От старого собора ничего не осталось?

Тайны древнего собора

Святыня… Похоже, что слово это давно утратило для нас свой изначальный смысл. Главная достопримечательность Смоленска – Успенский собор. Но какова судьба этого памятника? Многие ли смоляне смогут без тягостных раздумий рассказать о ней? «Мы как чужие для самих себя», - сказал полтора столетия назад русский религиозный философ П.Я. Чаадаев. Впечатление, что с тех пор ничего не изменилось.

От старого собора ничего не осталось? - student2.ru

Собор Успения Пресвятой Богородицы(Успенский собор) — кафедральный соборСмоленской епархии Русской православной церкви. Собор принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Громада Свято-Успенского собора доминирует в панораме города, как ковчег праотца Ноя в океане всемирного потопа. Занимая не самую высокую точку рельефа, собор удивительным образом подчиняет себе городскую застройку, его мощный объем возвышается над широкой поймой Днепра и осеняет город золотом куполов.

Автор «Краткого исторического описания СмоленскагоУспенскагокафедральнаго собора» (1894 год) подчеркивает: «Дорог собор для смолян, но не одною своею красотою и внешним величием: он дорог как памятник исторической важности». Он возведен в память огероической обороне Смоленска 1609—1611 годовна месте одноимённого собораXII века, в котором погибли последние защитники города.

Известно, что на Руси существовал обычай увековечивать знаменательные события в жизни государства строительством храмов. В этом смысле Смоленский Успенский собор занимает серединное место между церковью Всех Святых на Кулишках, построенной в память о русских воинах, погибших на Куликовом поле в 1380 году, и храмом Христа Спасителя, возведенным в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

С историей Успенского собора связано множество тайн и загадок. Попробуем разобраться вместе…

Тайна1:

А что же с убранством Мономахова собора?

Неужели ничего не осталось?

От старого собора ничего не осталось? - student2.ru Часто мы восхищаемся большими серебряными лампадами, вывешенными на медных цепях в линию перед резным деревянным иконостасом.Вес каждого такого светильника в среднем составляет полтора килограмма. А все ли знают, что сделаны они из... супового набора, принадлежавшего, по одним сведениям, царю Иоанну IV Грозному, а по другим - Алексею Михайловичу Романову. Одно достоверно известно, что именно царь Алексей Михайлович передал эти лампады Успенскому собору Смоленска после освобождения города от поляков в 1654 году. При этом царь лично участвовал в штурме Смоленска.

Лампад (светильников) было 10, и они вначале украсили древний Мономахов собор, который, несмотря на сильные повреждения при взрыве, уцелел и был частично отреставрирован. После того как этот храм в XVIII веке разобрали и построили ныне действующий собор, лампады перенесли на новое место.

К сожалению, три из них были похищены во время минувших войн, но не вызывает сомнений, что семь оставшихся бесценных шедевров древних мастеров были привезены в Смоленск самим царем. И сегодня они мерцают в полумраке перед образами Спасителя, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, преподобного Авраамия и другими иконами.

Соборная гора, на которой находится Успенский собор, – градостроительный ансамбль XII-XVII вв., находится в центре Смоленска и во многом определяет силуэт города. Расположен ансамбль над долиной Днепра на высоком мысу между двумя оврагами, врезанными в береговое плато. Над рельефом местности и ансамблем построек господствует огромное здание Успенского собора.

Ансамбль Соборной горы объединяет комплексы собора и архиерейского двора. В XI - XII вв. здесь находился детинец - политический и религиозный центр города. Ров, вал и деревянная стена отделяют его от остальной застройки. Археологические раскопки открыли в восточной части Соборной горы остатки каменного терема, а к юго-западу от собора - фрагменты каменной церкви. В XV-XVI вв., после разорения Смядыни литовцами детинец стал, главным образом, культовым центром, хотя и производил еще впечатление крепости.

Тайна 2:

Дар Петра Великого

Долгое время Успенский кафедральный собор в Смоленске был холодным, неотапливаемым. В 1787 году на Соборном холме был построен Богоявленский собор, называемый «теплым»[1].

