Готическая книжная миниатюра 13 века.
Франция: Псалтирь Ингебург, Библия королевы Кристины, Морализирующие Библии, Библия кардинала Мацейовского, Псалтирь Св. Людовика, Мастер Оноре: La Somme de Roi и Бревиарий Филиппа Красивого. Англия : Псалтирь Windmill. Испания: Альфонс Мудрый: Cantigas de la Virgen. Италия: Трактат Фридриха II о соколиной охоте, Падуанская Псалтирь.
XIII век – время взаимодействия архитектуры с живописью. Пример – архитектурные мотивы в Псалтири Св. Людовика, где изображен храм, очень похожий на парижскую часовню Сент-Шапель, строительство которой началось по указу Людовика примерно в этот же период. В стандартную декоративную программу включались ланцетовидные окна, трилистники, квадрифолии и розетки.
В конце XIII века искусство книжной миниатюры вступило во Франции в эпоху невиданного дотоле расцвета, что было обусловлено как активной деятельностью Парижского университета, так и покровительством королей и знати
Самым знаменитым миниатюристом того времени был мастер Оноре. Именно из его мастерской вышел Бревиарий Филиппа Красивого. В иллюстрации, объединявшей два эпизода из библейской истории Давида, типично французские декоративные мотивы сочетались с чертами византийской повествовательности, из которых особого внимания заслуживает изображение одного и того же персонажа несколько раз. В нижней части этой миниатюры Давид только готовит пращу, а Голиаф уже схватился рукой за голову, тогда как Давид на заднем плане уже готовит меч, чтобы отсечь голову поверженному противнику. Примечательна здесь и специфическая томная элегантность фигур: плавные линии и вытянутые гибкие тела. Иллюстрации псалтыри Латрелла необычны тем, что рассказывают о труде простых крестьян. Здесь в очаровательных подробностях изображен сеятель, показаны его корзинка, семена, которые быстро разносит ветер. и птица, залезшая головой в мешок с семенами. Справа мы видим комичную сценку — птица взмыла вверх и с пренебрежением игнорирует попытки собаки схватить ее.
Трактат Фридриха II о соколиной охоте. Фридрих II оставил выдающийся трактат о соколиной охоте «Об искусстве охоты с ловчей птицей» Его «соколиная книга» делится на две части; в первой части речь идет о «природе птиц», а вторая повествует об охоте с соколом. Так как Фридрих II изображал вещи такими, какими они есть, он создал удивительную естествоведческую работу, которая привлекает внимание не только содержанием, но и прекрасными миниатюрами.
Альфонс X Кастильский Мудрый — король Кастилии и Леона с 1252 по 1284 гг. является составителем и издателем сборника Las Cantigas de Santa Maria и некоторые из песен, например «Quen a omagen da Virgen» приписываются ему. Писал стихи, в основном хвалы Деве Марии.
51 Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
Мозаики Монреаля, Палатинской каплеллы в Палермо, мозаики Сан Марко в Венеции, крест Джунта Пизано, фрески Пармского баптистерия; Коппо ди Марковальдо. Чимабуэ. Каваллини: мозаики Санта Мария ин Трастевере, фрески Санта Чечилия ин Трастевере.
Адаптация купольного декора к апсидеМастер, отвечавший за распределение мозаик в монреальской апсиде, расширил бывшее в его распоряжении пространство за счет примыкающего к апсиде пресвитерия, дабы обеспечить место для сложной программы, навязанной заказчиками – королем Вильгельмом II, Маттео д'Аджелло и монахами-бенедиктинцами. Чтобы обозначить границы нового компартимента, на лицевой стороне триумфальной арки он разместил изображения (в составе изображений столпников) реальных скульптурных колонн, которые в послужившем ему образцом Чефалу ограничивают апсиду именно спереди. Он воспроизвел даже сочетание цветов этих реальных колонн, зеленых и красновато-коричневых. Внутри этой крупной и сложной по составу системы можно заметить эклектическое смешение деталей из различных типов программ – главным образом куполов с Пантократором и "Вознесением" и апсидальных схем, – расположение и размер которых соответствует иерархической степени изображенных. Пророки в медальонах обрамляющей конху арки трактованы как элементы особой композиции, центром которой служит медальон с Эммануилом в зените: их фигуры обращены к центру и вверх, из-за чего между ними возникает уже описанная пространственная связь византийского типа. Образ Пантократора в конхе подчинен законам средневизантийской пространственной эстетики; Его широкая фигура, превосходящая Пантократора в Чефалу, действительно охватывает собой все полукружие ниши. Те части фигуры (руки и кисти рук, книга), которые из-за кривизны ниши кажутся сокращенными, увеличены и удлинены для нейтрализации перспективных искажений.
