Кто был архитектором Смоленского Успенского собора в 1732 – 1740 гг.?

Говоря о соборе, трудно не поддаться соблазну подробно остановиться на его архитектурных достоинствах. Задуманный как традиционный для Руси крупный городской собор, он в процессе строительства и переделок обрел черты, характерные для украинского зодчества XVIII века. За годы от закладки собора до его повторного освящения в 1772 году в России сменилось десять правителей – царей, императоров и императриц. Пятеро из них участвовали в строительстве Успенского собора.

Внешний вид собора довольно эклектичен. К массивному четверику с востока примыкают три слабо выраженные абсиды. Окна нижнего яруса оформлены фигурными наличниками с легкомысленными барочными завитками; в завершении фасадов проходят два мощных карниза, нижний из которых прерывается огромными круглыми окнами. Большой и малые шлемовидные купола, увенчанные изящными позолоченными луковичными главками, сдвинутыми к востоку, а главный – западный фасад украшен витиеватым фронтончиком, служащим обрамлением для живописной религиозной композиции.

В этом стремлении к величию и монументальности, с одной стороны, и к пышности и нарядности, с другой, заложена противоречивость впечатления, производимого собором: он поражает своими масштабами и запоминается необычностью внешнего облика.

Почти столетний ход строительства Успенского собора достаточно подробно представлен в «Историческом описании». Но вот парадокс: известны имена архипастырей, собиравших пожертвования, количество пудов железа и «рублей серебра», отпущенных «от казны»; названы те, кто начинал и завершал строительство, перекладывал рухнувшие своды, а имя архитектора, по проекту которого в 1732 – 1740 годах был построен собор, до сих пор некоторыми исследователями считается неизвестным. Попробуем проникнуть в еще одну загадку собора. До сих пор неизвестно, кто же был его главным архитектором в 1732 – 1740 годах. Почему собор строился 63 года, и потребовалось столько переделок (еще 32 года велись работы по перестройке его глав и сводов и устройству огромного резного иконостаса)?

После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674 году в донесении царю князь Михаил Голицын сообщает, что соборная смоленская церковь так ветха, что служить в ней нельзя.К 13 июля 1675 года здание было окончательно разобрано.

Первоначально строительство было поручено мастеру Евсютке Иванову, но он отказался от работы, но он отказался из-за отсутствия определенных размеров здания и образца, по которому надобно было выполнять возведение церкви.

Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу СимеонуIV план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви.

За образец был взят собор в Александровой слободе (ныне город Александров во Владимирской области). Приказ каменных дел поручил строительство Леонтию Костоурову, который вместе с Яковом Шарутиным составил смету строительства. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан московский каменных дел подмастерье Алексей Корольков, и2 августа 1677 года собор был заложен.

В «Нескольких словах к начальной истории СмоленскагоУспенскаго кафедрального собора», составленного дореволюционным исследователем Д.К. Вишневским указывается, что, поскольку в Смоленске составить чертеж будущего собора было некому, из Оружейной палаты был командирован чертежник в Александровскую слободу. Ему предписывалось «учинить размер и чертеж тамошней церкви», которая должна была послужить образцом соборного храма в Смоленске. По этому чертежу, отправленному в приказ княжества Смоленского, собор должен был иметь «в длину с алтарями и папертью 11 саженей (трехаршинных), в ширину 11 саж. и 14 вершков и в вышину 16 саж.». В сентябре 1677 года в том же смоленском приказе Леонтием Костроусовым и Яковом Шариповым была составлена смета на потребное количество материалов.

По какому плану было начато строительство собора, неизвестно. Только не по чертежу, составленному в Оружейной палате, который, по мнению Вишневского, «по забывчивости совсем не присылали в Смоленск».

Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле архиепископа Симеона царь возвел в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей.

