Истоки, сущность и трактовки дизайна
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
- Истоки, сущность и трактовки дизайна
- Стили Art Nouveau и Art Deco
- Германия: промышленный дизайн (1907-1914). Баухауз (1919-1933)
- Европа: интернациональный стиль (1920-1940). Де Стейл (1917-1931).
- Конструктивизм и ВХУТЕМАС (1920-1940). Советский дизайн 30-х годов.
- Системный дизайн в СССР (1950-1985)
- Индустриальный дизайн США (1930-1980)
- Неофункционализм в Германии (1950-1980)
- Функционализм Скандинавии
- Лаконичность в Японии
- Модернизм Великобритании
- Модернизм Франции
- Итальянский модернизм
- Ситуация постмодерна
- Тренды постмодернизма
ФУНКЦИОНАЛИЗМ Скандинавии
ARTEK Finland, 1935
LEGO Denmark, 1932
BODUM Denmark, 1944
STELTON Denmark, 1960
Georg Jensen Denmark
Bang & Olifsen Denmark
Fritz Hansen Denmark
IKEA Sweden, 1943
TETRA PAK Sweden, 1951
INNOVATOR DESIGN Sweden, 1968
A&E DESIGN Sweden, 1968
ERGONOMI DESIGN GRUPPEN, Sweden, 1979
INTERDESIGN Sweden, 1982
ERICSSON
ELECTROLUX
SAAB
VOLVO
Klint, Kaare Denmark Клинт, Каре
Kåge, Wilhelm Sweden Кеге, Вильгельм
Asplund, Gunnar Sweden Асплунд, Гуннар
Aalto, Alvar Finland Аалто, Алвар
Mathsson, Bruno Sweden Матссон, Бруно
Jacobsen, Arne Denmark Якобсен, Арне
Wegener, Hans Denmark Вегенер, Ханс Йорген
Wirkkala, Tapio Finland Вирккала, Тапио
Sarpaneva, Timo Tapani Finland Сарпанева, Тимо Тапани
Magnussen, Erik Denmark Магнуссен, Эрик
Jensen, Jakob Denmark Енсен, Якоб
Persson, Sigurd Sweden Перссон, Сигур
Bernadotte, Sigvard Sweden Бернадот, Сигвар
Franck, Kaj Finland Франк, Кай
Nurmesniemi Antti & Vuokko Finland Нурмесниеми, Анти и Вуокко
Bäckström, Olof Finland Бакстрем, Олоф
Saarinen, Eliel Finland Сааринен, Элиэль
Tapiovaara, Jurjo Ilmari Finland Тапиовара, Юрио Илмари
Theselius, Mats Sweden Теселиус, Матс
Kukkapuro, Yurjö Finland Куккапуро, Юрио
Скандинавский модернизм развивается после Первой мировой войны в русле общей стратегии мирового дизайна – функционализма, который подразумевает минимум декора, действительные, а не мнимые свойства вещей, в которых максимально учитывается эргономика и психологический комфорт, а также используются рациональные технологические процессы. В силу климатических условий (9 месяцев суровой зимы и 3 месяца великолепного лета) и ограниченных сырьевых ресурсов здесь складываются традиционные кустарные промыслы (камень, глина, кожа, дерево), которые обеспечивают оборудованием основное средство выживания – «теплый и уютный дом». Главным предметом интереса становится эстетика дома, поскольку традиционная семья для скандинава есть важнейшая ячейка общества, инстанция стабильности, порядка и воспитания. Эта идея находит воплощение в теории и на выставках, посвященных жилищу (1917, 1920). Однако концепция дома отличается от его понимания Ле Корбюзье как «машины для жилья». Йозеф Франк отмечает,что дом не может быть просто эффективной машиной, а должен обеспечить комфорт, отдых и уют, успокаивающие глаз и возвышающие душу. В хорошем внутреннем художественном оформлении не бывает никаких пуританских принципов.[35] Эта идея имеет и социальное измерение, ибо, по мнению Эллен Кей «красивое домашнее убранство убеждает, что люди могут быть счастливы».[36]
Ремесленные традиции до сих пор совмещаются с дизайном. Стремление к либеральной демократии и опора на лютеранскую этику с ее требованием прилежного труда ради любви к ближнему выразилось в том, что ремесло и дизайн ориентированы на нужды небогатых слоев населения. Мастерство изготовления вещей повседневного обихода и «хороший дизайн» органически вошло в социокультурную жизнь. Лозунг Эллен Кей «Красота для всех» и требование Шведского общества ремесла и промышленного дизайна «Усовершенствования обычных товаров», делает дизайн не только неотъемлемой частью повседневной жизни, но и средством социальных преобразований.[37] Близость к природе обуславливает тонкое чувство материала, предпочтение естественной, непретенциозной красоты и неприятие высокого, элитарного стиля или стайлинга. Чувство естественного материала, качества вещи, а не изобретение искусственных предметов выражается как эссенциализм дизайна и ремесла. Экономия и эмоциональный комфорт – традиционные установки в изготовлении вещей. Соответственно, приобретение вещей осуществляется скорее из удовольствия, чем из соображений статуса. Гуманизм, эссенциализм, экономия выражаются в особом эстетическом качестве - hygge (датское: удобство, комфорт, теплота) – очарование и нежность, удобство и теплота, способствующие ощущению радости и благополучия становится основной ценностью дизайна.[38] Это достигается за счет виртуозного мастерства и чувственного дизайна, craft skills & design sensibilities. Гуманистически-ориентированный эссенциальный подход - основа Scandinavian Modern Design, для которого характерно использование естественного материала, открытая демонстрация конструкции, приспособление пластического решения для рационального производства, родство с природой.[39] Его истоки в ремесленных традициях, в культуре, а не в коммерции.