По-своему загадочен и огромный металлический пол собора, выложенный чугунными плитами на площади две тысячи квадратных метров. Множество ног отшлифовали его поверхность, и он сверкает, словно серебряный. Неровности на поверхности плит объясняются отлитым на плитахдекоративным растительным орнаментом, символически обозначающего райские кущи. Попавшему в собор человеку должно показаться, что он уже не на земле, а в раю.

Существует предание, что пол для Смоленского собора изготовлен по повелению царя Петра I (в 1721 году он стал императором) на одном из уральских заводов. Мы не можем с полной уверенностью утверждать, что это так, ведь Петр Первый во время частых посещений Смоленска (только в 1706 году - пять раз) заходил в еще строящийся собор. Рассказывают, что царь Петр, прибыв в Смоленск в сырую холодную погоду, попал на литургию в Успенский собор. Он был так сосредоточен и молитвенно собран во время богослужения, что по его окончании не смог сдвинуться с места – подол плаща и подошвы сапог примерзли к деревянному полу.

Но как бы то ни было, а подобного металлического пола нет ни в одном храме России и мира. Каждая плитка стоит на трубах, как на четырех «ножках», по которым поднимался горячий пар.Для того чтобы пол не заржавел, служители церкви моют его не простой горячей водой, а с добавлением специального масла. Раньше для этой цели нередко употребляли керосин.Есть сведения о том, что еще в XIX веке этот пол в зимнее время нагревался с помощью пара, подаваемого двумя котельными, расположенными в подвале собора. Так хитроумно решалась в то время проблема отопления...

К сожалению, реконструировать котельные пока не представляется возможным. Среди причин не только отсутствие средств, высококлассных мастеров и просто заинтересованных лиц. Собор обогревается центральной системой отопления, так что работы по восстановлению котельных не ведутся за ненадобностью подобного дорогостоящего реликтового способа отопления помещения.

Многие удивительные тайны хранит Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, строительство которого велось с перерывами почти 100 лет, многое повидал он на своем веку. Некоторые из этих тайн мы попытались раскрыть в данной работе. Благодарим за внимание.

Литература

1. Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. – Смоленск, 2006.

2. Аникеев В.М. Святыни и подвижники Смоленские. – 2-е изд., доп. Смоленск, 2009.

3. Барановский П.Д. Труды, воспоминания современников. – М., 1996.

4. Вишневский Д.К. Несколько слов к начальной истории СмоленскагоУспенскаго кафедрального собора// Смоленские епархиальные ведомости. 1898, №24.

5. Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII – XIII вв. – Л., «Наука», 1979.

6. Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Смоленский детинец и его памятники// Советская археология. 1967, №3.

7. Дневник священника Никифора АдриановичаМурзакевича. 1776 – 1834гг. – Смоленск, 2012 г.

8. Иванов Ю.Г. Город-герой Смоленск. 500 вопросов и ответов о любимом городе. – Смоленск: Русич, 2011.

9. Ивочкин Д.А., Трапезников И.А. Привет из Смоленска. Почтовые открытки и фотографии. Фотоальбом. – Смоленск: Свиток, 2013.

10. Краткое историческое описание СмоленскагоУспенскагокафедральнаго собора. – Смоленск, 1894.

11. Священник Н.А. Мурзакевич История города Смоленска. – Смоленск,2012.

12. Николаев Н. Тайны Успенского собора// газета Рабочий путь. 12 января 2006.

13. Орловский И.И. Достопамятности Смоленска.// Орловский И.И. Избранное. – Смоленск, 2001.

14. Отписка смоленского воеводы Михаила Голицына царю Алексею Михайловичу о разобраниистараго кафедрального собора в Смоленске// Смоленские епархиальные ведомости. 1902, №6.

15. Писарев С.П. Памятная книга г.Смоленска. – Смоленск, 1898.

16. Повесть о святом и победоносном мученике Меркурии чудотворце Смоленском, - како победи царя Батыя и свободи град Смоленск// Смоленские епархиальные ведомости, 1875, №3.

17. Померанцев Н.Н. Русская деревянная скульптура. – М., «Русский художник», 1965.

18. ПРСЛ, Московский летописный свод конца XV века.