Греческий характер этих мозаик становится еще более очевидным благодаря тем приемам, с помощью которых мастер оформляет вертикальные края и углы разросшейся "апсиды". Эти углы и изломы могли раздробить ряд апостолов по обеим сторонам Богоматери. Апостольский ряд, которому не хватило места в самой цилиндрической нише (поскольку, в соответствии с заданной программой, ниже были изображены святые и даже святые жены), нужно было продолжить на примыкающих стенах пресвитерия. Это, вероятно, и было главной причиной оригинального проекта расширения апсиды и трактовки всей восточной части пресвитерия как цельного пространства.
В Сицилии в эпоху норманнского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры. Палатинская капелла является частью Палаццо Реале — норманнского дворца, перестроенного из арабской крепости. Имеет мусульманские сталактитовые своды. Сицилийские мозаики, особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, созданное византийскими и местными мастерами, оказали большое воздействие на развитие романской живописи Европы. Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему, расширять ее за счет повествовательных сюжетов — этого требовала протяженность нефов. Усилилось поэтому действенное начало, появилось желание связать сюжеты между собой, пронизать их непрерывностью повествования. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер коврового заполнения стен.
Джунта Пизано (что означает «пизанец Джунта»), вероятно, следует считать самым изобретательным художником первой половины XIII в., чье влияние распространилось и на век XIV. Живописная манера Джунта вела происхождение от пизанской школы конца XII — начала XIII века, в которой доминировала византийская иконопись, а также испытала влияние произведений, созданных в мастерской Берлингьери. Однако надо было иметь острую наблюдательность и сильное воображение, чтобы византийский прототип распятия превратить в образ умирающего Христа, наполненный глубоким страданием, как это сделал Джунта. Сегодня существуют три расписных креста, на которых стоит подпись Джунта: это «Крест» из церкви Санта Мария дельи Анджели, Ассизи, «Крест» из музея Сан Маттео, Пиза и самый знаменитый — «Крест» из церкви Сан Доменико, Болонья. По их местонахождению можно определить, что Джунта ди Капитино был известным мастером, и работал не только в Пизе, но также получал заказы из других городов.
Коппо ди Марковальдо стал первым художником, наделившим в своей «Мадонне дель Бордоне» сиенскую покровительницу царскими символами — орлами на мафории.
Так судьба совершила неожиданный поворот, превратив художника из противника Сиены в её сторонника, принявшего далеко не последнее участие в становлении сиенского культа Мадонны. В следующем произведении, «Мадонне с младенцем» (ок. 1265 г., церковь Сан Мартино деи Серви в Орвьето), голову Мадонны украшает корона, а царские орлы, подчеркивающие статус Мадонны как владычицы, переместились на ткань, покрывающую спинку трона; Мадонна аристократична и царственна. Этот прием вслед за Коппо стали использовать другие художники, например, Гвидо да Сиена.
После «Мадонны дель Бордоне» вторым документально подтвержденным произведением Коппо ди Марковальдо является расписной крест, который в 1274 году он создал вместе со своим сыном, Салерно ди Коппо, для собора в Пистойе. В этом произведении Коппо отталкиваясь от прототипа, созданного Джунта Пизано, развивает далее пластику тела, тонкость письма и драматизм события. У Джунта Коппо ди Марковальдо заимствовал технику передачи светотени. Это оживило лики его мадонн, очеловечило их, особенно если сравнивать с работами Маргаритоне д'Ареццо, рассматривавшего лик богоматери исключительно как атрибут христианского символа. Кроме перечисленных работ Коппо ди Марковальдо приписывают алтарный образ «Архангел Михаил и сцены из его легенды», который сегодня считается самым ранним его произведением (1250-60гг., Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусства), ещё один расписной крест (после 1261 г., Сан Джиминьяно, Пинакотека), а также алтарный образ «Св. Франциск и сцены из его жизни», который ранее приписывался так наз. Мастеру Сан Франческо Барди (Флоренция, ц. Санта Кроче, капелла Барди).
Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо, около 1240 — около 1302) — флорентийский живописец, один из главных возродителей итальянской живописи после её продолжительного средневекового застоя. До его времени живопись в Италии оставалась застывшей в оковах византийского стиля, повторяла одни и те же исстари установившиеся типы изображений, соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и технических приемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникам возможности выказывать их индивидуальное чувство.
