Особенности церковного строительства Франции XI-XIIвв.

XI-XII вв. - время господства романского стиля. При всей сложности светского строительства, как фортификационного, так и жилищно-бытового и производственного, в недрах которого, вероятно, и возникли некогда исходные архитектурные формы и конструкции, общий прогресс архитектуры во Франции XI—XII вв., как и повсюду в то время, в основном осуществлялся через храмостроение.

В связи с социально-политической обстановкой того времени во Франции, где наибольшим влиянием стали пользоваться не епископы, а монастыри, преобладающим типом здания в церковной архитекутре стала монастырская церковь. Прогрессивное развитие монастырской церкви как архитектурного типа было обусловлено ее важными общественными функциями. Ее пространственная структура оказалась подчиненной не столько особенностям монастырской литургии и замкнутому в себе строю монастырской жизни, сколько обслуживанию больших масс паломников и обеспечению необходимого идеологического воздействия на психику верующих как средствами объемно-пространственной композиции сооружения, так и тематикой его живописного и скульптурного убранства.

Централизованные в бенедиктинском ордене и целеустремленные поиски соответствующих объемно-пространственных построений в условиях применения сплошь каменных конструкций привели уже в 1080—1090-х годах к типологически законченному типу монастырской церкви, воплотившему все основные особенности прогрессивного направления романской архитектуры.

Дальнейшее развитие французской романики пошло уже под знаком более или менее отчетливо выраженного совершенствования созданных таким образом форм конструкций, в зависимости от тех местных школ, на которые в частностях композиции, конструкций и декора разделилась романская архитектура Франции к исходу XI в.

Основная линия развития не исключала и местных особенностей, обогативших романскую архитектуру Франции как многообразием схем объемно-пространственной композиции, так и широтой диапазона конструктивных средств и приемов убранства. Во многих районах страны и прежде всего к югу от Луары, где традиции каменной архитектуры были древнее, местные особенности к первой половине XII и сложились в более или менее ясно выраженные школы. Сущность развития романской архитектуры Франции заключалась в преодолении возникавших центробежных тенденций через обобщение наиболее прогрессивных местных приемов, главным образом в строительстве клюнийцев.

В настоящее время все согласны что наиболее отчетливо композиционные и конструктивные принципы выражены у школ Бургундии, Нормандии, Оверни, Прованса и Аквитании и Пуату, причем у большинства из них есть свои вариации. В остальных районах типы выражены менее определенно. Наиболее последовательно особенности школ сказались в небольших церквах, хотя самая кристаллизация типа и развивалась в процессе постройки крупнейших объектов.

24.Наиболее ярким памятником зрелого периода французской готики является собор в Реймсе, «благороднейший из всех соборов Франции», как о нем сказано в одном из документов Карла VIII, традиционное (с 1179 г.) место коронации французских королей.

Амьенский собор, третий из замечательных памятников зрелого периода готики построен на месте сожженного в 1218 г. молнией старого здания.Помимо обычного типа плана, встречается ряд памятников XIII в. с трансептом, непосредственно примыкающим к апсиде. Таковы собор в Туле, церковь Сен Женгу там же, соборы в Шалон-сюр-Марн, в Дижоне и др. В этом продолжающем романские традиции типе зодчие и эпоху зрелой («лучистой») готики отказались даже от радиального расположения венца капелл.

Собор в Ле Мане в отношении системы интерьера построен по тому же принципу, что и собор в Бурже. Его хор относится к первой половине XIII в. (1217—1254 гг.). Повышение пяты продольных арок привело здесь к уничтожению не только галерей, но и трифориев. Значительно увеличены верхние окна, что придает пространству большую открытость. Трансепт и нефы собора достраивались в XIV и XV вв. Небольшая часть трансепта (узкий фасад с высоким фронтоном между мощными контрфорсами), западный фасад и главный неф сохранились от первоначальной романской постройки XI—XII вв.

25.Типы гражданских сооружений готического периода

Замки в эпоху готики отличались от феодальных замков романского стиля. Из-за растущей централизации, феодальные замки теряли свой смысл. Им на смену приходили большие королевские замки, укрепленные резиденции, которые позднее превращаются в парадные загородные замки. Зачастую, готические замки перестраивались из романских, а по сему имели общие черты. Жилые и хозяйственные помещения утрачивали свой крепостной характер, соединялись наружными лестницами и имели достаточно большие окна. Сооружались огромные залы, библиотеки; сам замок щедро декорировался. Обороной замка служат лишь высокие и прочные стены.

Позднее замковое строительство переходит в дворцовое. Имеется большой внутренний двор, Доминирует второй этаж, на котором находятся обширные залы. На воротах имеются башни, элементов декора становится еще больше.