19. Русская летопись по Никонову списку. Часть четвертая. В Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук 1788 года.

20. Русский паломник. Святые места, чтимые православным русским народом. Издание книгопродавца С.И.Леухина в Москве. 1886.

21. Смоленская газета. Специальный выпуск. Летопись одного города. 863 – 2013 годы.

22. Смоленская область и Отечественная война 1812 года. – Смоленск, 2012.

23. Сокращенная Литовская летопись начала XVI века.

24. Ширяев С.Д. Этюды по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины. Издание Смоленских государственных музеев и ГубОНО. – Смоленск, 1924.

сайт Администрации Смоленской области

сайт Смоленской и Калининградской епархии

[1]Кстати в нем долгое время находился первый церковный музей, многие экспонаты которого вошли в коллекцию княгини М.К. Тенишевой. Какое удивительное сплетение событий: через несколько десятков лет практически все здания ансамбля Соборного холма на долгие годы превратились в музеи и мастерские художников и реставраторов.

Тайны древнего собора

Святыня… Похоже, что слово это давно утратило для нас свой изначальный смысл. Главная достопримечательность Смоленска – Успенский собор. Но какова судьба этого памятника? Многие ли смоляне смогут без тягостных раздумий рассказать о ней? «Мы как чужие для самих себя», - сказал полтора столетия назад русский религиозный философ П.Я. Чаадаев. Впечатление, что с тех пор ничего не изменилось.

От старого собора ничего не осталось? - student2.ru

Собор Успения Пресвятой Богородицы(Успенский собор) — кафедральный соборСмоленской епархии Русской православной церкви. Собор принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Громада Свято-Успенского собора доминирует в панораме города, как ковчег праотца Ноя в океане всемирного потопа. Занимая не самую высокую точку рельефа, собор удивительным образом подчиняет себе городскую застройку, его мощный объем возвышается над широкой поймой Днепра и осеняет город золотом куполов.

Автор «Краткого исторического описания СмоленскагоУспенскагокафедральнаго собора» (1894 год) подчеркивает: «Дорог собор для смолян, но не одною своею красотою и внешним величием: он дорог как памятник исторической важности». Он возведен в память огероической обороне Смоленска 1609—1611 годовна месте одноимённого собораXII века, в котором погибли последние защитники города.

Известно, что на Руси существовал обычай увековечивать знаменательные события в жизни государства строительством храмов. В этом смысле Смоленский Успенский собор занимает серединное место между церковью Всех Святых на Кулишках, построенной в память о русских воинах, погибших на Куликовом поле в 1380 году, и храмом Христа Спасителя, возведенным в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

С историей Успенского собора связано множество тайн и загадок. Попробуем разобраться вместе…

Тайна1:

От старого собора ничего не осталось?

Первоначально собор был заложен 2 мая1101 годапо распоряжениюВладимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территорииСмоленска. Летопись сообщает, что«все же лето Владимир заложил церковь в Смоленце, святое Богородице камену епископью».Князь любил Смоленск, часто бывал в городе, защищал его. Здесь умерла его любимая жена Гита Гарольдовна. Мономах начал строить в Смоленске не кафедральный, а большой городской собор. Ф.Э.Модестов аргументированно утверждает, что первоначально Владимир Мономах заложил храм первоначально в честь святых Бориса и Глеба, а называться Успенским он стал после возведения Борисоглебского собора на Смядыни.

Это был единственный каменный храм, обслуживающий культурные нужды стольного города. Строили его, вероятно, черниговские мастера, причем не более 5 лет. Скорее всего, он напоминал шестистолпный Успенский собор – первый каменный храм, построенный Владимиром Мономахом в Суздале на рубеже XI– XII веков. После учреждения в Смоленске епископии в 1136 году храм стал епископским кафедральным Успенским собором. В 1150 году состоялось его освящение после доработок или перестроек, произведенных при князе Ростиславе Мстиславиче.

В соборе князь Ростислав хранил эталон пуда, здесь же погребены два его сына, а также легендарный защитник горожан Меркурий Смоленский. После возведения Успенского собора каменное строительство в городе не велось почти 40 лет. Сам же храм исчез из поля зрения летописцев на длительный срок в три с половиной столетия.