В первых своих иконах Богоматери, из которых одна, бывшая во флорентийской церкви Санта-Тринита, находится теперь в тамошней академии, Чимабуэ является ещё вполне византийцем; но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживлёнными, привлекательными и величественными, а краски более свежими, изящными и натуральными. Этого было достаточно для возбуждения в современниках художника восторженного отношения к его работам. В конце своей жизни Чимабуэ занимался производством в абсиде пизанского собора мозаики, изображающей Спасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Крестителем, но успел окончить только две из этих фигур: третья, фигура Пресвятой Девы, исполнена позже (в 1321 г.) пистойцем Вицинусом. Из школы Чимабуэ вышел великий Джотто, двинувший итальянскую живопись на пути к возрождению ещё дальше, чем он.
Заслуга Пьетро Каваллини в искусстве состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи «византийской» или «греческой» манере. Сохраняя традиционную иконографию и многие другие элементы «византийской манеры», Каваллини вводит заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм. Характерным примером этих новшеств служат фрески в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере, в особенности фигуры Христа и апостолов из «Страшного суда». Бесплотность фигур сменяется здесь материальностью, взгляд утрачивает «потусторонний» характер и приобретает живое выражение, складки одежд становятся рельефными, в драпировках ощущается тяжесть. Сильно реставрированные мозаики церкви Санта Мария ин Трастевере позволяют все же судить о стремлении художника к ясности пространственного расположения фигур и архитектуры. В ряде случаев он использует систему античной перспективы для изображения зданий и даже интерьера. Так, например, в мозаике «Рождение Марии» Каваллини помещает позади фигур две ниши с сокращающимся в перспективе кассетированным потолком. Искусство Каваллини имело широкий резонанс.
46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
Псалтирь Робера де Лилль, псалтирь Латрелла, Бревиарий Бельвилль Жана Пюселля, иллюстрации к Гийому де Машо, миниатюры Великой хроники Франции короля Карла V, миниатюры «Прекраснейшего» часослова герцога Беррийского, часослова Роганов, «Роскошнейшего» часослова герцога Беррийского.
К 14в. относится слияние принципов английской и франц. миниатюр, создание единого стиля, нос типичными чертами. С 14 в. во Франции все больше ценят индивидуальность художника. Жан Пюсель (мастер уровня Оноре) изобретал и разрабатывал декоративные черты. Он стал украшать орнаментами поля книг и не только инициалы, но и простые заглавные буквы в тексте; архитектурные мотивы и персонажи включались у него в орнамент, образую почти абстрактные узоры. Особый интерес представляет его «Декабрь» из Бельвильского бревиария, созданный около 1325 года. Труды этого месяца воплощены в фигуре дровосека и в пылающем у него за спиной зимнем костре, сложенном из свежесрубленных дров. Богоматерь держит в руке знамя с изображением Младенца Христа в яслях. Нижнее поля украшено фигурой пророка , держащего в руке ленту со словами: «Я пришел пробудить твоих детей». Это аллюзия на церковь, Воскресение и вечную жизнь, подкрепленная образом рушащейся синагоги. На боковых полях в лозы и листья вплетены маленькие гротескные фигурки – «дролери» («забавы»). Грациозность этих миниатюрных фигурок и успешная интеграция орнамента, архитектурных мотивов и текста отличают работу Пюсселя. Иллюстрации из Туринского «Прекраснейшего часослова герцога Беррийского», авторство которых ученые некогда приписывали Яну ван Эйку, сочетают в себе великолепные пейзажи с интерьерами, представленными в безупречной перспективе, и с орнаментами на полях в манере Жана Пюсселя. Братья Лимбург создали для герцога Беррийского «Роскошный часослов». В иллюстрации с изображением сцены «Искушение Христа» белые башни с ажурным готическим орнаментом превращают замок в подобие некой монументальной короны. Христос стоит на вершине похожей на минарет горы, отрекаясь от искушения.. Изображения месяцев в «Роскошном часослове» представляет собой сцены различных занятий, связанным с тем или иным временем года и помещенных в обстановку конкретных исторических мест. К июню, например, приурочен сенокос за городскими стенами Парижа. Средневековый здания Пале-де-ля-Сите и Сен-Шапель изображены в точных деталях. Псалтырь Латрелла. Миниатюра «Сэра Джеффри Латтрелла посещают жена и невестка». В начале, после обязательной хвалы Богу, помешена миниатюра, посвященная заказчику. На ней сэр Джеффри, с жестким норманнским профилем, величественно восседает на огромном коне, принимая шлем от не менее аристократичной норманнской жены. Невестка тем временем ждет, чтобы вручить рыцарю щит. Обе женщины одеты в геральдические платья. Миниатюра отражает высокое положение сэра Джеффри и его семьи, но в то же время художник словно смеется вместе с лошадью, хотя делает это очень тонко. Над фигурой сэра Джеффри чудовище с красивым плавником и телом с зазубренными краями словно переплывает через страницу. Внизу в изящном и пышном стиле, господствовавшем в каллиграфии того времени, написано: «Лорд Джеффри Латтрелл велел мне сделать это». Большие французские хроники - королевский летописный свод 13—15 вв. на французском языке, содержащий историю Франции с древнейших времён до 15 в. включительно. Множество экземпляров. Со 2ой половины 14 в. усилились реалистичные тенденции в миниатюре. Гийом де Машо — французский поэт и композитор. Автор более 400 сохранившихся стихотворений, важнейший представитель музыкальной школы Ars nova. Машо — первый известный по имени композитор, написавший полный цикл музыки к католической мессе (Богородичная месса Гийома де Машо). Нас интересуют его рукописные сборники стихов, украшенные орнаментами. К концу 14 в стали себя изживать типичные черты европ средневек. Миниатюры, начался процесс слияния ее с живописью. В сер.15 возникновение нового граф. Искусства – гравюры.
