Оценка территории по транспортной обеспеченности и связи
Современное состояние транспортной инфраструктуры района в целом характеризуется низким уровнем развития.
Сложившаяся транспортная сеть на территории района не обеспечивает в полной мере транспортные связи населения, предприятий и организаций как внутри района, так и с другими районами республики, ни с центром Дагестана – г. Махачкала.
Автомобильные дороги района низкокатегорийные, а расстояние до ближайшей железнодорожной станции Белиджи 96 км.
Современный уровень развития связи оценивается как пониженный, в т.ч. уровень развития и применения современных средств связи (нестационарная (мобильная) телефонная и спутниковая связь, волоконно-оптические линии связи) – как низкий.
Оценка территории по инженерной инфраструктуре
Инженерное обеспечение территории находится на низком уровне:
Обеспеченность сел района водой – 60%; нет водозаборных сооружений, очистных сооружений и канализации.
Организованный вывоз ТБО осуществляется только в селении Тпиг. Район не газифицирован. Трансформаторные подстанции изношены и не обеспечивают население необходимой электроэнергией.
Выводы комплексной оценки:
На основе комплексной оценки выявлены следующие ограничения развития Агульского района:
l по потенциалу ЭГП;
l по отдельным элементам всего комплекса природных факторов – наличие ураганных ветров, эродированности почв, горного характера рельефа, опасных природных процессов, сложных и особо сложных инженерно-строительных условий
l по территориальным ресурсам для градостроительного развития;
l по водообеспеченности;
l по минерально-сырьевым ресурсам;
l по лесным ресурсам;
l по демографическим и трудовым ресурсам;
l по обеспеченности отдельными видами социально-культурного обслуживания;
l по транспортной обеспеченности;
l по инженерному обустройству территории;
l по дефициту рабочих мест.
Вместе с тем комплексная оценка выявила конкурентные преимущества территории:
l по наличию альпийских и субальпийских лугов;
l по агроклиматическим условиям;
l по земельным ресурсам для сельскохозяйственной деятельности;
l по водным ресурсам;
l по туристско-рекреационным ресурсам;
l по охотничьим ресурсам.
ТРАНСПОРТНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, СВЯЗЬ
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
На территории Агульского района функционирует автомобильный транспорт.
Текущее состояние и ограничения развития транспортной сети района предопределены горным пересеченным рельефом с неблагоприятными геолого-геоморфологическими процессами.
К положительным чертам транспортной сети района можно отнести:
· разветвленную сеть автодорог, подходящих ко всем населенным пунктам.
К отрицательным чертам транспортной сети района можно отнести:
· отсутствие всех видов транспорта, кроме автомобильного;
· изолированность района от большинства соседних районов республики;
· низкое качество покрытия многих автодорог, преобладание автодорог низших технических категорий (пятой, четвертой и третьей);
· множество мостов на автодорогах, потенциально ухудшающих транспортную связность территории в случае выхода части их из строя;
· множество лавиноопасных участков дорог, а также прочих природно-географических условий (колебания температур, оползни), ухудшающих качество автодорожной сети.
Автомобильный транспорт
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в границах района составляет 121 км.
Плотность автомобильных дорог общего пользования на 1.01.08 составляет 153 км/1000 кв. км.
В связи с ростом благосостояния жителей района в перспективе будет увеличиваться транспортная подвижность. В первую очередь, это произойдет за счет дальнейшего увеличения парка индивидуального автотранспорта, и в меньшей степени – произойдет увеличение межрайонных и внутрирайонных транспортных потоков с использованием общественного транспорта.
Дорожная сеть района представлена дорогами республиканского, межмуниципального, местного значения и внутрихозяйственными автодорогами.
Автомобильные дороги общего пользования Агульского района (только межмуниципальные и местные дороги) подразделяются:
По категориям:
Всего – 121 км.
дороги 1, 2 категорий – 0 км,
дороги 3 категорий – 0 км,
дороги 4 категорий – 56 км,
дороги 5 категорий – 57 км,
внекатегорийные дороги – 8 км.
По типу покрытия:
Асфальтобетон – 0 км,
Гравийное покрытие – 113 км,
Грунтовое покрытие – 8 км.
Указанное выше распределение автодорог по категориям и типам покрытия показывает низкий уровень автодорожной инфраструктуры.
Протяженность внутрихозяйственных дорог на территории района составляет 18 км.
Из 17 сельских населенных пунктов все 17 имеют подъезд по автодорогам с твердым покрытием.
Также на территории района (на автодорогах общего пользования) имеются трубы – 44 шт. (535 п.м.) и мосты – 53 шт. (489 п.м.). Число железнодорожных переездов на территории района – 0.
