Основных элементов китайского сада

· Камни, Вода, Растения, Архитектура, Каллиграфия

Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Одним из лучших образцов таких садов является хорошо сохранившийся парк «Ихэюань» в 12 км от Пекина. Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Сам же летний дворец императора с многочисленными павильонами располагается на горе Ваньшоуань. Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.

В отличие от императорских, частные сады, столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60, причем некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.

8 Характерные особенности садово-паркового искусства Китая:

- активное использование камня;

- обилие водных поверхностей:

- большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм;

- тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;

- создание садов путем совершенствования эстетической доработки красивых уголков живой природы;

- подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – проникающими окнами, беседками, воротами;

- включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.

10Типы садов Японии и их характеристики.

Все сады в Японии призваны вызывать у человека иллюзию пространства и погружать его в идеальный мир, далёкий от нашего бренного и несовершенного мира, но в этой совокупности выделяли несколько типов, каждый из которых имел свой способ достижения иллюзии пространства и своё предназначение.

Исторически сложились следующие типы садов:

дворцовые;

храмовые;

сады чайной церемонии;

сады у жилого дома .

Каждый из этих садов мог быть плоским или сочетать плоскую поверхность с возвышенностью, большим по площади или совсем маленьким. Самыми большими по объему являются парковые сады, пришедшие, как водится, из Китая в VI—VII вв. До нашего времени они практически не сохранились из-за многочисленных войн и стихийных бедствий. В качестве примера такого сада можно привести Парк божественных статуй в Киото: в таких парковых садах проводились состязания музыкантов и слагались стихи, а также придворные катались на лодках и участвовали в банкетах – разумеется, всё это происходило с участием императорской семьи. Как правило парковые сады устраивались на равнине рядом с естественным водоёмом, иногда частью садов становились и прилегающие рисовые поля. После того, как в Японию проник буддизм, вид парковых садов несколько изменился, чему изрядно способствовали приезжавшие мастера из Индии и Китая. Обязательными элементами стали горбатые мостики и каменные насыпи, напоминающие буддийскую триаду: крупный камень, средний и маленький рядом.

11 Особенности японского сада.

Оформление японского сада во многом отражает и национальный характер Японии, и восточные традиции, оно перекликается со своеобразной японской природой. В настоящее время в ландшафтном дизайне принято выделять три вида японских садов: равнинные, холмистые и пересеченные. Основное различие между ними — это рельеф, воссозданный в оформлении конкретного участка земли. Если равнинный японский сад является «плоским», не имеет ни возвышенностей, ни низин, то холмистый сад своим центром имеет небольшой холм, который дополняется прудом или озером, а также причудливо расположенными растениями и рукотворными сооружениями, которые одновременно играют и практическую, и эстетическую роли.Пересеченный японский сад — это вершина искусства ландшафтных дизайнеров. Здесь создается рельеф, максимально приближенный к естественному для Японии — небольшие равнины пересекаются с возвышенностями, их разделяют участки воды, а растения сплетаются в произвольном на первый взгляд порядке. Пересеченный сад можно назвать Японией в миниатюре — настолько точно он воспроизводит естественные японские пейзажи.Важнейшим элементом любого японского сада становятся камни. Расположенные в определенном порядке, они формируют причудливые композиции, которые гармонично вплетаются в общую концепцию оформления данного участка земли. Камни становятся одним из акцентов на максимальной близости японского сада к естественной природе. Их использование в ландшафтном дизайне в случае с японскими садами становится практически обязательным.