Византия и искусство западноевропейского средневековья.
Взаимоотношения Византии и Запада как в историческом, так и к культурном плане было очень сложным, порой противоречивым. Сказывалось соперничество правителей, догматические и политические расхождения между церквями, различие общественного развития. Византия была мощным источником знакомства с античным наследием. Главное Воздействие Византия оказывала на Запад своим изобразительным искусством, поскольку обладала стройной художественной системой, в которой античность уже была переработана в соответствии с основами средневекового мировоззрения. Она смогла выработать универсальные иконографические формулы. Однако, утонченное искусство Константинополя при всем благоговении перед ним европейцев было неповторимо в условиях Запада, оказывалось далеким и чрезмерно отрешенным перед лицом сложных процессов, происходивших в жизни западных стран. Влияние византийской традиции в искусстве было неодинаковым на разных этапах. Также это зависело от региона. К примеру, на территории Италии византийское влияние держалось очень долго, поскольку долгое время она принадлежала византийским императорам. Также оно проявлялось в “возрождениях”(каролингское, оттоновское). Интерес к Византии на Западе был сильно увеличен после 4 крестового похода, когда был взят Константинополь, и многие произведения искусства были вывезены в Европу. Однако же не стоит преувеличивать влияние Византии.
Наибольшее влияние Византийского искусства чувствуется в живописи(фрески, мозаики, миниатюры). 8 век. малый римский ренессанс при Папе Пасхалии. Папа не признал иконоборчество. В Италию едут художники. Рим 8-нач 9 века. - художественная школа фресок и мозаики. Римский Папа Паскалий приглашал мастеров из Византии. Западноевропейское искусство под влиянием Византии.
Фрески из Santa Maria Antiqua. Ориентир — 6 век в Равенне и Риме. но более упрощенно. Пропорции Богоматери поражают своей отрешенностью, непропорциональностью, глаза даже разные. 4 храма с мозаиками 8-нач 9 века. Декоративные ансамбли в старых базиликах по заказу папы Паскалия.
ST Maria in Dominiсa. 3нефная, колонная. Декор сохранился в аспиде на триумф. Аркой Конха: Богоматерь с младенцем. у ног—папа Паскалий. по сторонам - сонмы ангелов. Нет сложных моделировок, но выразительность жеста.
Базилка Santa Procede. Двойной алтарь (две триумфальные арки) Единая иконографическая программа (напоминает ц. Козьмы и Дамиана) Повествовательность. фигуры плоские, вычерченные. простой, но выразительный язык.Базилика Santa Secillia in TRastavere. Сохр мозаики в конхе апсиды. Внизу - агнцы, посередине агнец с крестом и нимбом. Вверху Христос в золотых одеждах. Синий фон Римский вариант византийского искусства. при преемниках Папы Пасхалия—первые мозаики в Соборе св. Марка. в конхе. Блеск золота.
Миниатюры. Примеры влияния. Лоршское Евангелие(при Карле Великом) Византийская оцепенелость образа, статичность, иконографическая схема. Аахенское Евангелие. При Оттонах - восприятие Византии, как античности, но упрощение, огрубение. резкость. От Виз. – иконография. Евангеларий Оттона 3.Архитектура. Гораздо меньшее влияние, чем в живописи, но тоже важно. На первых порах – Запад ориентируется на раннехристианскую архитектуру(базилики) и пользуется остатками Рима. Но +часто как образцы - византийские памятники. Капелла Карла в Аахене. Образец—св. Виттале в Равенне. Архитектура использует византийские приемы—когда греческие мастера. Сан Марко в Венеции. XI век. По сути-5 крестово-купольных храмов. Скульптура. В принципе, во Франции нет византинизирующих традиций,поскольку если и есть обращение к античности,то напрямую(юг Франции). В Германии – есть византинизирующие традиции. В романской скульптуре и при переходе к раннеготической (см.вопрос по немецкой скульптуре).