До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре 1609 году польское войско осадило Смоленск. Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась20 месяцев.

В трагедию падения Смоленска и его захвата Сигизмундом III 3 июня 1611г. входит и разрушение собора. В 1967 году в журнале «Советская архитектура» ученые Воронин Н.Н. и Раппопорт П.А. высказали предположение, что собор пострадал от взрыва пороховых погребов, находившихся не внутри собора, а по соседству, находившихся по соседству – в толще холма. Главным аргументом явилось то, что древнерусские храмы не имели подклетов, где можно было бы устроить погреб, а в пору литовского владычества (оно продолжалось 110 лет – с 1404 по 1514 год) Мономахов собор «едва ли подвергался каким-либо капитальным перестройкам». Поэтому о патриотической версии, автором которой был Н.М. Карамзин, ученые говорят с осторожностью.

О кровавых событиях штурма города в ночь на 3 июня 1611 года бесстрастно рассказал их современник в «Новом летописце»: «Последние ж люди запрошася у Пречистыя Богородицы в Соборной церкви. Един же Смольянин кинулся в погреб. Погребу ж бывшу под тем Соборным храмом с пороховою казною, и то зелье зажгоша, и храм соборной Пречистой Богородицы разорвался, и людей всех побиша, кои в церкви быша».

Предположение, что собравшиеся в соборе горожане взорвали его, которые предпочли смерть позорному плену, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, утверждается автором «Краткого исторического описания СмоленскагоУспенскагокафедральнаго собора» (1894 год). «Враги, всюду одолевая численностию, устремились к соборному храму Богоматери, где заперлись многие из граждан со своими семействами, богатствами и пороховою казной. Уже не было спасения: русские от зажженного пороха в соборе взлетели на воздух с детьми, имением и славою! От страшного взрыва, грома и треска неприятель оцепенел, забыв на время свою победу, и с ужасом взирал на огненное море, куда жители города бросили все, что имели драгоценнаго, дабы оставить неприятелю только пепел, а любезному отечеству пример вечной славы и доблести».

Взрывом была разрушена значительная часть собора, — практически, весь верх, ноиконостас остался цел.

Гетман Жолкевский в своих «Записках о Московской войне» пишет: «Огонь достигнул до запасов пороха (коего было достаточно на несколько лет), который произвел чрезвычайное действие: взорвана была половина огромной церкви (при которой имел свое местопребывание архиепископ) с собравшимися в нее людьми, которые неизвестно даже куда девались – разбросанные останки как бы с дымом улетели…».По-видимому, запасов пороха в погребах собора было недостаточно, чтобы разрушить его мощные стены (толщина их в древнерусских храмах доходила до 1,5 метра), но вполне хватило, чтобы поднять на воздух куда менее прочные своды, что и объясняет ужасающее: «как бы улетели с дымом».

Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел. На гравюре В. Гондиуса 1634–1636гг. вид собора передаёт некоторые реальные черты. В польских источниках говорится, что собор был "огромен" и "красив", что вообще весь комплекс архирейского дома был "прекрасно выстроен". Никифор Мурзакевич сообщает: « король оставя в Смоленске сильное оборонительное войско повелел…на развалинах соборной церкви устроить Каменной костел с деревянным верхом и при нем дом Бускупской».

Смоленский воевода князь Михаил Голицын писал царю Алексею Михайловичу: «И по приезде в Смоленск стольника Василия Нарбекова, по 13 число нынешнего 1675 года, соборная церковь разобрана вся до пошвы, и бут выломан, и два погреба выломаны и засыпаны, а ныне выламывают из-под тех старых церковных стен и из третьяво погреба достальной бут». То есть погреба под собором все-таки были.

Церковное предание утверждает, что новый Успенский собор стоит не там, где ранее располагался его предшественник.

Если мы пройдем позади собора, то нашему взору откроется смотровая площадка с великолепной панорамой города. Говорят, что именно там царем Алексеем Михайловичем под страхом смертной казни было запрещено любое строительство. Возможно, это лишь красивая городская легенда, потому что никаких подтверждений этой информации мы не нашли…

Наши рекомендации