Вместе с этим стоит помнить, что сам характер японского сада не допускает идеальных, правильных линий и форм, а значит и камни должны быть уникальными, неповторимыми по форме, а их расположение — ассиметричным. То же касается и дорожек, а также других элементов зонирования пространства. Все они должны как можно полнее передавать атмосферу естественности — плавные и в то же время неожиданные переходы, минимум искусственных материалов позволяют максимально приблизить ландшафтный дизайн к стилистике японского сада

.Не стоит пренебрегать и возможностью использовать воду в оформлении участка земли в данном стиле. Более того, ландшафтный дизайн в этом случае практически во всегда предполагает ее наличие. Важно учитывать, что в стилистике японского сада искусственные фонтаны, а также правильные формы водоемов неприемлемы. Более предпочтительным вариантом станут небольшие резервуары с водой, расположенные так, чтобы подчеркивать естественность сада, но не акцентировать на себе внимание, либо источники воды, лишь создающие фон, становящиеся только частью общей концепции.азумеется, при планировании ландшафтного дизайна в стилистике японского сада выбор растений также является довольно специфичным. Так, в саду могут располагаться яркие цветы, также желательно использование хвойных пород, практически всегда в оформлении японского сада присутствует бамбук. Особенно важным элементом становится сакура (японская вишня) — это дерево становится объектом преклонения для японцев. Поэтому в случае, если есть такая возможность, обязательно стоит использовать сакуру в оформлении ландшафтного дизайна — она станет достойным украшением любого японского сада.

12«Сад камней», «Сухие» сады и его ландшафтно-архитектурная особенность Обычно сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Но главным элементом являются, на первый взгляд, хаотично расположенные на ней группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и композиция камней в группах подчиняются определенным правилам, исходящим из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три, в соответствии с буддийской триадой. На поверхности сада с помощью граблей делаются бороздки, идущие вдоль длинной стороны сада и образующие кольцевые окружности вокруг камней. Традиционно считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни — острова, но посетитель сада может представить на его месте что-то своё. Сад камней продолжает архитектуру дома и зависит от его интерьера. Функционально сады камней предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, подчеркивает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы, как умение видеть прелесть обыденного и изящество простоты.

Также, одной из основных особенностей сада камней является то, что в какой бы точке ни стоял наблюдатель, его взор упадёт на равное число камней.

Сухой ручей – классика японского сада. Несложное в обустройстве и не требующее особого ухода, каменное русло будто вот-вот должно наполниться бурлящим потоком воды. В нем есть удивительная поэзия и даже некий сакральный смысл: начинаясь с узкого «истока», изгибаясь по участку, ручей расширяется, как воронка. По мнению японцев, это помогает привлечь в дом благополучие и гармонию.

Сухой ручей выступает символом воды, а, шире, символизирует собой реку жизни, в которой гладкие и блестящие камни искусно имитируют текущую воду, а белые – пороги и водопады. Для условного изображения поверхности воды также подходит и дробленый в виде крошки камень и просто плоская крупная галька. Дополнительным декоративным элементом может послужить мостик через ручей, который также несложно соорудить самостоятельно.

Искусство обустройства настоящего японского сада настолько сложно, что почти недоступно западному человеку, так же как недоступны нам в полной мере и многие другие японские искусства. Чтобы создать истинно японский сад, надо родиться японцем. Впрочем, это вовсе не означает, что приемы, заимствованные у ландшафтных дизайнеров Японии, нельзя успешно применить при обустройстве обычного среднерусского ландшафта. Сухой ручей – именно такой случай: он прекрасно сочетается с любым стилем ландшафтного дизайна.

13 Типы ландшафтных садиков при жилых домах в Японии.

Японский сад – уникальное по своей красоте и неповторимости произведение ландшафтного искусства, представляющее собой гармоничное сочетание природных и естественных элементов. Все объекты японского сада подчинены единому композиционному замыслу и несут определенную смысловую нагрузку, поэтому японский садик является идеальным местом для умственного и физического отдыха.

Основные визуальные и философские концепции японского сада прошли довольно долгий путь становления, поскольку первые принципы организации пространства были заложены еще буддийскими монахами в 7 веке. Изначально японским садам была свойственна такая черта как декоративность, поскольку использовались они зачастую для проведения торжественных событий, где главным атрибутом считались цветущие деревья.

В дальнейшем визуальные особенности японских садиков и парков несколько видоизменялись: появлялись композиции из камней, цветов и растений. Главное же правило организации японского сада гласило: «В природе все должно быть естественно». Если в саду будут искусственно созданные элементы, то японский сад потеряет свою уникальную атмосферу и символизм.

