Проектирование продольного профиля мостового перехода

Проектная линия мостового перехода определяется ограничивающими отметками и нормами ТКП [1] (радиусы вертикальных кривых, максимальные уклоны) для дороги, на которой проектируется мостовой переход.

Ограничивающие отметки включают (рис.3.4.1):

· отметки проектной линии на пойме Нп;

· отметка моста на пойме Нмп (в начале подходов);

· отметка моста на судоходных пролетах Нмс.

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Рисунок 3.4.1 Схема к расчету проектной линии продольного профиля

мостового перехода

Минимальная отметка проектной линии на пойме определяется из условия, чтобы бровка обочины была выше набега волны на 0,5 м.

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , (3.4.1)

где РУВВ – расчетный уровень воды;

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – подпор перед насыпью, определяется по (3.4.2);

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – высота набега волны, определяется по (3.3.7);

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – разность отметок оси проезжей части и бровки обочины.

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru ; (3.4.2)

где Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – подмостовой подпор, определяется по (3.3.5);

lx – расстояние от конца отверстия моста до рассматриваемого сечения насыпи подхода.

Минимальная отметка моста на пойме вычисляется по формуле:

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , (3.4.3)

где Δz – подмостовой подпор, определяется по (3.3.5);

hв – высота волны, определяемая по (3.3.8);

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – подмостовой габарит, для несудоходных пролетов (по [4] Гм=0,5 м);

hкон – высота конструкции пролетного строения.

В курсовом проекте на пойме следует принять железобетонные балочные пролетные строения. Для них высота конструкции пролетного строения определяется по (3.4.4).

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , (3.4.4)

где hб – высота балки, принимается по таблице 3.4.1;

Δh – запас, необходимый для создания поперечного уклона проезжей части и устройства дорожной одежды (в курсовом проекте можно принять равным 0,15; 0,17; 0,20 и 0,30 для дорог IV, III, II и I категории).

Таблица 3.4.1

Длина пролета, м
Высота балки 0,9 0,9 1,20 1,20 1,5 1,7 2,0

Разбивка моста на пролеты выполняется после определения длины мост. Длина моста зависит от отверстия моста и высоты насыпей в начале и конце моста, т.е. от положения проектной линии. Поэтому рекомендуется предварительно принять длину пролета 33 м.

На судоходных пролетах моста необходимо обеспечить подмостовой габарит по высоте и по ширине (рис. 3.4.2).

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Рисунок 3.4.2 – Схема подмостового габарита

Величина подмостового габарита нормируется в зависимости от класса реки (таблица 3.4.2.).

Таблица 3.4.2

Класс реки по судоходству Подмостовой габарит ГС, м Ширина подмостового габарита В, м
I 16,0
II 14,5
III 13,0
IV 11,5
V 10,0
VI 7,5


Ширина подмостового габарита В (таблица 3.4.2) требует применения схем мостов с большими судоходными пролетами. В связи с этим конструкции судоходных пролетов разрабатываются индивидуально для каждого мостового перехода или применяются повторно для подобных условий.

Отметка моста на судоходных пролетах:

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , (3.4.5)

где РСУ – расчетный судоходный уровень (по заданию);

ГС – высота судоходного габарита (рис.3.4.2), зависит от класса реки в месте мостового перехода (по заданию);

hкон – высота конструкции пролетного строения, зависит от конструкции пролетного строения (в курсовом проекте может быть принята 3,0-3,5 м в зависимости от габарита В (таблица 3.4.2).

Продольный профиль мостового перехода проектируют в такой последовательности. По данным о поперечном сечении реки вычерчиваем черный профиль перехода в масштабах: горизонтальный 1:5000, вертикальный 1:500. Таблица исходной информации и проектных решений в курсовом проекте имеет сокращенную форму (см. пример 3.4).

Далее проектируют проектную линию мостового перехода. В начале над серединой русла назначают вершину выпуклой кривой с отметкой НМС. Радиус выпуклой кривой с учетом перспективы следует принять для дороги более высокой категории, чем категория дороги, на которой проектируется мостовой переход.

Отметки точек Нi вертикальной кривой и уклоны касательной к кривой вычисляют по формуле (3.4.6):

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru (3.4.6)

где Нi – отметка точки, находящейся на расстоянии li от вершины выпуклой кривой;

НВ – отметка вершины кривой.

В формуле (3.4.6) знак «-» для выпуклой кривой, знак «+» для вогнутой кривой.

Длина вертикальной кривой и ее тангенс вычисляется по формуле (3.4.7):

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru (3.4.7)

где Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – перелом, равен алгебраической разности уклонов сопрягаемых кривых.

Проектная линия насыпи подхода на пойме имеет ограничивающую отметку Нп (рис. 3.4.1), величина которой уменьшается по мере приближения к мосту. Поэтому проектная линия на пойме вдали от моста может быть прямой с уклоном J к мосту (см. формулы (3.4.1) и (3.4.2)). Она сопрягается с выпуклой кривой с помощью вогнутой кривой радиуса 8000 м. Между этими кривыми может быть прямая вставка.

Пикетное положение начала и конца моста определяют по данным о проектных отметках и пикетном положении начала и конца отверстия моста.