Фикционализм и эссенциализм в Дании выразились в поисках «идеальной формы» для создания полезных и долговечных вещей. Работы Ханса Вегнера и Борге Могенсена отличаются еще и изящной детализацией. В этом направлении развивается как ремесло в создании мебели и бытовой утвари из тика – Финн Юл, Питер Хвидт, Ханс Вегнер, так и индустриальный подход Арне Якобсена и Вернера Пантона, использующих гнутую фанеру, стекловолокно и латексную пену. Датский функционализм оказывается неподвластен как неоклассицизму, так и абстрактному формотворчеству Баухауза, поскольку выражает стремление создавать предметы простые и близкие потребителю. Мягкое обрамление вещей выражает у дизайнеров семейную непосредственность и полноту домашней жизни – этом состоит «хороший дизайн», который прививает «хороший вкус».[40] В Финляндии эссенциализм выразился в уважительном обращении с естественными материалами и раскрытии органических форм. Дух близости с природой входит в проектирование под видом sisu – финское слово, выражающее «правду материала», стойкость и упорство в работе с ним и преодоление трудностей.[41] Поэтому свойства материала всегда выражаются через красоту органических форм у Элиэля Сааринена, Алвара Алто, которые стремятся к установлению психофизиологического комфорта при пользовании вещами. Это чувство материала и забота по пользователе у Тапио Вирккалы и Тимо Сарпаневы показывает себя как «сочетание примитивной смелости и невероятной элегантности»[42]. Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева, Анти Нурмесмиеми, Илмари Тапиовара и Майя Изола разработали великолепный чувственный язык дизайна в области мебели, текстиля, керамик и стекла, который в середине столетия стал северным чудом. Для дизайна Норвегии долгое время ориентиром служило немецкое понимание brukskunst – прикладное искусство, искусность изготовления предмета на высшем техническо-эстетическом уровне. Акцент brukskunst делается мастерстве и заботе об упрощении, технологической и функциональной уместности предмета, непреходящей эстетической ценности, способствующей удовольствию и легкости жизни.[43] В Швеции доминирует промышленный дизайн, который охватывая всю сферу повседневной жизни, не принимает не рационализм чистых геометрических форм, ни ремесло, а выбирает третий путь – равновесия органического и рационального начал, гармонии естественных материалов и индустриального производства. Такой подход был воплощен Бруно Матссоном в изящном эссенциальном стуле Eva (1934). Дизайн понимается как образ жизни, а выбор товаров – выбор образа жизни (1955, Г.Паулссон).[44]
Основу эстетики скромной вещи дизайнеры видят в простоте и красоте, «правде материала», и «честной форме». Отсюда разрабатываются проекты мебели, «правильная» форма которой рациональна, логична, а выразительность сводится к пропорциям, соразмерности частей, ясной структуре (Каре Клинт). В начале ХХ века в среде буржуазии довлеет мечта о сельском домике, позволяющем тесное общение с природой, которая воплощалась в домах-дачах. Деревянные коттеджи имеют много веранд, эркеров, башенок. Образец дома-коттеджа был осмыслен Рагнаром Этсбергом в работе «Индивидуальный дом, его строительство и оборудование» (1906). В них используется простая утварь, подчеркивающая тепло и удовольствие повседневной жизни. Главную линию проектирования определяет мысль Элен Кей: «Красивая мебель вовсе не должна быть дорогой. Удобство и потребности – вот что единственно определяет форму простой мебели. Всякого фабричного украшательства, всякого «убора», всякой приклеенной чепухи нужно избегать как чумы» [45]. На выставке в Стокгольме «Жилище и его убранство» (1917) особое внимание привлекают голубой интерьер квартиры рабочего и бараки для рабочих Гуннара Асплунда. Осознается, что хороший дизайн может оказывать воздействие на качество жизни.
