Некоторые аспекты градостроительства Гомеля во второй половине 19 – первой четверти 20 вв.

Городские районы, улицы, отдельные дома и постройки являются частью городского организма, носителями исторической памяти, они несут в себе информацию, являющуюся частью единого полотна истории.

2-я половина 19 - нач. 20 вв. – это период бурного роста города. За короткое время его население и территория увеличиваются в несколько раз и Гомель из местечка превращается в крупный промышленный центр. В связи с этим вызывают большой интерес вопросы исторической топографии и формирования территории Гомеля в этот период, которые на сегодня изучены недостаточно.

В Государственном архиве Гомельской области имеются «Списки домо-владельцев г. Гомеля за 1925 г.». Они интересны тем, что содержат данные о датах постройки домов, в том числе и тех, которые существовали в 1925 г. и ныне не сохранились. Эти документы вместе со старыми планами города , другими данными архивов, публикациями краеведов конца 19-20 вв., позволяют воссоздать процесс возникновения и застройки отдельных улиц и районов города. Известно, что деревянные дома (а в 19 -начале 20 вв. подавляющая часть жилой застройки была деревянной), могут быть пригодными для жилья более 100 лет. И сейчас в Гомеле по материалам городского БРТИ существует немало деревянных домов, которым не то что более 100, но и 120, и 130 лет. Учитывая, что часть более старой застройки к 1925 г. не сохранилась и зная территорию, которую занимал Гомель в 1-й половине 19 в., мы можем восстановить процесс территориального роста города начиная с 1-й половины-середины 19 в., и особенно в конце 19 - первой четверти 20 вв., т.к. чем позднее возникал тот или иной район или улица, тем точнее зафиксированы в «Списках домовладельцев…» данные об их первоначальной застройке.

Источниками по данной теме, кроме архивов, являются дореволюцион-ные публикации Л.А. Виноградова, В.П. Семенова, Ф.А. Жудро, И.А. Сербова, Д.И. Довгялло, адресно-справочные книги «Весь Гомель» за 1908 и 1913 гг., справочный сборник «Гомель и его уезд» за 1915 г., другие печатные и периодические издания того времени.

Из современных исследователей эти вопросы обстоятельно исследовал А.Ф. Рогалев в своей книге «От Гомеюка до Гомеля». Им проделана большая работа, но он почти не использовал архивные данные. Цель данной работы – рассмотреть некоторые аспекты градостроительства Гомеля, опираясь на выявленные архивные данные.
К середине 19 в. Гомель представлял собой местечко с населением в не-сколько тысяч человек . Уездный центр в то время находился в городе Новая Белица (Ново-Белицу мы не включаем в данное исследование из-за отсутствия данных о ней в «Списках домовладельцев»). Как известно Гомель, перепланированный при Н.П. Румянцеве в начале 19 в., был построен с расчётом на рост в перспективе. Основные направления предполагаемого дальнейшего роста города были зафиксированы отдельными каменными постройками (больница, ланкастерская школа и др.), которые в то время оказались вынесенными далеко за пределы городской черты. До середины 19 в. город осваивал земли, включенные в новую городскую черту еще в 1-й четверти 19 в. Необходимо также отметить, что местечко не имело четких границ, сразу за сплошной городской застройкой находились пашни, сенокосы, выгоны для скота, на территории которых находились единичные жилые и хозяйственные постройки жителей, занимавшихся сельским хозяйством. Местечко не было ограничено естественными преградами, его кварталы как бы растворялись в окрестностях. [2]

Территория местечка к тому времени включала на севере район позднейших улиц Кавказской (сейчас - Госпитальная), начала ул. Гоночной (Портовая) до ее поворота и район фабрики «Труд». Здание административного корпуса фабрики было построено еще в 1818 г. по инициативе тогдашнего владельца местечка графа Н.П. Румянцева как здание ланкастерской школы. Начиная с 1840-гг. в нем находились казармы одной из расквартированных в Гомеле воинских частей . Что касается улиц Кавказской и Гоночной, то первые дома появились там, как свидетельствуют архивные данные, еще в 1820-е гг. Раньше об этом факте известно не было, а на планах Гомеля 1830-40-х гг. на этой местности ничего не обозначено. Район улиц Кавказской, Гоночной, Подгорной, Ремесленной (современное название – Книжная), Тюремной (позднее Пульховская, Тельмана)8 и ближайших к ним переулков в документах 19-начала 20 вв. известен под названием «Кавказ» из-за своеобразного неровного рельефа местности. Как видим, освоение «Кавказа» началось еще в 1-й трети 19 в.