Окончательно философия создания японских садов сформировалась лишь к 18 веку. Согласно ей, японский сад – это совершенно иной земной мир, целая Вселенная, наполненный гармонией, спокойствием и положительной энергией. Для японских садов более позднего периода характерно наличие искусственно созданных холмов и возвышенностей, ручьев и каскадов, мощеных дорожек и участков песка или гравия, а также композиций из крупных и мелких камней. Основные очертания пейзажа формируются за счет деревьев, кустарников, бамбука, злаковых трав и мха. В зависимости от расположения и назначения японского сада, его территория также может быть дополнена декоративными фонарями и чайными домиками.

14 Характерные принципы садово-паркового строительства Японии.

Существует представление, что, используя набор определенных штампов, например, поместив рядом с дорожкой из каменных плит и гальки каменный фонарик и посадив японский клен, мы получим японский сад. Это заблуждение. Создать настоящий японский сад можно без каких-либо заимствований материалов и технологий. Главное - передать саму его суть, глубинную идею. Чтобы понять, чем в действительности является этот феномен, нужно знать культурный контекст, в котором он возник и развился


16 Отличия китайских садов от японских.

Китайский сад Японский сад
Планировка сада
Центральное место отводится водоёмам, архитектурные сооружения тяготеют к периферии сада. Присутствуют элементы осевой симметрии. Особенно ярко это выражено в Императорских садах, где симметрично возведенные здания вписаны в ландшафт, а у различных входов зеркально расположены деревья или архитектурные элементы. Интересно что императорский сад не предназначался для отдыха, он должен был направлять мысли императора на дела управления государством. Сад состоит из целого комплекса обособленных пространств, двориков и «зелёных комнат». Их границы строго определены галереями, павильонами, внутренними садовыми стенами. И для Китая и для Японии характерна имитация реально существующих ландшафтов. Водоём всегда занимает центральное положение, построек меньше чем в Китайском саду, но они также располагаются у периферии. С 1392 года проявляться независимые от китайского сада национальные черты японского сада: · исчезает осевая симметрия; · копируются не китайские а японские пейзажи; · появляются первые чайные сады; · пейзажные группы формируются с учётом движения посетителя. Посетитель и сад из статичного отношения переходят в динамичное. Прослеживается китайская идея пространственного разделения сада, однако используется более лёгкий и дешёвый материал (бамбук). Японский сад более однороден, несмотря на садовые изгороди и калитки.
Китайский сад Японский сад
Архитектура зданий
Архитектура играет почти ключевую роль. Китайский сад содержит гораздо большее количество архитектурных элементов, нежели Японский сад. Отличительной особенностью является форма крыш зданий – она словно вздёрнута вверх. Основной материал, из которого возводились изящные здания – дерево. По сравнению с каменными постройками деревянные быстрее возводились, были более сейсмоустойчивы и дольше сохраняли тепло. В Японском саду архитектура уходит на второй план, уступая место природным компонентам и символичным образам. Для японских павильонов и зданий характерны раздвижные двери и окна. Примечательна более низкая высота зданий по сравнению с Китайскими. Вообще для Японских архитектурных элементов характерно использование дешевых материалов. Например до эпохи правления Эдо (1603-1867 г.г.) Японские павильоны зачастую имели травяную крышу.
Китайский сад Японский сад
Характерные элементы сада
-«Лунный» мост – мост полукруглой формы, который вместе со своим отражением образует круг. А круг в Китае символизирует небо -Парковые павильоны и беседки с «вздёрнутыми» к верху крышами -Искусственные гроты -Смотровая площадка с перспективой на сад (символично приближает зрителя к облакам, олицетворяющим вечность) -«Зелёная комната» - маленький сад внутри сада, из «окон» которой можно наблюдать виды «большого» сада -Сад чайных церемоний -Сад камней -Сад мхов -Сухой пейзаж-сад, созданный без реального присутствия воды, но гравий и песок символизируют воду, а крупные камни – острова -Таблички с афоризмами императоров и древних философов - устанавливаются над входами в павильоны

17 Влияние Китая на английские сады и парки.