В 1931 году шведская компания Electric Bureau Company of Oslo выпускает первый телефон из бакелита с новой формой (Жан Хейберг). Складывается понимание особенностей шведского дизайна как виртуозного мастерства – упрощенные, облегченные, тонко выверенные формы предметов, иногда с экзотическими элементами, характеризуемые как шведское изящество, Swedish grace. Функционализм окончательно закрепляется экспозицией Стокгольмской выставки (1930). В 1940-е годы разрабатывается мебель небольших размеров из сосны и березы, рассчитанная на серийное производство (Бруно Матсон). Выделяются тенденции ремесленного изготовления изделий и индустриального формообразования - indastriell formgivning.[46] По инициативе Сигварда Бернадота в Стокгольме проводится первый конгресс Всемирной ассоциации промышленных дизайнеров (ИКСИД, 1959). Бернадот - автор ряда изделий из серебра для датской ювелирной фирмы Georg Jensen. Он создает ряд ковров ручной работы в серебристо-серых и зеленых тонах северного ландшафта. В 70-е годы мастер полностью переключается на художественное ремесло, ибо в ручных профессиях видит средство сохранения особенностей искусства в создании формы.
Скандинавский дизайн социально ориентирован, он придерживается принципа «лучшее для большинства». Как считает Элен Кей «Красота – это право для всех». Дизайн Элен Кей отличает функциональность в сочетании с мягкостью и изяществом. После Второй мировой войны встала задача вернуть красоту в разрушенный мир. Идет активный процесс урбанизации. Вещи проектируются после долгого функционального анализа. Например, повседневная посуда проектируется с учетом сервировки, с пониманием того, кто и как подает посуду на стол, с учетом ее жаропрочности, взаимозаменяемости, проектируются крышки емкостей и другие аксессуары. Однако постепенно деловитость сменяется гуманным стилем, условно именуемым Scandinavian Modern Design.
В 50-х годах выделяется творчество Арне Якобсена, Тапио Вирккалы, Тимо Сарпаневы. Фирмой Saab выпускается зеркальная фотокамера, которая не меняется 40 лет, а также первая аэродинамичная модель автомобиля Saab (Сикстен Сасон). Промышленные дизайнеры Сикстен Сасон, Сигурд Персон, Алвар Леннинг, Ральф Лайзелл, Кар-Арне Бергер, Сигвард Бернадотт разрабатывают транспортные средства, инструменты, канцелярскую оргтехнику и бытовую технику для шведских компаний, таких как Ericsson, Gustavsberg, Hasselblad, Husqvarna, Saab и Volvo.
В духе гуманного функционализма ставятся задачи эргономики. В 30-х годах Кааре Клинт проводит антропометрические исследования и делает исторический анализ наиболее удобных типов мебели. Полученные данные он применяет для изготовления удобной мебели Сафари и Шезлонгов (1933). И хотя его мебель не изготавливалась промышленным способом, научные данные оказывают влияние на последующее развитие дизайна. Эргономические исследования 60-х годов способствуют разработкам изделий для инвалидов и пожилых людей. Социальная ориентация скандинавского дизайна выражается в отказе от истеблишмента и обращении к проблемам незащищенных людей, престарелых и инвалидов – это фирмы A&E Design и Ergonomi Design Gruppen. Эти фирмы разрабатывают оборудование для больниц, учреждений социальной помощи, бытовые изделия для инвалидов. Одной из особенностей дизайна этого времени становится понимание пластмассы как материала, приятного на ощупь, яркой окраски, пригодного для создания точной формы, что находит выражение в изделиях для быта и ручного труда – малярных кистей, щеток и пр. Примером также является стул норвежца Свена Гунсруда, на котором человек сидит, упираясь коленями в мягкий валик. Эргономика, безопасность рабочего места и социальная значимость получают свое развитие, примером чему стул Куккапуро Fysio (1978), который является одним из первых офисных стульев, имеющих форму почти полностью продиктованную антропометрическими данными. Эргономически разработанные опоры для Stokke Питера Опсвика, явились выражением социального заказа, такие как изменяемый по высоте детский стульчик Tripp Trapp (1972) и инновационный изменяемыйинструмент Balans (1979).
