения, основанные на научных исследованиях, путем интеграции знаний из новых областей науки и практики;

- находить аргументированные обоснования принимаемых архитектурно-градостроительных решений, отвечающие современным социокультурным, художественно-эстетическим, экономическим, экологическим, инженерно-техническим, функциональным, психологическим требованиям;

- проводить комплексный предпроектный анализ и обосновывать концептуально новые проектные идеи, решения и стратегии проектных действий.

Владеть:

- навыками разработки проектных решений на основе проведения комплексных исследований, носящих инновационный характер и приумножающих архитектурные знания;

- научными методами систематизации знаний о проектируемом объекте, разработки его поисковых моделей, теоретических и проектных концепций;

- методами инновационного и междисциплинарного архитектурного проектирования.

Наши рекомендации