Пейзажные парки или как их еще называют - «английские», появились в Англии 18 веке. Пейзажный стиль знаменует собой новое отношение к природе. Он пришел в Европу с Востока - из Китая и Японии с их преклонением перед красотой естественных пейзажей и убеждением, что равновесие и гармония могут быть достигнуты и при живописном, асимметричном расположении объектов.

В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад - напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Будучи освобожденным от жесткости симметричного плана, каждый участок может быть решен с более полным учетом его естественных ландшафтных качеств. Более свободным становится движение. Можно увидеть каждый объект ландшафта и получить удовольствие от него самого или от его соотношения с другими элементами ландшафта скорее, чем от его соотношения с заранее предписанным рисунком плана.

18 Теоретики и практики ландшафтного зод­чества Англии и их работы.

Теоретики и практики паркового искусства Франции. Творчество Андре Ленотра. Во-ле-Виконт. Версаль. Сад Тюильри в Париже. Шантиль. Сен-Жермен-ан-Ле. Сады Ссо. Марли. Сен-Клу. Большой Трианон. Сад Малого Трианона. Влияние Версаля на Европу.Регулярные сады и парки Англии.Социально-политические условия. Характеристика английских садов Парк Хэмптон-Корт. Сады и парки в Германии и в Австрии. Регулярные сады Германии. Природные условия Германии. Герренхаузен в Ганновере. Нимфенбург. Цвингер в Дрездене. Гроссейдлиц. Большой сад в Дрездене. Ансамбль Сансуси. Регулярные сады и парки Австрии. Шенбрунн. Сад венского Бельведера

16.Парк Стоурхэйд и его ландшафтно-архитектурная характеристика. Парк Стоу, Гайд-парк в Англии, его планировочные и композиционные особенности Одним из восхитительных образцов британского ландшафтного парка XVIII века является Стоурхед. Он был создан Генри Хором (1705-1785 гг.) в 1740-х годах, после того как унаследовал поместье, на территории которого сегодня расположен этот великолепный парк. Хор смог из обычного парка создать настоящее произведение искусства. Он создал пруд, вокруг которого высадил редкие деревья и растения, построил великолепные мостики, гроты и неоклассические храмы. В 1724 году, по проекту Колена Кэмбелла, здесь был построен дом в палладианском стиле.

20Пейзажные парки Франции и их характер­ные черты.Парк Берси находится в квартале Оперы в Париже напротив Национальной библиотеки Франции. С Национальной библиотекой Франции парк соединён изящным мостиком Симоны-де-Бевуар. В начале 20 века парк Берси обновил кварталы Парижа на юго-востоке, где раньше находилась винная деревня. Сначала вы попадаете во двор Saint-Emilion, где расположены магазинчики, баров и рестораны, а уже затем оказываетесь в парке Берси. Парк Берси состоит из трёх садов. Первый сад называется ”романтический”, в нём растут берёзы, вербы и корсиканские сосны. Погуляйте по набережной канала, которая украшена беседками из вьющихся растений, пересеките сад и перед вами возникнут красочные картины с сочным колоритом, особенно в июне, когда цветут пионы. Зайдите в красивое каменное здание 18 века – Дом садоводства, где прходят курсы по садоводству, где учат украшать балконы и террасы. Далее находится лабиринт из тисов, школьный огород, розарий, виноградники. Сад отделён дубами от Большой Прерии, где до самого Дворца спорта Берси простираются лужайки. Тюльпанные деревья посажены в шахматном порядке, это выглядит очень живописно, особенно осенью. Местоположение сада Берси – 12 округ Парижа, ст. метро Cour-Saint-Emilion