В 1960-70-х годах разворачивается критика потребительского общества с его эмоциональным дефицитом функциональных вещей. Осознается, что принципы ясности и строгости ведут в пустыню формотворчества. Под влиянием анти-дизайна Италии встает проблема инновации. Дизайн занимает место посредника между промышленностью и потребителем как инициатор инноваций, способ внедрения научно-технических открытий в социальную сферу.[47] В дизайне намечается переход к средовой и экологической тематике. Возникает сочетание современного дизайна и традиционных ремесел (Илмари Тапиоваара, Сигвард Бернадот). Дизайн расчленяется на две линии: социальный, технически инновационный дизайн и традиция национального ремесла. Интересы переключаются с анонимного потребителя на социально незащищенные слои населения. Доминирующей идеологией становится расширение социальной проблематики, актуализируются вопросы охраны окружающей среды.
Образ скромного функционального жилища, вещей для всех, недорогих и высокого качества начинает реализовывать фирма IKEA (1943, Ингвар Компрад). Способ повысить эффективность производства и снизить цены продукции, найден на этапе дистрибуции производимой мебели – хранения на складах, транспортировки, продажи. Одним из важнейших составляющих проекта IKEA становится атмосфера непринужденности во время посещения магазина, то есть, ненавязчивость упаковки, отгрузки, транспортировки, предоставляя потребителю возможность замены товара и экономии.[48] Впоследствии IKEA открывает ряд гипермаркетов с интерьерами готовых изделий. Инновации в мебельном дизайне фирмы Innovator Design, созданной Юханом Хульдом и Яном Дрангером - это совмещение функций проектирования и производства мебели для молодежи. В мебели достигается свобода от привычных условностей и статичности, что позволяет выразить радость и открытость жизни, свойственные поп-культуре. В такой мебели выразились особенности «гуманного функционализма» - внимание к простым человеческим потребностям, доступность цены, пригодность для всех, комбинируемость, сборно-разборный принцип, массовое производство. Полностью принят принцип «меньше – это больше», сформулированный еще Мис ван дер Роэ. Новизна заключается в большей раскованности, в отсутствии жесткой типологии объектов, жизнерадостной расцветке тканей, примером чему является мебель «Инноватора».
ДИЗАЙН Великобритании
ISOKON Britain, 1931
LONDON TRANSPORT Britain, 1933
HABITAT Britain, 1964-1995
MINI Britain, 1959
Murray, Keith Britain, France Мюррей, Кейт
Russell, Gordon Britain Руссель, Гордон
Marx, Enid Britain Маркс, Энид
Coates, Wells Britain Коатс, Уолс
Race, Ernest Britain Рэйс, Эрнст
Day, Robin & Lucienne Britain Дэй, Робин и Люсьен
Scott, Douglas Britain Скотт, Дуглас
Moulton, Alex Britain Моултон, Алекс
Dresser, Christopher Scotland Дрессер, Кристофер
Black, Misha Britain Блэк, Миша
Morrison, Jasper Britain Моррисон, Джаспер
Foster, Norman Britain Фостер, Норман
Lovergrove, Ross Britain Лавгрув, Росс
Ive, Jonathan Britain Айв, Джонатан
Morrison, Jasper Britain Моррисон, Джаспер
Studio Pentagram Britain, 1972
Grange, Kenneth Britain Грэйнж, Кеннет
GroupArchigram (Architectural Grammar), 1962
Cook P. Кук П.
Chalk W. Чок В.
Green D. Грин Д.
Webb M. Вебб М.
Herron R. Херрон Р.
Crompton D. Кромптон Д.
Благодаря английскому дизайну мировая цивилизация получила единый принцип организации схем метрополитена. Первоначально вводится фирменный стиль для лондонского метро художником Эриком Гилом (1916). Долгое время станции метро были привязаны к плану города. Однако с расширением застройки это стало невозможно. Независимую от топографии схему метро разработал Генри Бек (1933). Все направления были сведены к нескольким осям: вертикальной, горизонтальной и под углом 45º. Каждой линии на схеме соответствует свой цвет, этот же код сохраняется на станциях пересадок и станциях переходов.
Довоенное развитие дизайна отличается работой консалтингового бюро американца Реймонда Лоуи в Лондоне (1934). Первой компанией Isokon Уэллса Коттса в духе функционализма школы Bauhaus и стиля Art Deco выпускается мебель на трубчатом каркасе, радиоприемники из бакелита для фирмы Ecco. В 1915 году в Великобритании начала работать Ассоциация дизайна и промышленности, в 1920-х годах Стенли Морисон, известный типограф работал в Monotype Corporation, а Сьюзи Купер – дизайнером по керамике, основав компанию Wedgwood (1929).
