Выделение экспозиционных зон в усадьбе и парке Белого дома
Более 300 лет насчитывает история рода Демидовы – 1656 году датируют время рождения основателя рода – более 200 лет представители рода связаны с историей Урала. Известные российские писатели Д. Н. Мамин-Сибиряк, Е. Федоров, П. П. Бажов, А. Н. Толстой в той или другой степени касались истории рода, подчеркивая, что многие страницы истории Российского государства связаны с представителями этого рода: промышленность, архитектура, наука, образование, меценатство, культура, музейное дело. Даже если, имя Демидовых связано с Южным Уралом только до 1809 года, нельзя игнорировать те сохранившиеся памятники историко-культурного и природного наследия, которые являются жемчужинами Южного Урала и достойны восстановления величия этих памятников в полном объеме.
Усадебная застройка в Кыштыме, являясь уникальным архитектурным сооружением, диктует свои требования к экспозиционным комплексам, которые должны решать несколько задач:
· сформировать у посетителей понимание уникальности архитектурного объекта и парковой зоны усадьбы, служебных помещений, размещенных на территории усадьбы
· сохранить эстетику организации пространства внутренних помещений архитектурного памятника и служебных построек (башни) в зависимости от моделирования первоначального назначения
· рассказать о представителях династии Демидовых с акцентом на историю младшей ветви рода
· воссоздать «атмосферу» эпохи первых владельцев Кыштымских заводов
· включить рассказ об истории владельцев Белого дома XIX в. не ломая заданную стилистику оформления господского дома
· представить визуальную информацию облика Белого дома в различные эпохи его существования
· раскрыть технологические особенности строительства заводов на Южном Урале в рамках усадебного комплекса
· воссоздать атмосферу завода, труда работных людей на уральских заводах использованием помещений служебных построек усадебного комплекса
· восстановить дендрологическую первооснову парковой зоны, зонирование парка в соответствии с требованием парковой архитектуры XVIII-XIX в.
· определить целевое назначение отдельных помещений музейного пространства для организации музейных праздников
· выделить интерактивные зоны для активизации интереса в процессе знакомства с экспозицией.
Первая экскурсионной зоны (вступление в музей/усадьба Демидовых):
Задачи
· Предоставление информации размещении экспозиционных комплексов
· Включение в атмосферу русской усадебной культуры XVIII-XIX вв.
· Знакомство с планировкой дворянской усадьбы XVIII-XIX вв.
· Определение особенностей устройства парков/садов в богатых усадьбах
· Выделение зоны «пристани» с коломенками, обработкой камня
· Использование служебных башен как прием расширения экспозиционного пространства Белого дома
Оформление первой зоны показа:
Вступление в усадебный комплекс «Белый дом» - это вступление в атмосферу усадебной культуры XVIII века. Несмотря на то, что демидовская усадьба не являлась «родным домов» для ее владельцев, традиционные нормы усадебного уклада нашли отражение в использовании архитектурно-градостроительных норм, которые использовались при планировке усадебного комплекса. Строительство демидовской усадьбы совпадает по хронологии с формированием собственно самого понятия «дворянская усадьба». Это связано с указом Петр III 1762 года об освобождении дворян от обязательной службы, что способствовало преобразованию усадеб по вкусу, достатку, фантазии владельцев. В последнем представителям рода Демидовых не было равных. При восстановлении планировки усадьбы следует выдерживать следующие требования усадебных комплексов:
· расположение на берегу пруда: вид на пруд должен быть определен уже при входе в усадьбу, что предполагает освобождение передней парковой зоны усадьбы от разросшихся деревьев
· в центре усадьбы – барский дом, который хорошо виден с дороги еще до вхождения в ворота усадьбы, что достигается освобождением парадного двора от лишних элементов
· аллея, ведущая к белоснежному господскому дому, подводит к парадному двору, на площадке которой могут располагаться экипажи, кареты. Аллею украшают ровные ряды темно-зеленых елей по сторонам
· восстановление фонтана: несмотря на то, что конструкция фонтана датируется прошлым веком, требования паркового оформления усадеб XVIII в. предполагает наличие фонтанов, беседок
· одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовые, ледник, поварня, баня, скотный двор, конюшня, псарня, мастерские и др.) могут быть оформлены схематично, без возведения собственно данных строений. Сегодня при восстановлении усадебных зон часто используется «эффект присутствия», т.е. абрисного (газон, клумба) подчеркивания размещения данных помещений, которые с одной стороны не мешают цельному восприятию усадьбы и барского дома, с другой – сохраняют зрительно подлинный вариант планировки усадьбы. Псевдопостройки хозяйственного двора размещаются по левой стороне от центрального входа: это позволяет открыть вид на красоту пруда уже при входе в ворота усадьбы
· Усадебный дом изначально делит пространство усадьбы на две зоны: парадный и внутренний парк, закладывая возможность применения разных стилевых особенностей оформления парковых зон
· На берегу усадебного/заводского пруда следует выделить площадку, которая позволит представить технические варианты обработка камня, способы сплавления продукции заводов по воде. На площадке, примыкающей к левой башне, на берегу пруда размещаются огромные тесаные глыбы гранита, деревянные сани для перевозки камня, ворота и ваги, позволяющие устанавливать каменные глыбы. На воду может спущена коломенка – судно, используемое во время весеннего половодья вниз по течении Уфы. Выделение данного комплекса позволяет снять необходимость демонстрации темы строительства завода в рамках экспозиционного показа в рамках Белого дома.