Название сквера Вер-Галан в Париже происходит от прозвища короля Генриха IV: "Vert-Galant" на французском языке означает "пылкий любовник". Генрих очень много сделал для украшения столицы Франции Парижа. Из тенистого сквера открывается замечательный вид на Лувр, сады Тюльри и правый берег Сены. Сквер Верт Галант пересекает мост Нёф, переводится как Новый, который на самом деле является самым старым мостом в Париже. В саду вы увидите фрагмент скалы с острова Святой Елены и Уоллес фонтаны. Так называют фонтанчик с питьевой водой в черте города. Придумал их англичанин Уоллес, который проживал в Париже. Подобных фонтанчиков в Париже очень много, например, такой есть на Монмартре.На мысу скверика Вер Галан вы увидите иву, несколько лет назад на месте этой ивы стояли две, но они со временем состарились и мэрия Парижа приняла решение их срубить, чтобы они не завалились на кого-нибудь. В сквере Вер-Галан приятно посидеть на скамеечке в тени деревьев жарким летним днём.

21Парки Монсо, Малый Трианон, Бют-Шомон, Эрменонвиль и др., их характерные черты и особенности. Парк Бют-Шомон в Париже является образцом французского пейзажного парка. Он был открыт в 1867 году на месте карьеров с известняком и занимает площадь 25 га. Основал парк Бют-Шомон Наполеон 3, он поручил мэру Парижа барону Осману облагородить заброшенные карьеры. Разработкой проекта сада Бют-Шамон руководил известный садовник и инженер Жан-Шарль Альфан. Среди небольшого озера находится самая высокая точка парка Бют-Шамон – пятидесятиметровая скала. В озере водятся огромные карпы и плавают утки. На вершине скалы построена беседка в виде храма Сивиллы, который находится недалеко от Рима в городе Тиволи. С озера можно увидеть небольшой каскадный водопад и каменный грот. Вид очень красивый. Если вы доберётесь до вершины скалы, то будете вознаграждены сказочным видом Парижа и Монмартра. Отдохнуть и насладиться тишиной можно на удобных лавочках среди ливанских кедров, деревьев гинго, сибирских вязов и софоры. Летом в саду Бют-Шомон цветут азалии и магнолии. Уток, чаек и куликов, гнездящихся в парке, не пугают ни влюблённые на лавочках, ни бегущие по дорожкам парка Бют-Шомон спортсмены. Парк Бют-Шомон находится в 19 округе Парижа, метро Buttes-Chaumont.

22 Пейзажные парки Германии и их харак­терные черты. Ансамбль Сан-Суси как произведение раз­личных стилевых направлений.Пышность – неотъемлемая черта германской архитектуры. Основные типы объектов садово-паркового искусства Германии: городские дворцово-парковые ансамбли; городские сады; загородные дворцово-парковые комплексы.ПаркГерренхаузен в Ганновере заложен в 1666г. в регулярном стиле. (рисунок с.84 Сок. план).Главная подъездная дорога подходила с востока.В первой, северной, половине парка к западу от главного фасада располагался великолепный партер, а по сторонам боскеты. Партер и боскеты ограничены высокими стенами из граба. Партер и прилегающие к нему боскеты представляли собой симметричную сетку плана взаимно перпендикулярных аллей. С трех сторон парк был окружен каналом. (рисунок с.84 Сок. Перспектива парка). Вторая половина парка была обсажена высокими деревьями. Построена она по принципу радиальных аллей, сходящихся к круглым площадкам, украшенным фонтанами. Один боскет был отведен для лабиринта, другой – для зеленого театра. Зеленый театр в прошлом был признан лучшим в Европе.Он представляет собой настоящую жемчужину садово-паркового искусства. Это достигнуто удачными пропорциями, скульптурами, водным декором и умелым применением зеленого фона. В настоящее время он славится прекрасной акустикой, удобством и вместимостью. За 300 лет своего существования парк целиком сохранился и поныне славится как великолепная регулярная композиция. (рисунки с.84 и 85 Сок.) Ансамбль Сансуси строился с 1744 по 1860гг. в Потсдаме. В его создании участвовала целая плеяда талантливых архитекторов, среди которых, на первом этапе, особенно выделялся Г.В.Кнобельсдорф, который по эскизу короля Фридриха II, приступил к строительству небольшого дворца на вершине «Пустынной горы».На парковом фасаде дворца появилась надпись «Sanssouci» («Без забот»). Это шутливое кредо владельца дало в последующем название всему ансамблю. (рисунок с. 89 Сок. Генплан); Монарх собрал вокруг себя всю духовную элиту Европы, чтобы заложить основы новой эпохи – эпохи «Просвещения».Сансуси становится интеллектуальным центром. Цепь холмов, протянувшаяся в широтном направлении, положила начало формированию знаменитой главной оси ансамбля, достигнувшей 2,5км от входного портала до комплекса «Новый дворец» (рисунок вкл. 17). Все второстепенные аллеи и дороги заложены в соответствии с требованиями холмистого ландшафта.Парковые здания и королевский дворец оказались не на главной оси, а параллельно ей. Вдоль главной оси (по принципу эрмитажа) – последовательно сменялись картины (художественные композиции). Выразительность приема усиливается благодаря плотной обсадке деревьями промежуточных участков главной аллеи, что обеспечивает элемент внезапности при раскрытии каждой следующей картины. В то же время рондели с фонтанами (рисунок вкл. 15 сок.), расположенные на главной аллее напротив каждого из зданий, становятся сигналами появления новой картины. Несмотря на серьезные композиционные нововведения, оформление этой части парка вполне сохранило барочный характер благодаря: - широким пространствам разнообразно прорисованных партеров; - игре геометрических форм стриженных деревьев и кустарников; - тенистым боскетам; - размещенным в аллеях многочисленным мраморным статуям, французской и немецкой работы,Для питания водою фонтанов на холме был устроен резервуар в виде руины (характерные для романтических садов) (рисунок вкл.16 сок.). Фридрих Великий любил вино и потому на холме, предназначенному под сад, был размещен виноградник. Для этого было устроено несколько выгнутых вперед террас.

