Тема 2. Культура домонгольской Руси
Культура Киевского государства.Источники, направленность и специфические черты русской средневековой культуры. Ее общая интонация и уровень развития в домонгольский период.
Литература XI – первой трети XII в.: характерные особенности. Роль языка. Монументальный историзм как господствующий стиль эпохи. Жанры. «Слово о Законе и Благодати» как первый политический трактат. Агиография. «Сказание об убиении Бориса и Глеба». Становление летописания.
Зарождение каменного зодчества. Типология, устройство и символика православных храмов. Десятинная церковь в Киеве и традиции византийской архитектуры Македонского периода. Строительство эпохи Ярослава Мудрого. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Софийский собор в Киеве, особенности его композиции. Крепостные сооружения города: Золотые ворота. Софийский собор Новгорода: своеобразие плана, пропорций, значение для последующего развития новгородского зодчества.
Роль христианства в становлении и развитии русской живописи. Ее национальное своеобразие и стили. Особенности иконописного изображения. Древнейшие иконы Софийского собора в Новгороде – «Спас Златая риза», «Св. Георгий». Идейная насыщенность иконографических программ ранних русских икон. Монументальная живопись: фрески и мозаика Десятинной церкви, Софийского собора в Киеве, церкви архангела Михаила Златоверхого монастыря. Искусство книжной миниатюры: Остромирово Евангелие.
Культура эпохи феодальной раздробленности.Оформление новых культурных центров, опора на византийско-киевское наследие.
Развитие литературы. Тоска об утраченном политическом единстве как основной мотив большинства произведений. «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника».
Складывание местных архитектурных школ. Изменение черт храмового зодчества в новых политических реалиях. Южные и юго-западные русские земли (Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове, церковь целителя Пантелеймона в Галиче). Техника белокаменного строительства и ее происхождение. Оформление новой «башнеобразной» композиции как явления чисто национального характера (церкви Чуда архангела Михаила в Смоленске, Параскевы Пятницы в Чернигове). Архитектура Новгорода и Пскова. Киевские и местные традиции, своеобразие архитектурного решения. Никольская церковь на Ярославовом Дворище, Георгиевский собор Юрьева монастыря. Строительство епископа Нифонта: Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Архитектура Ростово(Владимиро)-Суздальской земли, ее княжеский характер и особый поэтический настрой. Сочетание византийско-киевской типологии с романскими мотивами в постройках времени Юрия Долгорукого (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском), Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо (церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире). Актуальность темы покровительства Богородицы. Особенности скульптурного декора фасадов зданий: триумфальные сюжеты из античной мифологии, прославление княжеской власти.
Формирование региональных художественных школ. Монументальная живопись Новгородской земли. Ее связь со столичными и провинциальными течениями комниновского искусства при наличии повышенной суровости, напряженности и аскетизме образов, героической интонации. Фресковые росписи Софийского собора, Никольской церкви на Ярославовом Дворище, Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, церкви Спаса Преображения на Нередице. Монументальная живопись Ростово(Владимиро)-Суздальской земли, ее тяготение к столичному (константинопольскому) искусству, преобладание поэтического стиля. Исключительное значение владимиро-суздальского наследия для становления русской национальной культуры. Фресковые фрагменты Дмитриевского собора во Владимире, собора Рождества Богородицы в Суздале.
Иконопись русских земель. Ориентация на классические образцы: «Устюжское Благовещение», «Св. Георгий» из Георгиевского собора Юрьева монастыря, «Богоматерь Боголюбская», «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые власы», «Ярославская Оранта», «Св. Дмитрий Солунский». Книжная миниатюра: «Мстиславово Евангелие».
Декоративно-прикладное искусство конца X – первой трети XIII вв. Содержание понятия. Литургические сосуды. Малый и Большой сионы Софии Новгородской: их функции и символика образа Гроба Господня. Софийские кратиры. «Потир Юрия Долгорукого». Типология и традиция, одухотворенность образов гравированных изображений. Древнейшие оклады русских икон, их символическое и эстетическое значение. Храмовые врата. Памятники русского шитья. Произведения светского назначения: княжеские диадемы, ожерелья, подвески. Славянские и византийские традиции.
Система образования и воспитание в конце X – первой трети XIII вв. Высокий уровень грамотности при общей приверженности ветхозаветному воспитательному идеалу.
Развитие фольклора: оформление его важнейших жанров, в первую очередь, былинного эпоса. Музыка, использование заимствованной из Византии системы знаменной нотации. Быт и нравы.