От военных казарм граница местечка проходила на юг и охватывала усадьбу городской больницы, построенной в 1819 г. (здание не сохранилось) и находившейся на углу Пробойной (позднее Румянцевская, Советская) и Александровской (Комсомольская) улиц напротив современного цирка. Далее граница местечка проходила примерно по линии современных улиц Комсомольской (Алексадровская) и Карповича (ранее – Новиковская) в направлении к современному Центральному рынку (бывшая Конная площадь), поворачивала на улицу Гагарина (Ветреная) и шла по направлению к улицам Интернациональной (Кузнечная) и Пролетарской (Фельдмаршальская). В районе современных улиц Пролетарской, Комиссарова, Плеханова и Фрунзе находилась Спасова Слобода – городское предместье, заселенное в основном старообрядцами, начавшими селиться здесь еще в конце 17 в. Такими были примерные границы местечка в середине 19 в. Основная масса населения проживала на ул. Румянцевская, Замковая (проспект Ленина), Могилевская (Кирова), Троицкая (Крестьянская), Фельдмаршальская и других более мелких улицах и переулках центральной части местечка. Окраины были заселены слабо.

На планах местечка 1830-х гг. уже отмечены современные улицы Ирининская (Канатная, позже – Первомайская), Пушкина (Липовая), Садовая, Волотовская, начало улиц Жарковского (бывшая Аптечная) и Парижской Коммуны (Бульварная). Формирование и застройка Бульварной и Аптечной улиц начались, на нашему мнению, в 1820-40-е гг. Несколько на отшибе, на самой северной границе местечка «на столбовой дороге» в губернский город Могилев (ул. Румянцевская) находились военные казармы и больница . (Рис. 5)

Рис. 5. Гомель 1838 г.
Некоторые аспекты градостроительства Гомеля во второй половине 19 – первой четверти 20 вв. - student2.ru

Внимательное изучение архивных документов и планов Гомеля 1830- 50-х гг. показывает, что в 1-й пол.-сер. 19 в. часть Гомеля, которая находилась к востоку от ул.Румянцевской была заселена и освоена в гораздо большей степени чем остальная часть, находящаяся к западу от этой улицы. После пересечения Румянцевской с ул. Троицкой слева от первой на планах обозначены считанные строения и кварталы, в то время как правосторонняя часть местечка простиралась вплоть до военных казарм (здание фабрики «Труд») и района ул. Портовой. На наш взгляд это было связано с общей логикой территориального развития Гомеля до строительства железных дорог. До 1870-х гг. Гомель развивался в основном в северном направлении вдоль ул.Румянцевской, переходившей в дорогу на Могилев, и вдоль реки Сож, также являвшейся важнейшей транспортной артерией. Районы прилегающие к р.Сож были более удобны для заселения, а земли, видимо, более плодородны. В то время как левосторонняя часть местечка характеризовалась близостью так называемого Горелого болота, мешавшего городской застройке. Улица Румянцевская (дорога на Могилев) и река Сож были теми важнейшими стержнями, вдоль которых и в зависимости от которых происходило формирование города вплоть до строительства железных дорог. [6]

В 1850 г. через Гомель было проведено Петербургско-Киевское шоссе, а затем и первая в России телеграфная линия Петербург-Севастополь. Шоссе прошло вдоль ул. Пробойной (Румянцевской), что усилило ее роль в формировании территории города. В 1852 г. уездный центр был из Новой Белицы переведен в Гомель, который тогда же получил статус города. А в 1854 г. заштатный город Новая Белица был присоединен к Гомелю в качестве предместья.