27. Беттерси-парк, Гайд-парк, Риджент-парк, Вашингтон-парк,Для парков и скверов характерно наличие обширных полян с группами вековых деревьев, водоемов, дорожек живописных очертаний, создающих впечатление естественной природной среды. Причем так оформляются не только такие парки, как Риджентс-парк (189 га) или Беттерси-парк (77 га), но и совсем небольшие скверы, расположенные на оживленных улицах. Особенно хороши классические английские газоны.

Город имеет целый пояс крупных массивов на окраине, например Ричмонд-парк (943 га). Зеленый защитный пояс Лондона, а точнее строгое соблюдение его границ позволяет оградить от хаотичного использования земель, водоемов, живописного окружающего ландшафта. Застройка ведется только за внешней границей пояса, который не дает расползаться городу.Було́нскийле́с занимающий площадь 846 га[1], находится в 16-м округе на западе Парижа. Так называемое «лёгкое» французской столицы (второе «лёгкое» — Венсенский лес на востоке города). В 2,5 раза большеЦентрального парка в Нью-Йорке, в 3,3 раза больше Гайд-парка в Лондоне. Находится на территории старинного леса Руврэ; посредине леса обустроен парк Багатель.В северной части Булонского леса находятся акклиматизационный сад и детский парк аттракционов со зверинцем, в юго-восточной — сад с отёйскими теплицами и сад Прэ-Кателан. 30 км всех дорог и дорожек.14 км пешеходных троп.14 км велосипедных дорожек.28 км дорожка для верховой езды.2,5 км для занятий бегом.10 ресторанов, 8 буфетов.56 % всех деревьев — это дубы, 11 % — акации, 10 % — сосны.

Типы древнерусских объектов садово-пар­кового искусства.

Древнейшие истоки будущих русских садов и парков лежат в обожествлении природных явлений, ритуаль­ном восприятии некоторых ландшафтных урочищ, введении системы строгих запретов на их хозяй­ственное использование.

Древнерусские объекты садово-паркового ис­кусства можно подразделить на следующие типы:

 сакральные сооружения на вершинах;

 священные рощи;

 пантеоны – ритуальные урочища;

 увеселительные рощи и гульбища;

 городские усадьбы;

 монастыри.

