РАЗДЕЛ 1. (модуль 1) Архитектура предприятия
Рег. № 108/бак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
Б.3.Б.01
Направление подготовки 080500- Бизнес - информатика
Профиль подготовки -
Отраслевая специализация -
Квалификация (степень) - бакалавр
Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 – Бизнес-информатика (квалификация «бакалавр»), утвержденного 14.01.2010 г. № 27 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 080500 – Бизнес-информатика, утвержденным ректором СПбГИЭУ 09.03.2011 г.
СОСТАВИТЕЛЬ
ассист. М.А. Косухина
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
д-р техн. наук, проф. И.А. Брусакова
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры информационных систем в экономике
ОДОБРЕНО
научно-методическим советом факультета информационных
систем в экономике и управлении
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
«Архитектура предприятия» является одной из дисциплин в системе подготовки бакалавра по направлению 080500 – Бизнес-информатика.
Основной целью дисциплины является формирование представлений об архитектуре современного предприятия; методах проектирования архитектуры предприятия; знаний методологии моделирования бизнес-архитектуры; умений применять методы проектирования компонентов системной архитектуры при разработке корпоративных информационных систем (КИС).
Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций:
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (ОК-7);
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- способность работать с информацией из различных источников (ОК-16);
- проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-1);
- консультировать заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом (ПК-24);
- консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ПК-25);
2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Архитектура предприятия» относится к циклу профессиональных дисциплин ФГОС ВПО, изучается в соответствии с рабочим учебным планом направления и заканчивается сдачей экзамена.
Дисциплина «Архитектура предприятия» в системе подготовки бакалавров по направлению 080500 взаимоувязана с рядом предшествующих и последующих дисциплин учебного плана:
· Макроэкономика;
· Микроэкономика;
· Экономика информационного бизнеса и информационных систем;
· Управление проектами;
· Бизнес-аналитика;
· Математический анализ;
· Моделирование бизнес-процессов;
· Информационные системы управления производственной компанией;
· ИТ-инфраструктура предприятия и др.
По окончании изучения дисциплины студент должен иметь теоретические знания в области концепции построения архитектуры предприятия, иметь представление о методах управления ИТ-архитектурой предприятия, знать методы описания информационной архитектуры, принципы и стандарты построения архитектуры приложений, функциональную архитектуру современных КИС класса ERP, основные методики оценки эффективности использования современных КИС, иметь практические навыки работы связанные с проектированием архитектуры предприятия, владеть навыками проведения расчетов экономической эффективности проектов создания и внедрения КИС.
ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «Архитектура предприятия» по видам занятий и распределение компетенций представлено в таблице 1.
Таблица 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||||||||||||
лекции | практические занятия | лабораторные работы | семинары | |||||||||||||||||
очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | |||
Введение | ОК-7 | - | - | |||||||||||||||||
Раздел 1 (Модуль 1) | ||||||||||||||||||||
Тема 1 Основные понятия и определения построения архитектуры предприятия | ОК-8, ПК-1 | |||||||||||||||||||
Тема 2. Методы и принципы построения архитектуры предприятия | ОК-8, ПК-24, ПК-25 | |||||||||||||||||||
Раздел 2. (Модуль 2) | ||||||||||||||||||||
Тема 3. Принципы построения компонентов системной архитектуры | ОК-16 | |||||||||||||||||||
Тема 4. Методики описания архитектур | ОК-5 ПК-24, ПК-25 |
Окончание табл. 1
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||||||||||||
лекции | практические занятия | лабораторные работы | семинары | |||||||||||||||||
очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | |||
Раздел 3. (Модуль 3) | ||||||||||||||||||||
Тема 5 Методы оценки экономической эффективности внедрения ИС | ОК-5 ПК-25, ПК-26 | |||||||||||||||||||
Всего часов | ||||||||||||||||||||
Зачетных единиц | ||||||||||||||||||||
Экзамен | 1 с. |
4. Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины
Введение
Предмет дисциплины. Задачи дисциплины. Содержание дисциплины. Место дисциплины «Архитектура предприятия» в системе экономических, технологических и инженерных дисциплин. Роль бакалавра по направлению 080500 в решении проблем развития и повышения эффективности работы предприятий в Российской Федерации.
Архитектуры
Архитектура данных, архитектура приложений, технологическая архитектура; архитектура информационной безопасности.