В послевоенный период общественное значение приобрела идея повышения среднего уровня жизни путем улучшения предметного окружения человека. Вопрос обсуждается в британском парламенте, а в Министерстве торговли создается Совет по технической эстетике (1944), который возглавляет Гордон Рассел (1947-1959). Целью Совета является помощь промышленности в создании качественной продукции. Совет состоял из секторов промышленности, информации и выставок, финансов. Ставилась задача сочетания достижений модернизма с художественным потенциалом движенияИскусств и Ремесел. Так девизом выставки «Британия это может» (1945) стала идея: «хороший дизайн – хороший бизнес». Дизайн-центр Лондона (1956) начинает накапливать информацию о производимых в стране качественных товарах. Марка дизайн-центра выступила своеобразным знаком качества товара. В первом выпуске журнала Дизайн (1949) критикуется американский стайлинг за внешний эффект промышленных изделий. Однако долгое время дизайн Великобритании не может обрести своего лица из-за непрестижности профессии и принципа анонимности. В 1960-х годах появляются крупные дизайнерские фирмы Minale Tattesfield и Pentagram, консалтинговые бюро Дугласа Скотта, Эрика Маршалла, Кеннета Грэйнжа, Дэвида Огла.
Промышленный дизайн. Одним из классических образцов мирового дизайна становится автомобиль Mini конструктора Алека Айсигониса, выпущенный кампанией Morris Mini Minor (1959). Сварные швы подчеркивали технологическую конструкцию двухдверного автомобиля, в котором конструктор максимально использовал внутреннее пространство, воплощая принцип максимума эффекта при минимуме затрат и возможностей. Под влиянием аэродинамической стилизации Р.Лоуи дизайнер Дуглас Скотт конструирует автобус Routmaster, ставший основным видом общественного транспорта в Лондоне. Популярность велосипедов в стране получила воплощение в конструкции Алекса Моултона (1962), который выпускает велосипед как запасное транспортное средство автомобилиста. Складная конструкция легко убирается в багажник, ее можно перевозить в автобусе или метро.
Интерьер. Возникновение поп-арта в Великобритании и США сказывается на дизайне материальной среды. Особенно влияет группа художников Independence (1952-1955) во главе с Ричардом Гамильтоном. Дух 60-х годов – времени поп-арта, мини-юбок, поп-музыки, тиражирования дешевых товаров и услуг - все это определяет новые принципы проектирования вещей. На место требования «хорошей формы» приходит критерий забавности, яркости, выразительности. Появляются артефакты, т.е. небольшие вкрапления в обычный интерьер, обусловливающие эффект привлекательности: оригинальные кресла и пуфики, ткани и графические вставки с оптическими эффектами и пр. Пластмассовые изделия – посуда, часы, стулья - приобретают яркий, броский вид. Пользуются спросом вещи однодневки из бумаги, картона или пластмассы, особенно - одноразовая посуда. Характерен стул Питера Мердока из картона разнообразной расцветки, который продается в сложенном виде. Выдающуюся роль в развитии мебельного дизайна играет Эрнст Рейс, создавший в духе contemporary style легкую органичную мебель, доступную широкому потребителю. Для современного или нового английского стиля, ставшего популярным после Британского фестиваля (1951), характерно использование органических форм и ярких цветов, тяготение к стилю модерн.
В это же время формируется нонконформитская группа архитекторов Archigram, по названию одноименного журнала, которая занимается футурологическими разработками.[49] Это группа футурдизайна, проектирующая как города, так и отдельные предметы, оборудование интерьеров. Творчество футурологической направленности, тяготеющее к изобретательству, оказывает влияние на развитие мобильного жилища. Город представляется глобальной инфраструктурой, в любой точке которой можно получить жизненно необходимые услуги и подключиться к глобальной информационной сети радио или телевидения.[50] Понимание рациональности, мобильности, трансформации вещи как универсальных принципов конструирования дополняются в Великобритании требованиями экологии, т.е. вторичного использования деталей, в том числе и переработки отходов и мусора.
Новый подход к организации розничной торговли воплотил магазин Habitat (1964-1995), где дизайнер Теренс Конран выстраивает целостные типы интерьеров. Здесь продаются не только отдельные товары, но стиль жизни в блочно оформленных интерьерах, разных по стоимости и соответствующих различным вкусам. Эта идея была взята у Уильяма Морриса, который в салонах продавал мебель вместе с гобеленами и керамикой. Интерьер начинает мыслиться как предметное продолжение личной жизни. Конран вводит принцип организации торгового зала в виде открытого склада. Мебель продается в компактных картонных упаковках. В 1995 году Habitat поглощается фирмой IKEA.