Так, расположение сакраль­ных святилищ Саяно-Алтая указывает на их связь с культом снежных вершин – местами проживания божеств высшего ранга. Они расположе­ны под открытым небом на невысоких вершинах, часто при водных источниках, а наскальные ри­сунки петроглифы  были обращены в сторо­ну более высоких снежных вершин. Столбообраз­ные груды камней на вершинах гор, перевалах, особо опасных местах, чем-то выдающиеся оди­ночные деревья также становятся иногда первы­ми объектами поклонения обитателей божеств – хозяев природы.

Древниелабиринты из камней, где вокруг большого валуна или валунов, выложены башенки из камней, а также каменные кольца поминаль­ных очажков. Например, лабиринт на ост­ровке Анзер (Соловецкий архипелаг).

В Киевской Руси объектами поклонения и ри­туальных игр нередко становились священные рощи, даже отдельные деревья. Дубы, культ ко­торых уходит своими корнями в глубокую древ­ность, посвящались Перуну (богу грома и молний). Они всегда особенно выделялись и украшались (например, кабаньими челюстями, клыками). Другим почитаемым деревом в период становле­ния Киевской Руси (9–13 вв.) была береза  символ добра и плодородия. Подле берез, в осо­бенности, если они росли у источника, соверша­лись ритуальные действия.

Пантеоны под открытымнебом аналогич­но были прообразами садов и парков.

В древнерусских городах долгое время со­хранялись луга, пустоши и рощи, открытые берега рек и озер, крутые и потому ничем не занятые склоны возвышенностей и оврагов. Это были первые, практически общедоступные парки.

В 1637 г. рощи и сады присутствовали во всех районах города Киева.

1. Священные рощи, сакральные сооружения, пантеоны Древней Руси и их характеристики. Сакральные сооружения на вершинах. Археологи и этнографы следы первых таких сооружений относят к III – I векам до нашей эры, которые ими обнаружили на обширных территориях России. Устраивались они на невысоких вершинах. Вокруг большого валуна выкладывались лабиринты из камней или на скалах высекались надписи, направленные в сторону высоких снежных вершин, по мнению людей, – мест поселения не зримых божеств высшего ранга. Здесь осуществлялись религиозные обряды.

Священные рощи - объекты поклонения и ритуальных игр в Киевской Руси. Иногда обожествлялись отдельные деревья (дуба, березы) или крупные валуны. Они украшались и возле них совершались ритуальные обряды. Дуб посвящался богу грома и молний, береза являлась символом добра и плодородия.Священные растения подбирались на берегах рек и озер. Здесь проходили языческие праздники: обрядовые купания и моления в воде…, девушки одетые в яркие наряды, водили хороводы, плели венки и бросали их в воду, разжигались костры, в которых сжигали жертвенные куклы и др. Пантеоны (ритуальные урочища) - прообразы садов и парков, размещавшиеся на возвышенностях и их склонах. Они использовались язычниками для проведения религиозных обрядов вплоть до появления христианства. Христианством эти места использовались для сооружения здесь церквей и монастырей. В древнерусских городах долгое время сохранялись луга, пустоши и рощи, открытые берега рек и озер, крутые и ничем незанятые склоны возвышенностей и оврагов, являвшихся практически общедоступными парками для всего населения. Они именовались, как увеселительные рощи и гульбища. Такие рощи в XVII веке присутствовали в достаточном количестве в городах Киевской Руси.

.Кормчая книга» и «Закон градский» и их значение для градостроительства и озеленения селений.ЗАКОН ГРАДСКИЙ (ПРОХИРОН) До сих пор исследователи не располагают отечественными источниками, где в письменной форме были бы зафиксированы нормы и правила, по которым строились города на Руси до середины XVII в. Вместе с тем, в архивах сохранились старопечатные книги с описанием ритуала закладки городов; переводной кодекс права (Закон градский), содержащий византийские градостроительные нормы. Он был включен в Кормчие книги Сербской редакции и распространялся в XШ-XVП вв. в Российском государстве в составе как различных редакций Кормчих книг (сборников церковного и светского права), так и сборников Мерило праведное (которые были пособием в княжеском суде).

Наши рекомендации