Начало моста расположено на пикете при односторонней (правосторонней) пойме:

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , (3.4.8)

где Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – пикетное положение уреза воды при РУВВ;

m – заложение откоса насыпи под мостом (принимается m=2);

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – проектная отметка по продольному профилю на Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , определяется по данным о проектной линии подбором (см. пример 3.4);

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – см. формулу (3.3.1).

Конец моста при наличии СНД определяется по формуле:

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , (3.4.9)

где Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – пикетное положение конца отверстия моста;

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – проектная отметка конца моста, определяется подбором;

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru – ширина верха СНД (ВД=3,0 м).

Схема моста составляется из типовых балочных пролетов на поймах и индивидуальных пролетных строений на русловой части в соответствии с габаритом В подмостового сечения (таблица 3.4.2), зависящего от класса реки. В практике проектирования мостов в Республике Беларусь на русловой части моста широко используют сталежелезобетонные неразрезные пролетные строения по схемам: 42+63+42; 63+84+63; 63+106+63; 63+126+63; 84+126+84. Для подмостового габарита В=140 м в курсовом проекте можно принять схему 84+146+84 с высотой конструкции Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru .

Требуемая длина моста равна разности пикетных положений конца и начала моста, вычисленных по формулам (3.4.9) и (3.4.8).

При составлении схемы моста может оказаться, что длина моста больше требуемой. В этом случае следует увеличить ширину укрепления у подошвы конуса подхода.

Габарит моста определяется по таблице 3.4.3.

Таблица 3.4.3

Категория дороги Число полос движения Ширина Габарит моста
правой полосы безопасности проезжей части
I-a 2,5 2х11,25 15,75+Z+15,75
I-б, I-в 2,0 2х7,0 11,0+Z+11,0
II 2,0 7,0 11,0
III 1,5 7,0 10,0
IV 1,0 6,0 8,0
V 0,5 5,5 6,5

В курсовом проекте значение ширины разделительной полосы Z можно принять 3,0 м с устройством на ней барьерного ограждения.

Пример 3.4

Исходные данные: данные примеров 3.1, 3.2.2, 3.3.3. Левая бровка русла находится на пикете 2+00, категория автомобильной дороги III, класс участка реки по условиям судоходства IV, отверстие моста Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , расчетный судоходный уровень 51,50 м.

Требуется запроектировать продольный профиль мостового перехода, вычислить пикетное положение начала и конца моста, составить схему пролетов моста.

Предварительно вычислим подмостовой подпор Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru по (3.3.5) (см.§ 3.3.2), подпор у насыпи на пикете 12+75 по (3.4.2).

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Высота волны по (3.3.5) Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru .

Высота набега волны по (3.3.7) равна 1,0 м (см. пример 3.3.2).

Разность отметок оси проезжей части и бровки обочины на дороге III категории: Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Ограничивающая отметка проектной линии на пойме по (3.4.1):

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

На пойменном участке моста примем длины пролетов 24 или 33 м с высотой балки 1,20 или 1,50 м (таблица 3.4.1). Высота конструкции пролетного строения по (3.4.4) на дороге III категории Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Минимальная отметка проектной линии на пойменной части моста по (3.4.2):

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Минимальная отметка проектной линии на судоходном пролете для реки VI класса и РСУ=52,00 м вычисляется по (3.4.5), приняв Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Проектная линия продольного профиля мостового перехода проектируется в такой последовательности. Назначаем радиусы вертикальных кривых: выпуклой – 15000 м, вогнутой – 8000 м, продольный уклон 40‰ как для II категории (проектируемая дорога имеет III категорию).

Вершину выпуклой кривой располагаем над серединой русла на пикете 2+50, с отметкой 61,50 м (рис. 3.4.4). На пойме проектная линия – прямая с уклоном 0,0003 и минимальной отметкой на пикете 12+75, равной 55,81 м.

Выпуклую кривую радиуса 15000 м закончим на пикете 5+50 на расстоянии 300 м от вершины. Уклон касательной прямой на пикете 5+50 по (3.4.7) равен Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru .

Прямая с уклоном на пойме 0,0003 имеет ограничивающую отметку на пикете 12+75, равную 55,81 м. На пикете 7+75 проектная линия должна иметь отметку не менее 55,81-0,0003·500=55,66 м. Найдем точку пересечения прямой с i=20‰ и прямой с уклоном i=0‰ и отметкой 55,60 м. Прямая с уклоном 20‰ на пикете 7+00 имеет отметку 55,50 м, ниже прямой с уклоном i=0 на 0,16 м. Следовательно, пересечение прямых находится на пикете (7+00)-0,16/0,02=6+92. Длина кривой Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru , тангенс Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru . Начало кривой на пикете (6+92)-80=6+12, конец кривой на пикете (6+12)+160=7+72. Отметка начала кривой 57,50-0,020·12=57,26 м. Отметка конца кривой 57,26-0,020·80=55,66 м.

Пикетное положение начала отверстия моста (рис. 3.2.2) ПК(НОМ) не доходит до левой бровки русла на величину (lук+m·hпб). Оно равно РК(НОМ)=(2+00)-(10+2·2,34)=1+75,32. Конец отверстия моста РК(КОМ)=1+75,32+300=4+75,32.