МОДЕРНИЗМ Франции
THOMSON
Louis Vuitton France, 1854
CITROEN
DIOR
Основы дизайна во Франции были заложены в 20-30-е годы школой Ле Корбюзье, которая стремилась средствами архитектуры и дизайна к созданию гармоничной предметной среды. После Второй мировой войны по инициативе Жака Вьено создается Институт технической эстетики (1953), призванный объединить усилия представителей искусства и промышленности для развития дизайна. Задача заключалась в том, чтобы придать французским товарам привлекательность и обеспечить преимущества на мировом рынке, способствовать воспитанию вкуса и содействовать гуманизации производственного процесса. В этом русле работало и дизайнерское бюро Тэкнэс, возглавляемое Анри Вьено. В 1970-х годах это направление продолжил Роже Талон, который рассматривал дизайн не с позиции функциональности, а через отношение к людям, моде, технологии, искусству. Он открывает агентство «Дизайн-программы» (1973), которое отличается комплексной стратегией проектирования. Затем агентство Талона объединяется со студией Пьера Пулена ADSA & Co (1984).
Возрождается высокая мода, которая стремится вернуть женщине женственность в противовес униформе, распространившейся во время войны. 50-е годы прошли под влиянием коллекций Кристиана Диора – «Новое направление», затем в моде последовала революция 60-х годов, связанная с мини-юбками Анри Курежа.
Промышленным достижением становится создание Citröen DS-19 (1955), спроектированным Фламинио Бертони. Этот автомобиль получает авангардный, подчеркнуто геометрический силуэт, имеет подвеску на рычагах, обеспечивающую плавный ход. Плоский пол салона позволяет превращать легковой автомобиль в санитарный, грузовой, семейный и т.д., что сделало его символом французской автопромышленности. С 1966 года создается исследовательский центр Citröen, который включает в себя проектное бюро, создающее концепт-кары и перспективные образцы. Как своеобразное пространство для жизни стала модель Xsara Picasso (1998).[51]
Важным событием становится открытие Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже (1977). Проект Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано открывает новое направление проектирования – хай-тек.
Наиболее влиятельным дизайнером становится Филипп Старк. Создавая необычные вещи от проектов интерьеров до зубной щетки, Старк дает им неожиданные имена: мотороллер Lama, электрочайник Hot Bertaa, стулья Lord Yo, Dr.No и др. В 90-х годах он занимает пост арт-директора корпорации Thomson и создает новый имидж фирмы с требованием развития от технологии к любви. Технология лишь средство для создания дружелюбных, хороших, надежных вещей-партнеров. Филипп Старк не столько производит вещи, сколько воплощает идеи, вопросы, подвергая сомнению традиционные конструкции, формы, функции, в результате чего возрастает символический смысл вещей.
В целом французский дизайн носит игровой характер, подчеркивая коммуникативную, знаковую природу вещей. Развитие в сторону гуманизации среды и доминирования высокой моды, обусловливает популярность французского дизайна во всем мире.
Итальянский МОДЕРНИЗМ
OLIVETTI Italy, 1908
BERTONE Italy, 1912
ALESSI Italy, 1921
ARTEMIDE Italy, 1959
PINNIFARINA Italy, 1930
KARTELL Italy, 1949
DANESE Italy, 1957
ARTEMIDE Italy, 1959
FLOS Italy, 1962
Aulenty, Gae Italy Ауленти, Гаэ
Bellini, Mario Italy Марио Беллини
Nizzoli, Marcello Italy Марчелло Ниццоли
Mollino,CarloItalyМоллино, Карло
Magistretti, Vico Italy Маджистретти, Вико
Castiglione Achille Italy, Кастильоне, Акилле
Zanuso, Marco Italy Занузо, Марко
Colombo, Joe Italy Коломбо, Джо
Pesce, Gaetano Italy Пеше, Гаэтано
Mari, Enzo Italy Мари, Энцо
Meda, Alberto Italy Меда, Альберто
Pirali, Enzio Italy Пирели, Энцо
Colombini, Gino Italy Коломбини, Джино
Giacosa, Dante Italy Джакоза, Данте
Giugiaro, Giorgetto Italy Джуджаро, Джоржетто
Fornasetti, Piero Italy Форназетти, Пьеро
Borsani, Osvaldo Italy Борсани, Овальдо
Bonetto, Rodolfo Italy Бонетто, Родольфо
Dalisi, Riccardo Italy Далиси, Рикардо
Munari, Bruno Italy Мунари, Бруно
GruppoArchizoom Italy, 1966-1978
Branzi, Andrea Бранци, Андреа
Deganello, Paolo Деганелло, Паоло
Corretti, Gilberto Коретти, Гильберто
Morozzi, Massimo Мороцци, Массимо
Superstudio Italy, 1966-1982
Natalini, Adolfo Наталини, Адольфо
Cristiano, Toraldo di Francia Кристиано, Торальдо ди Франция
GruppoStrum Italy, 1963
Geretti, Giorgio Жиретти, Жоржио
Derossi, Pietro Деросси, Петро
Gimmarco, Carlо Жимарко, Карло
Rosso, Riccardo Россо, Риккардо
Vogliazzo, Maurizio Воглиаццо, Маурицио
Laboratory Global ToolsItaly
Mendini, Alessandro Мендини, Алессандро
Branzi, Andrea Бранци, Андреа
Бурное развитие итальянского дизайна начинается после Второй мировой войны на волне экономического подъема. Экспорт итальянских товаров на внешний рынок приводит к необходимости улучшения эстетического качества. Влияние американского образа жизни через Голливуд на мироощущение итальянцев порождает своеобразный синтез американских потребительских привычек и художественной культуры. Итальянская линия становится интернациональным движением современного, культивированного и космополитического образа жизни. Популярными экспортными продуктами оказываются итальянская мебель и мода.