В 1850-60-е гг. продолжается формирование и застройка Аптечной и Бульварной улиц. На плане г. Гомеля 1856 г. обозначен только отрезок ул. Аптечной от Румянцевской до Могилевской, ул. Бульварная показана полностью, но застроена она была только по правую сторону (если идти от улицы Липовой). Тогда же начинают формироваться Александровская, Новиковская и Кладбищенская (в межвоенный период – Каляева, начиналась напротив старого православного кладбища и шла почти параллельно Новиковской и Конной площади, не сохранилась). В частности, один из первых домов по ул. Александровской был построен в 1855 г., на ул. Кладбищенской – в 1865 г. Значительная часть домов по Александровской, Новиковской и Кладбищенской улицам построена в 1870-80-е гг., что свидетельствует об их окончательном формировании и застройке в это время.

Около 1860 г. начинается новый этап заселения «Кавказа». Появляются дома в районе улиц Подгорной, оврага Дедно (район речного порта), Ремесленной. Застраиваются эти улицы и районы в 1860-70-е гг. В это же время продолжается застройка Кавказской, Гоночной и района современной площади Восстания. В 1860-80-е гг. прокладывается и застраивается одноэтажными деревянными домами ул. Тюремная. В юго-западной части города в 1850-60-е гг. застраивается участок ул. Кузнечной (Интернациональной) – примерно между ул. Ветренной (Гагарина) и Свечной (Фрунзе). Дальнейшее развитие ул. Кузнечной связано с постройкой в 1857 г. нового моста через р. Сож, который прошел на современном месте, и через улицы Фельдмаршальскую, Кузнечную и Свечную связал Гомель с Ново- Белицей. Ранее сообшение с Ново- Белицей происходило по линии ул. Пробойная - овраг Киевский спуск- мост- Якубовка- Ново- Белица. Таким образом, в результате постройки нового моста ул. Фельдмаршальская и Кузнечная превратились в транспортные магистрали на пути Петербург- Киев., что также усилило их градообразующую роль.

В 1873 г. через Гомель была проложена Либаво-Роменская, а в 1886 г.- Полесская железные дороги. Железные дороги становятся третьим фактором (после р. Сож и шоссейной дороги), который решающим образом сказывается на характере территориального развития Гомеля. Город превращается в крупный узел железнодорожных, шоссейных и речных путей сообщения. Все эти факторы, а также общие тенденции капиталистического развития вызвали быстрый рост населения и территории города. Интенсивное развитие города начинается с 1875г. Как писал дореволюционный исследователь истории Гомеля Л.Виноградов, «сооружение железных дорог привлекло в город многих предпринимателей, вызвало учреждение банков, контор и заводов, а вместе с тем изменило крестьянско-обывательский характер старого Гомеля на торговый и маклерский». О темпах развития города можно судить по росту его населения. Город постепенно включал в свою черту бывшие городские предместья. В 1854 г. в Гомеле вместе с Белицей насчитывалось 10105 чел., в 1859 г. – 1233714, в 1860-е гг. – численность населения Гомеля вместе с Белицей колебалась в пределах 12-13 тыс. чел., в 1880г. – 23646, в 1897 г. – 36846, в 1907 г. – 77020, в 1913 г. – 104,5 тыс.

Как мы уже отмечали, росту города в северо-западном направлении длительное время мешало Горелое болото – натуральное болото с густыми зарослями болотных растений и кустарника, которое находилось между современными улицами Рогачевской, Ветковской, Красноармейской и простиралось далее на запад в сторону железной дороги и Залинейного района. В 1850-е - нач.1870-х гг. уже существовали отдельные дома на территории позднейших ул. Генеральской (современная Красноармейская) и Вокзальной улиц (участок последней сохранился между ул. Карповича и Красноармейской в районе библиотеки им. Ленина), на ул. Замковая (проспект Ленина) и Техническая (Катунина) в районе их пересечения с ул. Новиковской (Карповича) и Генеральской. Массовая застройка района, прилегающего к железнодорожному вокзалу, началась в 1875 г. после строительства Либаво-Роменской ж.д., железнодорожной станции и мастерских. Линия железной дороги прошла в стороне от основных городских кварталов и пустующие земли начали интенсивно осваиваться. Именно в 1875 г. началась застройка ул. Почтовой (Победы), Рогачевской, участка Замковой, прилегающего к вокзалу. Таким образом, в 1870-80-е гг. были застроены ул. Генеральская, Вокзальная, Почтовая, Минская (проходила параллельно Генеральской ближе к вокзалу, ныне не существует) и участки Замковой и Технической, прилегающие к вокзалу. В это же время отдельные деревянные дома появляются на месте ул. Полесской (в ее начальной части до линии ж.д.) и Николаевской (1-я Красная, Докутович). Как отмечал тот же Л.Виноградов, «где в 70-х гг. ездили весной на лодках (имеется в виду район Горелого болота - авт.), пахали землю и молотили в овинах, там сейчас (в 1899 г.- авт.) бойкие центральные улицы…».