При неблагоприятных погодных условиях затруднен проезд к н.п. северной части района.
В основу будущей (перспективной) сети автодорог района взята исторически сложившаяся сеть автомобильных дорог разной принадлежности и разного технического уровня, развития относительно как потребностей района, так и внешних (в том числе транзитных) пользователей транспортных услуг.
Развитие и совершенствование в перспективе автодорожной сети района определяется развитием как сельскохозяйственного, так и промышленного производства, изменением системы расселения (неравномерный рост числа жителей большинства населенных пунктов в районе), увеличением, а также диверсификацией транспортируемых грузов, в том числе сельскохозяйственных, строительных, бытовых грузов, продуктов питания.
На первую очередь (к 2015 г.) на территории района должны быть выполнены следующие работы на автомобильных дорогах:
Строительство (и капитальная реконструкция автодорог):
· Подъезд к с. Фите.
Реконструкция автодорог:
· Подъезд к н.п. Бедюк;
· Подъезд к н.п. Буршаг (через Кураг, Арсуг, перевод автодороги в третью техническую категорию);
· Подъезд к н.п. Цирхе (через Амух, перевод дороги в третью техническую категорию).
На расчетный срок (к 2025 г.) на территории района должны быть выполнены следующие работы на автомобильных дорогах:
Строительство (и капитальная реконструкция автодорог):
· Не предусматривается.
Реконструкция автодорог:
· Мамраш – Ташкапур (в пределах района);
· Подезд к н.п. Миси.
Также недопустимо наличие недоремонтов (отставание фактически выполненного объема работ от запланированного).
Все автодороги, на которых существует или предусматривается регулярное движения автобусов общего пользования (по регулярным маршрутам, см. ниже) должны иметь соответствующую проходимость (не ниже 4 категории, с хорошим или с удовлетворительным состоянием полотна автодороги).
Для улучшения транспортной связности населенных пунктов в пределах района, а также для обеспечения транзита автотранспорта рекомендуется заменить все деревянные мосты на металлические, железобетонные или сталебетонные и не использовать при строительстве новых мостов древесные материалы.
Необходимое строительство мостов:
· Не предусматривается.
В пределах района отсутствуют крупные по числу жителей населенные пункты, создающие большой собственный и принимающие значительный транзитный поток автотранспортных средств (в перспективе), что не делает необходимым создание к 2025 году обходных дорог.
На территории района не планируется создание платных участков автомобильных дорог межмуниципального значения.
В прогнозном периоде, к 2040 году, рекомендуется провести комплекс мероприятий:
1. Необходимо обеспечить:
· подъезд по автодорогам с твердым покрытием для всех населенных пунктов с населением более 50 человек (в расчетном году), а для всех населенных пунктов с населением более 10 человек (в расчетном году) – подъезд по автодорогам с усовершенствованным покрытием.
· к 2040 году превращение всех автодорог в районе, связывающих населенные пункты с населением более 2 тыс. человек автодорогами 3 и выше технических категорий.
2. Необходимо связать все населенные пункты с постоянным населением более 100 человек регулярным автобусным сообщением (не менее трех раз в сутки) с районным центром, а для населенных пунктов от 50 до 100 человек – не менее одного раза в сутки.
На всех автодорогах, на которых проходит автобусных транспорт общего пользования создать и реконструировать павильоны ожидания прибытия автобусов, в первую очередь – в райцентре - Тпиг, в т.ч. с учетом роста пассажиропотоков, имеющихся и вновь создаваемых в перспективе автобусных маршрутов (к 2040 г., с учетом строительства и реконструкции автомобильных дорог):
· Тпиг – Дербент – Махачкала
· Тпиг – Магарамкент
· Тпиг – Цирхе
· Тпиг – Буршаг
· Тпиг – Фите
· Тпиг – Кули
В связи с потенциальным развитием рекреационной деятельности на территории района возможно создание в проектном периоде (к 2040 г.) сезонных маршрутов автобусов общего пользования.
С развитием сети автобусных маршрутов тесно связаны мероприятия по расширению автобусного парка.
Также к 2020-2025 гг. необходимо расширение современной автостанциив райцентре – с. Тпиг (с вместимостью на 40 пассажиров).
3. Необходимо развитие сети АГНКС в следующих населенных пунктах: Тпиг, Амух, Чираг, Арсуг для дальнейшего экономического развития района, удешевления стоимости транспортных услуг, а также для сокращения негативного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду в связи с частичным переходом на газомоторное топливо.
К 2040 году предусматривается увеличение числа станций технического обслуживания автомобилей (СТО) до 8 ед.