· Служебные башни, которые входят в усадебный комплекс, изначально выполняли служебные функции. Сегодня они становятся частью экспозиционного пространства, которое позволяет выделить разделы экспозиции, посвященные истории производства XVIII в., крестьянским и рабочим волнениям на Кыштымских заводах. Башня предполагает наличие лестницы, способной представить круговой показ собрания музея. В башне, примыкающей к пруду можно располагать предметы из этнографической коллекцией (сельскохозяйственный инвентарь, одежда/новоделы работных людей и др.), орудия наказания работных людей, гравюры крестьянских волнений и восстаний рабочих заводов XVIII-XIX в. Во второй башне, примыкающей к заводским строениям следует разместить образцы продукции завода (причем возможно использование сравнительного метода, т.е. демонстрация не только пушек, отливок из чугуна, но и продукцию рубежа XIX –XX в., фотографии заводских помещений, производства, историю изменения технического оснащения производства). Здесь следует разместить и интерактивные зоны, которые позволяют «войти» в подземные переходы, которые позволяли попадать на территорию завода (?), процесс изготовления древесного угля, макеты засыпки угля в доменные печи, действие канатной дороги, используемой на заводе.
· Усадебный парк в пространстве музея становится не просто обязательным элементом знакомства с особенностями усадебной застройки, но и своеобразной рекреационной зоной, поэтому беседку/беседки и скамьи, которые следует разместить в парковой зоне внутреннего двора следует подчеркнуть элементами стилевого оформления соответствующей эпохи.
Парк является обязательной принадлежностью усадьбы. Устройство парка обходилось не намного дешевле, чем строительство дома. В первой половине XVIII в. в России были распространены регулярные, или французские, парки по образцу Версаля. Здесь царил строгий порядок, симметрия. Перед усадьбой устраивался партер – открытая часть парка с газонами и цветникам. Партер украшали прямые дорожки, скульптуры , фонтаны, отдельные деревья или кустарники. По сторонам партера располагались боскеты – участки парка, огороженные стеночками подстриженного кустарника, шпалерами. Эти элементы, расположенные в первой парковой зоне перед входом в усадебный дом, позволяют скрыть зоны, связанные с новоделами (пристать, обработка тесаного камня), элементами, не совпадающими с временными характеристиками парка, но имеющими непосредственное отношение к истории завода и города (чугунный фонтан, памятник М. И. Калинину), отгородить заводскую стену от пространства усадьбы.
В 1770-е гг. французский регулярный парк вытесняется английским, пейзажным. Для них характерен холмистый рельеф. На смену регулярности газонов и аллей-лучей приходят изрезанные берега пруда, извилистые дорожки, свободная посадка деревьев, искусственные островки на пруду, площадки для ловли рыбы. Эти требования были использованы в демидовских парках. В данной усадьбе этот тип парка располагается во внутреннем дворе. Хорошо известно, что в усадьбах высаживали фруктовые деревья и кустарники (все растущие на Урале деревья и кустарники, в том числе и плодовые: черемуха, рябина, вишня, калина, смородина, боярышник, а также малина), которые в данном случае позволяют логично связать посадки данной части парка с оранжереей, которая расположиться в дворянском доме. Это некоторое отхождение от конструктивного решения Белого дома (оранжерея размещалась в самостоятельном сооружении), но может создать цельный образ разнообразных интересов представителей Демидовского рода.
Предложенное деление парка на две зоны, позволит в процессе реализации праздничных мероприятий в парке усадьбы использовать приемы организации праздничных мероприятий, характерных для различных эпох XVIII и XIX века. Такой прием позволяет использовать и различные варианты усадебной жизни: праздничная и обыденная. Праздник в усадьбе – это особый светский ритуал: оркестр, застолье, балы, спектакли, фейерверки, В будни: катание на лодках, качели, стрельба из луков и ружей, катание с ледяных гор, ледяные баталии и др.