Горелое болото постепенно осушалось и засыпалось. В 1873 г. прокладкой линии железной дороги болотный массив разрезали на две части. Его восточная часть оказалась между ул. Рогачевской, Ветковской и современной трассой ул. Победы, западная – между ул. Воровского, Киевской, Б.Хмельницкого, Химакова и Свободы. В 1880-90-е гг. в районе Горелого болота прокладываются и застраиваются улицы Ветковская, Безыменная (ныне Сазонова), Поворотная (позднее Гусевская, ныне ул. Черняховского), Болотная и Болотный тупик (остатки последних четырех улиц сохранились и сейчас в жилом массиве между ул. Победы, Ветковской, Рогачевской и Курчатова). Хотя отдельные дома на этих улицах существовали уже в 1870-е гг., о чем косвенно упоминал и Л. Виноградов, а возможно, еще раньше. Район Горелого болота застраивался небольшими деревянными домиками и отличался непролазной грязью. На плане города 1931 г. Горелое болото как водоем уже не обозначено. Масштабное осушение болота проводилось в 1925 г., окончательно оно было засыпано в начале 1960-х гг.

В 1870-80-е гг. застраивается и обживается район между ул. Кузнеч-ной, Ветреной и линией ж.д. (см. карту). В конце 19- нач. 20 вв. этот район известен под названием «Америка».[3]

Достигнув линии ж.д., город в конце 19-нач. 20 вв. продолжает расти в западном направлении, где возникает Залинейный район, и в северном направлении. На территории Залинейного района отдельные дома появляются еще до постройки линии ж.д. В частности есть данные, что один из домов по ул. Гомельской (на ее первоначальном участке между современными улицами Циолковского и Щедрина) был построен в 1866 г., другой – в 1870 г. Очевидно, что Залинейный район возник не на абсолютно пустом месте. Здесь уже существовали отдельные жилые и хозяйственные постройки, а возможно и небольшие поселения. В основном они принадлежали людям, занимавшимся сельским хозяйством, в том числе горожанам. Вскоре после 1873 г. были построены Либаво-Роменские мастерские и другие промышленные и хозяйственные постройки. Интенсивная жилая застройка района за линией ж.д. начинается не позднее 1880 г. Именно этим годом датирована постройка наиболее ранних домов по ул. Андреевской (Украинская), Герасимовской (Н.Островского) и Радькинской (Чичерина, Чкалова) в «Списках домовла-дельцев…» и архиве Гомельского БРТИ 26. В 1881 г. началась застройка ул. Семеновской (Заслонова), в 1882 г. – ул. Скобелевской (Ауэрбаха), в 1884 г. – ул. Алексеевской (Бочкина), в 1885 г. – ул. Ярославской, Федосеевской (Циолковского), Гомельской (не считая отдельных домов, появившихся ранее), в 1886 – Графской (Кропоткина). Залинейный район заселялся в основном железнодорожными рабочими и служащими. Бурный рост этого района продолжался в конце 19-1-й четв. 20 вв. и позднее. В 1901 г. был построен первый жилой деревянный дом на улице, названной позднее Батарейной (Б.Хмельницкого) – на углу с Орловской (Воровского). В первое десятилетие 20 в. на ул. Батарейной существовало всего несколько жилых построек. А.Ф. Рогалев, ссылаясь на воспоминания одного из гомельских старожилов, пишет, что «Одесская улица (современная ул. Рокоссовского- авт.) застраивалась совсем не по порядку, дом за домом. Первые дома ставились на тех местах, которые выкупались у так называемых «гомельских крестьян» (жители города, владевшие определенными участками земли – огородами на окраинах Гомеля)…». Такая же несистемность была характерна и для застройки большинства других улиц Залинейного района. Это подтверждается «Списками домовладельцев…» и данными архива БРТИ. Не всегда дом, располо-женный в начале улицы, строился раньше домов, находившихся далее по этой улице в процессе ее формирования, но общая тенденция сохраняется: чем ближе к линии ж.д. – тем больше встречается домов 1880-1890-х гг. постройки, чем ближе к ул. Б.Хмельницкого и за ней – тем больше домов 1900-1910-1920-х гг. постройки.