После 2020 году при увеличении туристической активности рекомендуется создание автокемпинга (в н. п. Фите).
В перспективе также возможно расширение числа АЗС (до 12 шт. к 2040 г.), предлагающих широкий выбор видов топлива. В перспективе, к 2040 году, во всех населенных пунктах с населением более 1500 чел. или не далее 2 км от них должна функционировать хотя бы одна АЗС.
4. Необходимо в целях сокращения травматизма на дорогах:
- наличие постоянного освещения в пределах населенных пунктов в темное время суток вдоль всех автомобильных дорог;
- создание (восстановление) светофоров во всех населенных пунктах в пределах автодорог, автотранспортный поток на которых превышает 500 ед./сутки.
К 2020 году прогнозируется рост легкового автопарка в 1,2-1,25 раза, а также автобусов и грузового парка в 1,15-1,2 раза к уровню 2009 г.
5. Развитие транспортной сети с учетом развития рекреации.
В перспективе (после 2025 г.) рекомендуется создание на территории Агульского района транспортной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рекреационной деятельности (на востоке, севере и западе района, в т. ч. создание канатной дороги между н. п. Фите и г. Фитидаг).
Внутренний водный транспорт
Главная река района - Чирагчай в силу горного рельефа и маловодности не может быть использована для внутреннего водного транспорта.
Железнодорожный транспорт
На территории района отсутствует железнодорожный транспорт общего пользования. В перспективе строительство железнодорожных линий на территории района не предусматривается.
Воздушный транспорт
На территории Агульского района нет воздушного транспорта. В силу необходимости обеспечения круглогодичной доступности района (а также в силу его территориальной изолированности) рекомендуется создание вертолетных площадок в следующих населенных пунктах (к 2025 г.):
· Тпиг
· Чираг
· Амух
· Фите
· Арсуг
Помимо транспортной авиации в пределах Агульского района необходимо развитие санитарной авиации и спасательной авиации (МЧС) на базе предлагаемых к строительству и эксплуатации вертолетных площадок.
Трубопроводный транспорт
В настоящее время на территории района не присутствуют подводящие участки газопроводов.
В перспективе рекомендуется строительство подводящих газопроводов (со стороны Хивского района) к следующим населенным пунктам:
· Друштул
· Фите
· Дулдуг
· Хутхул
· Тпиг
В том числе первоочередные объекты строительства:
· Строительство подводящих и разводящих сетей газопроводов к населенным пунктам восточной и центральной частей района.
Выводы:
1. Современный уровень развития транспортной сети района характеризуется как низкий и в целом не удовлетворяет потребности населения и хозяйства.
2. Сложившаяся транспортная сеть на территории района не обеспечивает достаточной мере транспортные связи населения, предприятий и организаций района ни с другими районами республики, ни с центром Дагестана – г. Махачкала. Связь транспортными коммуникациями (автомобильным транспортом) с другими республиками Северного Кавказа, субъектами РФ - удовлетворительная.
3. В перспективе в пределах района необходимы следующие мероприятия: строительство и реконструкция автомобильных дорог; создание и поддержание определенного набора автобусных маршрутов общего пользования, в т. ч. для обеспечения трудовой миграции населения и для обеспечения культурно-бытовых связей; создание автостанции, автокемпинга, создание сети АГНКС (с учетом увеличения доли газомоторного топлива); газификация населенных пунктов.
СВЯЗЬ
Отрасль «Связь» относится к интенсивно развивающимся отраслям и видам деятельности на территории республики. Развитие связи способствует удовлетворению потребностей населения района и его гостей в области получения и обмена информацией. Развитие связи способствует повышению инвестиционной привлекательности района, способствует притоку новых инвестиций в прочие отрасли.
Особенностью района является горный рельеф, существенно ухудшающий распространение радиосигналов.
На современном этапе в пределах района действует следующие основные виды связи:
-почтовая
-телефонная (стационарная и мобильная) и телеграфная
-радиосвязь
Почтовая связь
В настоящее время на территории района действуют следующие отделения почтовой связи ФГУП «Почта России»: только в 6 из 17 населенных пунктов района имеются отделения почтовой связи (все они подчинены почтамту в Касумкенте):
· Амух
· Гоа
· Кураг
· Рича
· Тпиг
· Чираг
Проектные предложения
Развитие почтовой связи должно быть связано с дальнейшим расширением услуг связи (как в области расширения собственно почтовых услуг, так и в области разнообразия финансовых услуг, доступа в сеть Интернет (особенно в удаленных населенных пунктах), развитие услуг экспресс-доставки.