Пикетное положение начала и конца моста определим исходя из пикетного положения начала и конца отверстия моста, положения проектной линии и конуса подхода (m=2) подбором. При подборе будем исходить из условной высоты насыпи, считая ее от РУВВ=53,30 м до проектной линии (рис. 3.4.4).

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Рисунок 3.4.4 Пример определения положения начала и конца моста

Пикетное положение начала моста вычислим следующим образом. Предположим, что пересечение откоса подхода и проектной линии произойдет на пикете 1+70, расположенном на расстоянии (2+50)-(1+70)=80 м от вершины выпуклой кривой. Отметка проектной линии по (3.4.6):

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru .

Условная высота насыпи над уровнем РУВВ (рис.3.4.4): Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru .

Если откос конуса подхода будет иметь высоту 7,99 м, то горизонтальная проекция откоса при m=2 равна Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru .

В этом случае пересечение откоса насыпи и горизонтальной линии с отметкой 61,29 (см. (3.4.3)) произойдет на РК(П)=1+75,32-2·7,99=1+59,34, что не соответствует первоначальному предположению.

Предположим, что пересечение проектной линии и откоса конуса подхода РК(П) находится на пикете 1+60. Вычислим Н1+60=61,23 м, h1+60=61,23-53,30=7,93; РК(НМ)=1+75,32 - 2·7,93=1+59,46 м.

Предположим, что РК(П)=1+59; вычислим Н1+59=61,22 м, h1+59=7,92 м; РК(П)=1+75,32-2·7,92=1+59,48 м.

Следовательно, принимаем точку пересечения проектной линии и откоса конуса левого подхода на пикете 1+59,47 как среднее значение из двух предыдущих.

Пролетное строение начала моста отодвигается от этой точки на 0,75 м. Начало моста находится на пикете РК(НМ)=1+59,47-0,75=1+58,72 (см. формулу (3.4.8)).

Пикетное положение конца моста вычислим с учетом положения струенаправляющей дамбы на правой пойме.

Конец отверстия моста находится на откосе СНД на пикете 4+75,32. Ширина верха СНД равна 3,0 м. Откос конуса подхода при РУВВ=53,30 м с учетом ширины верха СНД находится на пикете 4+78,32. Пересечение конуса подхода и проектной линии вычислим подбором по схеме, аналогичной вычислению положения начала моста.

Предположим, что пересечение проектной линии и откоса подхода находится на пикете 4+90. Вычислим проектную отметку на пикете 4+90, находящимся на расстоянии l=(4+90)-(2+50)=250 м от вершины кривой; Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru . Условная высота насыпи h4+90=59,42-53,30=6,12 м; РК(П)=4+78,32+2·6,12=4+90,54 м.

Пикетное положение конца моста РК(КМ)=4+90,54+0,75=4+91,29.

Длина моста равна разности пикетного положения конца и начала моста:

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru .

Составим схему моста.

Судоходный пролет должен обеспечить ширину подмостового габарита В (таблица 3.4.2). Для класса реки VI В=60 м. Если принять ширину опоры 2,0 м, то судоходный пролет должен быть не менее 62 м. Примем его равным 63 м.

Воспользуемся опытом строительства мостов в Республике Беларусь. Так, на дороге Рогачев-Жлобин-Светлогорск мост через р. Березина длиной 391,50 м над руслом имел сталежелезобетонное неразрезное пролетное строение с пролетами (42+63+42)м, на остальной части из предварительно напряженных железобетонных балок. Примем такую схему в нашем случае.

Так как русло имеет ширину 105 м, то судоходный пролет расположим над серединой русла. От начала моста (1+58,72) до бровки русла (2+00) расстояние 41,28 м. Назначим в начале моста один пролет длиной 24 м. После него расположим неразрезное сталежелезобетонное пролетное строение (42+63+42) м. Середина пролета длиной 63 м расположится на пикете (1+58,72)+24+42+31,5=(2+56,22), т.е. на середине русла.

Остальные пролеты имеют общую длину 332,57-(24+42+63+42)=161,57 м. Примем 5 пролетов длиной 33 м. Общая длина моста 336 м, что больше требуемой длины на 2,43 м. Увеличим ширину укрепления у подошвы конуса левого подхода (у начала моста) на 2,43 м. Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru .

Таким образом, схема моста 24+42+63+42+5х33. Длина моста 336 м. Начало на пикете (1+58,72), конец моста на пикете (1+58,72)+336=(4+94,72).

Габарит моста на дороге III технической категории (таблица 3.4.3) равен Г=10,0.

В курсовом проекте приводится чертеж формата А4хn «Продольный профиль мостового перехода». Пример такого чертежа приведен на рисунке 3.4.3. В основной надписи (рис. 2.6.16) в графе 3 записывают «Проект мостового перехода», в графе 4 «Продольный профиль мостового перехода».

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Рисунок 3.4.3 Пример продольного профиля мостового перехода

Проектирование продольного профиля мостового перехода - student2.ru

Наши рекомендации