Некоторые аспекты градостроительства Гомеля во второй половине 19 – первой четверти 20 вв. - student2.ru

 
 
Рис. 6. План Гомеля 1910 г.

Поселение за линией ж.д. официально вошло в городскую черту 23 декабря 1907 г. В 1911 г. в нем насчитывалось 47 улиц и 907 домовладений, из которых 6 каменных, 870 деревянных и 31 смешанное. На планах Гомеля 1910 и 1913 гг. видно, что Залинейный район уже перешагнул линию ул. Батарейной, а на юге достиг деревни Любны. Интенсивное заселение и застройка Залинейного района происходили и в годы 1-й Мировой и Гражданской войн (1914-1920 гг.), чему способствовал значительный приток беженцев. Об этом факте упоминает А.Ф.Рогалев и это подтверждают данные «Списков домовладельцев…». Многие дома на ул. Петропавловской (Петровского),Герасимовской, Алексеевской, Федосеевской и других построены как раз в эти годы.(Рис. 6).

Oтдельного упоминания заслуживает район Монастырька. Первые жилища появились здесь еще в 1750-е гг. и принадлежали переселенцам-староверам. В дальнейшем, вплоть до начала 20 в., Монастырек жил своей обособленной, замкнутой жизнью старообрядческой окраины. До постройки линии ж.д. существовало прямое сообщение с Монастырьком по ул. Кузнечной (Интернациональная). Начальный участок современной ул. Л.Толстого был продолжением и частью Кузнечной (переименован в улицу Л.Толстого в 1920-е гг.). После прокладки линии ж.д. Монастырек стал еще в большей степени обособленным от основной части города. Улицы, прилегающие к Монастырьку – Песковатая (Белорусская), Ильинская (Слепнева), Радькинская, Быховская и др. – формировались одновременно с остальной частью Залинейного района.

В конце 19-нач. 20 вв. город быстро расширялся и в северном направлении. Город растет настолько быстро, что основанные во 2-й половине 19 в. далеко за пределами города православное и еврейское кладбища скоро оказываются в его черте. В 1880-90-е и 1900-е гг. появляются дома на месте позднейших улиц Пионеров (Хатаевича), 3-й Революционной (Университетская), Азия (позднее Карелия, Крылова). Окончательно эти улицы были проложены и застроены в 1919-1926 гг. В конце 19-нач. 20 вв. застраиваются ул. Луговая (Песина), ул. Сада Ловьянова (Володарского, Чехова), Новополесская, Ново-Николаевская (2-я Красная, Красная), Сортировочная (Телегина), Луговой переулок (переулок Песина), участки Румянцевской и Могилевской после их пересечения с ул. Рогачевской, продолжается застройка Полесской и Николаевской. В это же время на северной периферии города возникает несколько промышленных предприятий – маслобойный завод Шевелева, чугунолитейные заводы Дубинского и Агроскина, пивоваренный завод Леккерта. В конце 19-нач. 20 вв. город на севере достигает нового (по тем временам) православного кладбища (находилось на месте нынешнего студенческого сквера около ГГУ им. Ф.Скорины) и района улицы Прудковской (позднее – Старопрудковская, Головацкого), которая и начинает формироваться в это время.

В 1894 г. начинается застройка Прудковского переулка (позднее – Новопрудковская, Ландышева), а в 1896 г. – Прудковской улицы – застроены они были в нач. 20 в. [10]

Наши рекомендации