Архитектуры прикладных систем предприятия, контекст управления портфелем прикладных систем, модели и инструменты управления портфелем приложений, контекст и основные элементы технологической архитектуры, адаптивные системы, роль стандартов и шаблонов.
Внедрения КИС
Методы оценки эффективности. Критерии применения методов.
Статические и динамические показатели эффективности. Количественные методы. Качественные методы. Инвестиционные и финансовые методы. Вероятностные методы. Методики ABC, EVA, NPV, AEI, BSC,TCO
Виды СРС | Формируемые компетенции | Форма контроля | |||||||
ОК-5 | ОК-7 | ОК-8 | ОК-16 | ПК-1 | ПК-24 | ПК-25 | |||
Реферат | * | * | * | Проверка | |||||
Подготовка к тестированию | * | * | * | * | * | * | * | Тестирование компьютерное и лекционное | |
Выполнение домашних заданий по практическим занятиям | * | * | * | * | * | * | * | Проверка | |
Изучение лекционного материала | * | * | * | * | * | * | * | Экзамен |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Таблица 2
Требования к выполнению курсовой работы
Курсовая работа учебным планом не предусмотрена.
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Абдикеев Н. М., Киселев А. Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса (+ CD-ROM).-М.: Инфра-М, 2010г.-384с.
2. Майкл Хаммер, Джеймс Чампи. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007г.- 288с.
3. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие/ Под ред. А.О. Блинова. – М.: Юнити, 2010 г. – 343 с.
4. Управление корпоративными ресурсами в информационных системах: Монография/ И.А. Брусакова, М.П. Власов, Р.В. Соколов, К.П. Голоскоков, Э.И. Цветков, И.Л. Андреевский; СПбГИЭУ. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010г. – 268 с.
Дополнительная литература
1. Брусакова И.А. Метризация бизнес решений в когнитивной экономике - СПб.: изд-во СПбГПУ, 2010г.-180 с.
2. Брусакова И.А., Голоскоков К.П., и др. Управление корпоративными ресурсами в информационных системах.- СПб.: изд-во СПбГИЭУ 2010г.-362 с.
3. Ильин В.В. Реинжиниринг бизнес-процессов с использованием ARIS - М: изд-во Вильямс, 2008г.-256с.
4. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес – процессов. - М.: Финансы и статистика, 2005г. – 320 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.citforum.ru Информация: материалы, обзоры и аналитика, публикации
2. http://www.habarov.da.ru аналитический журнал
3. http://www.intuit.ruэлектронный университет
4. .http://www.baan.ru компания БААН Евразия.
5. http://www.sap-ag.de компания SAP AG.
6. http://www.sag.de компания Software AG.
Образовательные технологии
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Перечень специализированного оборудования: дисплейный класс персональных компьютеров с сетевым принтером, мультимедийный проектор, экран, мобильная мебель для организации групповой работы; для лекционных и практических занятий: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Формы текущего контроля
Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется в виде письменного опроса по материалам каждой лекции, а также проверки домашних заданий по практическим занятиям.
13.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине
Экзамен.
13.3. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов
Итоговая оценка работы студентов производится по 100-балльной шкале. За работу на лекционных и практических занятиях, самостоятельной работе студенты имеют возможность максимально набрать 70 баллов. Оставшиеся 30 баллов студенты добирают при сдаче экзамена. Расшифровка количества баллов по видам занятий приведена в таблице 4. Интервальная шкала, согласно которой будут выставлены оценки, представлена в таблице 5.
Таблица 4
Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов
Вид занятий | Баллы | |
Лекционные занятия | ||
Самостоятельная работа (индивидуальное задание): | ||
Практические занятия | ||
Основные понятия и определения построения архитектуры предприятия | ||
Методы и принципы построения архитектуры предприятия | ||
Принципы построения компонентов системной архитектуры | ||
Построение модели Захмана, TOGAF, Microsoft. | ||
Расчет эффективности внедрения КИС по методикам ABC, EVA, NPV, AEI, BSC,TCO и других. | ||
Итого по практическим работам | ||
Итого: | 70 | |
Экзамен | 30 | |
Всего: | ||
Интервальная шкала
Таблица 5
Баллы полученные за участие в лекционных допуск к и практических занятий экзамену (30÷40 баллов) (максимальное количество набранных баллов 70) | |
0 40 70 90 100 | |
Неуд. Уд. Хор. | Отл. |
Рег. № 108/бак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
Б.3.Б.01
Направление подготовки 080500- Бизнес - информатика
Профиль подготовки -
Отраслевая специализация -
Квалификация (степень) - бакалавр
Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 – Бизнес-информатика (квалификация «бакалавр»), утвержденного 14.01.2010 г. № 27 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 080500 – Бизнес-информатика, утвержденным ректором СПбГИЭУ 09.03.2011 г.
