В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и,(1) как только

Вариант 1

 
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как толькооткрыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно,приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему,что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму еговелосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длиннойтропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Небудет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, онадумает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ейвспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с какимторжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебякаждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето,каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, онавидела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читаютв её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать

друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского враньялежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое.(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Этизадачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали отДинки такой жертвы – потерять друга, отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась

Лёне, незамечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажуАндрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня,и сердце его сдавливала боль.(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увиделвъезжающий с дороги велосипед. – (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?.. – (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)* * Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969 гг.) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».  
Ответами к заданиям 2– 15являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: ««Почему у Динки было тревожно на душе?»

1) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.

2) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде

С Хохолком.

3) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с

Хохолком.

4) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было

Невозможно.


 

В каком варианте ответа средством выразительности речи являетсяметафора?

1) (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка,повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, непоедет с ним кататься.

2) (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) (18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, незамечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

Из предложений 14–17 выпишите слово с чередующейсябезударной гласной в корне.

Из предложений 2–7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

Из предложений 1–5 выпишите слово, в котором правописание суффиксаопределяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.

Конечно,(1)много мелких выкручиваний, (2) много детского вранья лежит на совести прежней Динки. Но ведь всё это было другое. А Динка росла, (3) и жизнь ставила задачи всё труднее,(4) серьёзнее. Эти задачи требовали смелых решений,(5) но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы –потерять друга,(6) отказаться от одного ради другого.



Среди предложений 6–11 найдите сложноепредложение с бессоюзнойсвязьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 2–7 найдите сложное предложение сбессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этогопредложения.

 

Замените разговорное слово «враньё»в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «колосьев ржи»(предложение 3), построенное основе управления, синонимичным словосочетанием со связьюсогласование. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основупредложения 5.

Среди предложений 2–7 найдите предложение с обособленнымприложением. Напишите номер этогопредложения.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе только одно из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания.
15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратноеили многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйтецитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрываятему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете сприведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70слов. Сочинение пишите

аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

 
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15

(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком!(3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая,стоит за стеклянной дверцей, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнкаждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к немутакую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестраЛюдмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)Агордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня какбы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, утелевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание

кинокартины или книги, которую мы оба читали.

– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё

помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает, а я ему рассказываю.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии

Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а!

(20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился, не примирился с обидой! (21)Такой в огнене сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.

(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание

Каковон есть на самом деле.

В каком варианте ответа средством выразительности речи является

фразеологизм?

1) (12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе только одно из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания.
15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателяЛ.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашегоповедения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Аргументируя свойответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйтецитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрываятему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете сприведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишитеаккуратно, разборчивым почерком.

Ответы.

№ задания ответ № задания ответ
росла сгорит
повзрослела восхваляют
длинной принесенные
ложь, неправда необычная, необыкновенная
ржаных колосьев говорит с радостью
не будет не ругают
1215или 1512
56 или 65 34 или43
35 или 53 34 или 43

Вариант 1

 
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как толькооткрыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно,приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему,что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму еговелосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длиннойтропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Небудет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, онадумает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ейвспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с какимторжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебякаждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето,каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, онавидела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читаютв её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать

друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского враньялежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое.(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Этизадачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали отДинки такой жертвы – потерять друга, отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась

Лёне, незамечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажуАндрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня,и сердце его сдавливала боль.(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увиделвъезжающий с дороги велосипед. – (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?.. – (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)* * Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969 гг.) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».  
Ответами к заданиям 2– 15являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: ««Почему у Динки было тревожно на душе?»

1) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.

2) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде

С Хохолком.

3) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с

Хохолком.

4) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было

Невозможно.


 

В каком варианте ответа средством выразительности речи являетсяметафора?

1) (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка,повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, непоедет с ним кататься.

2) (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) (18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, незамечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

Из предложений 14–17 выпишите слово с чередующейсябезударной гласной в корне.

Из предложений 2–7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

Из предложений 1–5 выпишите слово, в котором правописание суффиксаопределяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.

Конечно,(1)много мелких выкручиваний, (2) много детского вранья лежит на совести прежней Динки. Но ведь всё это было другое. А Динка росла, (3) и жизнь ставила задачи всё труднее,(4) серьёзнее. Эти задачи требовали смелых решений,(5) но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы –потерять друга,(6) отказаться от одного ради другого.

Среди предложений 6–11 найдите сложноепредложение с бессоюзнойсвязьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 2–7 найдите сложное предложение сбессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этогопредложения.

 

Замените разговорное слово «враньё»в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «колосьев ржи»(предложение 3), построенное основе управления, синонимичным словосочетанием со связьюсогласование. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основупредложения 5.

Среди предложений 2–7 найдите предложение с обособленнымприложением. Напишите номер этогопредложения.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и,(1) как только

Наши рекомендации