Своеобразие итальянского дизайна заключается в том, что, не имея ни индустриальных условий, ни школы, он развивается на основе дизайнерских выставок и таких журналов, как Domus, Abitare, Interni, Stile Industrie и пр. В журналах Domus (1928), Casabelle (1929), Modo обсуждаются европейские новинки и теоретические проблемы. В отличие от немецкого функционализма и стайлинга США, итальянский дизайн носит импровизационно-экспериментальный характер на основе синтеза традиционных искусств и современных тенденций культуры. Он развивается в некоем пространстве между архитектурой, искусством и свободным творчеством. Так аэродинамический стиль Карло Моллино складывается под влиянием модерна, сюрреализма, органических форм и с использованием новейших материалов и технологий. Комбинаторное мышление Джо Коломбо развивается и реализуется под влиянием поп-арта, кинетизма и концептуального искусства.
Промышленный дизайн. В 30-е годы самые элегантные автомобили проектировал Карло Бугатти. В послевоенной Италии наибольшую известность получили фирмы Pininfarina и Bertone. Pininfarina проектирует элегантные кузова для Alfa-Romeo, Ferrari, Pegout, а с конца 80-х - для General Motors. Массовыми промышленными продуктами становится мотороллер Vespa (Оса) и легковой автомобиль Fiat-500. Конструктор авиазавода Коррадино д’Асканио спроектировал мотороллер как дешевое средство передвижения, стул на колесах, который выпускался до 1987 года. Массовыми моделями оказывается Fiat Topolino (мышонок) Данте Джакоза и Fiat Panda (1976-1977) студии Джоржетто Джуджаро, в которых использовались новые компоновочные и технические решения создания недорогого автомобиля.
Благодаря фирме Olivettiв Италии складывается Bel Designo. Аналогично немецкой «хорошей форме» возникает понятие итальянского «красивого дизайна».[54] Однако отличается изяществом и элегантностью. Благодаря работам Джо Понти, Марко Дзанузо, Марчелло Ниццоли складывается своеобычная Linea Italiana. Итальянский дизайн не только рационален и предметно ориентирован, но наполнен образным смыслом. В отличие от технического обозначения как, например, у Braun тюнер TS-45, портативная пишущая машинка от Olivetti имеет приватное имя Валентина (Э.Соттсасс, 1969). Кроме того, дизайн понимается как область культуры, а не просто как стимул рыночного производства или рациональная форма технического изделия. То, что получило наименование «стиль Оливетти», было социальным проектом и корпоративной жизнью под флагом фирменного стиля. Для Оливетти важна не только формальная идентификация, сколько стремление сделать любую продукцию красивой, привлекательной, первосортной. Наконец, красивая форма становится результатом поиска и экспериментов с новыми материалами, особенно пластмассами, открывшими инновационные возможности формообразования.
Выражение «стиль Оливетти» – метафора для обозначения не художественных особенностей, а фирменного стиля, организации труда дизайнера и способа проектирования, т.е. некоего единства проектных концепций. Фирменный стиль охватывает не только образы продукции фирмы, но архитектуру и интерьер административных, промышленных и складских помещений, оборудование торговых и демонстрационных салонов, графическую документацию и пр. Фирма впервые привлекала к рекламе своей продукции поэтов и художников, тем самым, вовлекая продукцию в культуру. «Стиль Оливетти» - это не формальное единство признаков продукции, а комплексное представление в разных областях культуры образа предприятия в контексте духовных ценностей. То есть любая машина должна быть красиво сделана, фабрика должна быть удобной, переписка должная быть стилистически оформлена, словом, все должно быть достойным хорошего вкуса и культурных требований человека.[55] Все должно производить хорошее впечатление на покупателя. Этот стиль не существует как художественный, но представлен как система коммерческих требований.[56] Деятельность фирмы стала связываться с развитием итальянской культуры; через дизайн объединялись усилия различных представителей искусства, архитектуры, литературы по созданию стандарта «культурной» продукции.[57] Реклама продукции всегда включает в себя репродукции шедевров живописи или скульптуры; фирма постоянно выступает в качестве спонсора культурных мероприятий. Корпорация рекламирует не столько продукцию, сколько свой фирменный стиль. Особенностями работы является привлечение свободных дизайнеров на правах консультантов и выполнение дизайнерами фирмы заказов для других фирм с целью творческого обогащения. По сравнению с деятельностью AEG, Olivetti разрабатывает систему конторского оборудования в полном объеме, сменившую выпуск отдельных машин; единую систему приборов, предназначенных для всестороннего решения проблем управления современным предприятием.