СОСТАВИТЕЛЬ
ассист. М.А. Косухина
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
д-р техн. наук, проф. И.А. Брусакова
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры информационных систем в экономике
ОДОБРЕНО
научно-методическим советом факультета информационных
систем в экономике и управлении
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
«Архитектура предприятия» является одной из дисциплин в системе подготовки бакалавра по направлению 080500 – Бизнес-информатика.
Основной целью дисциплины является формирование представлений об архитектуре современного предприятия; методах проектирования архитектуры предприятия; знаний методологии моделирования бизнес-архитектуры; умений применять методы проектирования компонентов системной архитектуры при разработке корпоративных информационных систем (КИС).
Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций:
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (ОК-7);
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- способность работать с информацией из различных источников (ОК-16);
- проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-1);
- консультировать заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом (ПК-24);
- консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ПК-25);
2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Архитектура предприятия» относится к циклу профессиональных дисциплин ФГОС ВПО, изучается в соответствии с рабочим учебным планом направления и заканчивается сдачей экзамена.
Дисциплина «Архитектура предприятия» в системе подготовки бакалавров по направлению 080500 взаимоувязана с рядом предшествующих и последующих дисциплин учебного плана:
· Макроэкономика;
· Микроэкономика;
· Экономика информационного бизнеса и информационных систем;
· Управление проектами;
· Бизнес-аналитика;
· Математический анализ;
· Моделирование бизнес-процессов;
· Информационные системы управления производственной компанией;
· ИТ-инфраструктура предприятия и др.
По окончании изучения дисциплины студент должен иметь теоретические знания в области концепции построения архитектуры предприятия, иметь представление о методах управления ИТ-архитектурой предприятия, знать методы описания информационной архитектуры, принципы и стандарты построения архитектуры приложений, функциональную архитектуру современных КИС класса ERP, основные методики оценки эффективности использования современных КИС, иметь практические навыки работы связанные с проектированием архитектуры предприятия, владеть навыками проведения расчетов экономической эффективности проектов создания и внедрения КИС.
ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «Архитектура предприятия» по видам занятий и распределение компетенций представлено в таблице 1.
Таблица 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||||||||||||
лекции | практические занятия | лабораторные работы | семинары | |||||||||||||||||
очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | |||
Введение | ОК-7 | - | - | |||||||||||||||||
Раздел 1 (Модуль 1) | ||||||||||||||||||||
Тема 1 Основные понятия и определения построения архитектуры предприятия | ОК-8, ПК-1 | |||||||||||||||||||
Тема 2. Методы и принципы построения архитектуры предприятия | ОК-8, ПК-24, ПК-25 | |||||||||||||||||||
Раздел 2. (Модуль 2) | ||||||||||||||||||||
Тема 3. Принципы построения компонентов системной архитектуры | ОК-16 | |||||||||||||||||||
Тема 4. Методики описания архитектур | ОК-5 ПК-24, ПК-25 |
Окончание табл. 1
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||||||||||||
лекции | практические занятия | лабораторные работы | семинары | |||||||||||||||||
очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | |||
Раздел 3. (Модуль 3) | ||||||||||||||||||||
Тема 5 Методы оценки экономической эффективности внедрения ИС | ОК-5 ПК-25, ПК-26 | |||||||||||||||||||
Всего часов | ||||||||||||||||||||
Зачетных единиц | ||||||||||||||||||||
Экзамен | 1 с. |
4. Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины
Введение
Предмет дисциплины. Задачи дисциплины. Содержание дисциплины. Место дисциплины «Архитектура предприятия» в системе экономических, технологических и инженерных дисциплин. Роль бакалавра по направлению 080500 в решении проблем развития и повышения эффективности работы предприятий в Российской Федерации.
РАЗДЕЛ 1. (модуль 1) Архитектура предприятия
Тема 1. Основные понятия и определения архитектуры предприятия
Понятие и общее представление об архитектуре предприятия.
Основные цели создания архитектуры предприятия, подходы при построении архитектуры, комплексная архитектура предприятия, стандартный подход, сегментный подход, подход "статус-кво", модельные и организационные подходы.