Экономические показатели развития туризма. Туристский экспорт и импорт.

Вернемся к вопросу экспортно-импортных операций: Вспомним, что экспорт – это вывоз товаров, а импорт их ввоз. Но при туристском экспорте в обычной экономике (не в сегменте туризма), направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направлены противоположно. Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то было экспортировано: туристский опыт или товары, или впечатления. Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении.

Туризм можно легко импортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так туристы из Японии, путешествуя по России, получают свои доходы преимущественно на родине. И расходуя свои деньги в России, они вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют для России туристский экспорт. Так как туристы вывозят из страны туристские впечатления. Итак, туристский экспорт – это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт – это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.

Становление туризма как отрасли характеризуется системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону. Система показателей развития туризма для региона (страны) включает:

- объем туристского потока;

- среднюю величину туристских расходов в сутки;

- показатели финансово-экономической деятельности турфирмы;

- показатели развития международного туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов, число туродней, средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Туродни (Д) – это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме. Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране или регионе.

Д= Ч × tср, где Ч – число туристов; tср – среднее число, проведенных в регионе одним туристом.

Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Тем не менее, местным властям, специалистам и общественности расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными.

Величина суммарных туристских расходовР∑в данном регионе определяется следующим образом: Р∑═ Д×Рср ,где Рср –средние расходы туриста за сутки. Однако туристский поток – явление неравномерное. Поэтому были введены коэффициенты неравномерности туристского потока (Кн), которые рассчитываются тремя способами:

Кн ═ Dmax ×100%

Dmin

(во 2-м варианте Dmin меняется на Dгод,в 3-м на Dсм). Где Dmax, Dmin –число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока; Dгод,Dсм –годовое и среднемесячное число туродней. Dсмэто– среднемесячное количество туродней.

Dcм = Dгод /12

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов, число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т.п.), отведенных для туристов. Мощность коечного фонда определяется по формуле: Мк ═ Кr ×365+ Кс ×tc, где

Мк – мощность коечного фонда в единицах;

Кr –число койко-мест круглогодичного использования;

Кс– число койко-мест сезонного использования;

tс – число дней сезонного использования.

Так, база размещения туристов в Санкт-Петербурге, к примеру, насчитывает 142 объекта (включая курорты) общей вместимости 38,2 тыс. мест; число койко-мест круглогодичного использования составляет 15,1 тыс., число койко-мест сезонного использования – 36,9 тыс., а число дней «высокого сезона» - 60 дней. Следовательно, мощность коечного фонда Санкт-Петербурга равна 7,7255 млн. (т.е. более 7 млн. туристов Петербург может принять).

Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма; показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.). Также это: показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств). Очень важна себестоимость услуг туризма. Также прибыль, рентабельность; финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма: число туристов посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы), число туродней по иностранным туристам; суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок. Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль.

Наши рекомендации