После войны производство основывается не только на реальном спросе, но на идее предназначения отдельных товаров и их взаимодополнения. Промышленность производит не только машины, но и инженерно-управленческие системы. Две трети продукции фирмы предназначены для крупных контор-фабрик, проектирование полных комплектов оборудования для любой системы операций. Встает задача организации не просто конторы, но конторы-символа, позволяющего хозяину почувствовать себя современным бизнесменом. Современное предприятие становится должна быть не только фабрикой, но и зрелищем комплекса утилитарных предметов. Фирма Olivetti организует коммерческие выставки стиля, подготавливая грамотного покупателя.
Тенденция Bel Designo выражается в промышленных и графических проектах. Новую компоновку пишущей машинки для различных областей применения от дома до офиса создает Марчелло Ниццоли для фирмы Olivetti. В отличие от выпуклых кожухов прежних моделей он вводит строгую прямоугольную, рациональную форму. Марко Дзанузо разрабатывает проект нового телефонного аппарата, делая его более компактным за счет размещения наборного диска, микросхемы и динамиков внутри трубки, постамент с трубкой объединяет в одну складную форму. Путем сочетания простых геометрических объемов Марио Беллини создает радиолу Тотем (1970). Два параллелепипеда поворотных динамиков с пропорциями 1:1:2 и половинка основания компактно складываются в куб. Беллини разрабатывает формы для калькуляторов, пишущих машинок, рабочие панели к ним, подчеркивая технологические разъемы и плавные переходы формы. Он разрабатывает «мембранную технологию» - способ трансформации сечений одной конфигурации в другую за счет обтягивания кнопок резиновой пленкой или капроновой сеткой. Так, в рабочей поверхности компьютера Оливетти (1966) квадратные формы кнопок переходят в округлые формы, плоская поверхность стола перетекает в вертикальную панель монитора. Когда в 70-е годы приходит мода на рубленные формы, Беллини, следуя моде, проектирует деку для магнитофона Yamaha.
Интерьер. Применение пластмасс в 70-е годы обусловило создание многофункциональных подвижных блоков для жилища.
Анти-дизайн.В 60-е годы эйфория от научно-технической революции, освоения космоса рождает архитектурные утопии и футуристические проекты в дизайне.Дизайн отличается импровизацией и идеей смешения искусств, дизайна и экономики, тягой к эксперименту.Подобно идее дома как «машины для жилья» (Ле Корбюзье), в Италии возникает концепция радикального изменения домашнего ландшафта. Основную функцию жизнеобеспечения должны взять на себя мобильные и многофункциональные блоки-агрегаты, которые свободно перемещаются по единому пространству интерьера, лишенному внутренних стен и перегородок. Блоки образуют в зависимости от потребностей жизни разнообразные пространственно-временные конфигурации. Создание не только объектов, но моделирование жилой среды отличает творчество Джо Коломбо, который ориентируется на активных и ироничных молодых людей. Он создает универсальный контейнер-шкаф для мужской и женской одежды (1964), предлагает островное размещение мебели в комнате. Мебель превращается в агрегат, разворачивающийся во все стороны. Позднее Этторе Соттсасс заменяет все предметы стандартизированными порталами, соединенными между собой трубами, проводами, образующими техно-мобильную среду. На мебельной выставке в Кельне (1972) Джо Коломбо представляет универсальные жилые блоки: кровать-кабриолет и перегородку с вращающимся двусторонним столом Rotoliving. Одна половина стола обеденная, другая – тумбочка для книг и бар. Тиражируются его сервировочные тумбочки и диваны, складывающиеся один в другой по типу матрешки. Знаковыми работами становится гнутая мебель из слоистой древесины в органическом стиле Карло Моллино.
Под влиянием контркультуры в 70-е годы происходит смена приоритетов, возникает тенденция альтернативная традиционному проектированию. Осознается эмоциональная бедность функционализма. Начинается критика положения дизайнера как «продолжения рук индустрии». Задачи дизайн