Но с 1679 года работы по постройке собора должны были приостановить и надолго. Уже в ноябре 1678 года мастер А. Корольков представляем властям роспись, по которой требуется изыскать значительное количество строительных материалов.В ответ на письмо царя Алексея Михайловича было сообщено, что «стены будут толщиною в 11/2сажени, в длину церковь будет по стене, за исключением алтарей, 19 саженей 2 аршина; в ширину 19 саженей и 11/4 аршина; между стен в длину 16 саженей 1 аршин; в ширину 161/2сажени; от церковной стены алтарь с его стеною 8 саженей, внутри длиною почти 6 саженей… А каким образом заведена, и на скольких столбах своды и какова будет вышина, - не знаем». Потому что «…чертежа в приказной избе нет: из Москвы не прислан».

Предвидя недостаток материалов, архитектор отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами.И, когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен.Архитектор увеличил его размеры, в результате высокие апсиды отошли от основного объема. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ.

Кто был архитектором Смоленского Успенского собора в 1732 – 1740 гг.? - student2.ru Кто был архитектором Смоленского Успенского собора в 1732 – 1740 гг.? - student2.ru

В 1712 году старанием преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом, чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.

Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. В литературе и разного рода путеводителях прочно утвердилось авторство проекта достройки собора за Антоном ИвановичемШеделем. Это же имя выбито на мраморной доске, закрепленной на фасаде собора. Но при этом самым странным образом имя этого архитектора, создавшего столь грандиозное сооружение в Смоленске, больше нигде не упоминается.

Впервые на Антона Ивановиче Шеделя, как на автора проекта Смоленского Успенского собора, указал С.Д. Ширяев, работавший в послереволюционное время в художественно-архитектурном подотделе Смоленского ГубОНО, а впоследствии возглавлявший губернский музей и губернское музейное управление. В своих «Этюдах по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины» он ссылается на недоступные ныне источники. В архивах смоленской консистории Ширяев обнаружил указание на участие в сооружении собора «архитекта Антона Иванова сына Шеделя», которому, по его мнению, «и следует приписывать проект достройки собора». Он посчитал его сыном «того немецкого архитектора Готфрида Шеделя (GotfriedSchӓdel), приглашенного в 1713 году на русскую службу. Читатель отсылается к «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, где в томе III «Архитектура» есть небольшой раздел, посвященный творчеству работавшего в России немецкого архитектора Готфрида Иоганна Шеделя. Вот только в литературе нет ни одного упоминания о сыне; только о дочери, которая и стала наследницей отца.

О Готфриде Шеделе известно, что в Петербурге он работал на любимца Петра I князя А.Д.Меншикова, построив ему три дворца. В России, как водится, его нарекли на русский манер Иваном Ивановичем Шейденом. До 1730 года Шедель пробыл в Петербурге и после опалы «светлейшего» переехал в Москву, а затем в Киев. Там в 1735 году он перестроил корпус Духовной академии, с 1736 по 1740 год занимался возведением колокольни Киево-Печерской лавры, одновременно принимая участие в строительстве многих киевских церквей. Завершил свой жизненный путь Готфрид Иоганн Шедель в царствование Елизаветы Петровны, превратившись, по словам И.Э.Грабаря, «в украинского помещика».

А вот архитектор Шедель-сын вообще вряд ли существовал. Сам его первооткрыватель Ширяев высказывается на сей счет очень осторожно: «Шедель-отец родился в 1680-х годах, так что переезд в Россию застал его уже в зрелом возрасте. Весьма возможно, что он уже в это время имел сына, который в 30-х годах 18 века мог стать архитектором. Его-то и пригласил Гедеон Вишневский для достройки в Смоленске Успенского собора».

Гораздо более вероятно, что смоленский епископ Гедеон Вишневский, получивший первоначальное свое образование в Киевской духовной академии и выписывавший впоследствии оттуда учителей для основанной им Смоленской духовной семинарии, обратился к самому Готфриду Шеделю, работавшему в то время в Киеве. И известный архитектор вполне мог сделать проект достройки громадной каменной коробки, стоявшей на Соборной горе с 1679 года.

Наши рекомендации