Ратуши – места регулирования собраний городского совета. Они сооружались над аркадами рыночной площади. Бефуры – башни, служившие признаком независимости, по сути являлись первыми ратушами. Здесь располагались городской архив, печать, казначейство и тюрьма. Позднее, башня стала частью ратуши, которая своим видом олицетворяла богатство городской знати. Главным помещением ратуши являлся большой зал, который был отделан с большой роскошью и находился на втором этаже. Нижний этаж занимали торговые помещения. Характерной чертой ратуши являлся балкон, с которого населению объявлялись новые распоряжения и т. д.

Жилые дома развивались по разному, в зависимости от местности. Строились в основном из дерева и камня. Нижний этаж мостился камнем, а верхние древесиной ( достигали 4х этажей в высоту). В цокольном этаже располагались хлева, курятники… на верхних же этажах жили люди.

26.Шедевром зрелой готики и «академией искусств» для средневековых мастеров стал собор Нотр-Дам в Реймсе. Город в сердце Шампани издавна был местом коронования французских королей, а с 1179 г. этот обряд совершался там постоянно. Существовавшая в XII в. базилика погибла в пожаре 1210 г. Строительство нового собора началось незамедлительно, уже в 1211 г., и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе — это история нескольких поколений зодчих. На основании надписей «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, известны имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию». Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Движение начинают глубокие порталы со стрельчатыми арками и охватывающие их треугольники вимпергов. Во втором ярусе поток разделяется, затухает в центре и обретает стремительную динамику по бокам: круглой «розе» с пологой аркой над ней противостоят боковые окна, которые предваряют победный взлет башен, подчеркнутый коротким всплеском вимперга между ними. Но фасад Реймского собора пронизан не только вертикальным движением — он пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Порталы отделяются от стены и «наступают» на расположенное перед ними пространство площади, их воронкообразные ниши как бы вовлекают его в себя. Во втором ярусе пинакли с легкими колоннами пронизаны воздухом, стены отступают, проемы окон делают их бесплотными, башни подразделяются на множество членений и проемов. Взволнованную увертюру фасада сменяет строгое величие размеренных, но напряженных ритмов интерьера. Внутреннее пространство храма в Реймсе отличают ясная структура, благородство и стройность пропорций как целого, так и отдельных частей, естественность и пластичность их переходов, высокое совершенство обработки камня, тщательность отделки каждой детали, свобода и продуманность архитектурного рисунка.

27.Типы гражданских сооружений Франции периода готики.
К гражданским сооружениям относятся замки и дворцы, ратуши, жилые дома, здания хозяйственного и промышленного назначения, рынки, госпитали и др.

Строительство замков имело иной характер, чем в романский период. В условиях растущей централизации страны у феодальных замков не было будущего. Гораздо большее значение имели наряду с городскими укреплениями большие королевские замки, строительство которых началось в начале 13в.
Было построено немало дворцов духовной и светской знати (дворцы епископов в Париже, Лане, Реймсе и др.), обычно 2хэтажных, с большим залом во втором этаже. Но они часто перестраивались и потеряли свой первоначальный облик. Наиболее роскошный памятник дворцового строительства, относящийся к периоду поздней готики – Дворец правосудия в Руане.

Ратуши, как специальные здания, появились во Франции поздно, и арх-ра их сравнительно скромна. Строились над аркадами рыночной площади( в новых городах), иногда для них приобретался обычный городской дом.

Жилые дома строились из дерева, камня, также бывали фахверковыми. Строились в 2-3, иногда 4 этажа. В фахверковой конструкции каркас был образован соединением вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами, а заполнением служил кирпич или бутовый камень на глиняном растворе.

28.

29.

30.Отличительные особенности английских соборов готического периода от французских.
Термин «английская готика» условен, поскольку понятие «Англия» входит в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю. Переняв от Франции вслед за романским готический стиль, Англия переработала его на свой лад. В Англии готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. На характере английской готики сказались условия, определившие историческое развитие английского государства. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъём. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырьё, предназначенное для вывоза. Не бюргерство, а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почесму храмовое строительство осталось там по преимуществу монастырским, как и в романское время.

31.

32.Кёльнский собор (XIII-XIX вв).

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в Кёльне (Германия), который занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия.

Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось за два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 гг. По окончании строительства 157-метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием мира.

33.Собор Санта Мариа дель Фьоре.

Санта Мария дель Фиоре, кафедральный собор Флоренции, известный как Дуомо — самое знаменитое сооружение Флоренции, неизменный символ города, особенно популярный среди туристов. Внушительный готический комплекс состоит из самого собора, баптистерии и колокольни. Здание Санта Мария дель Фьоре было разработано архитектором Арнольфо ди Камбио в 1294, как крупнейшая Римско-католическая церковь в мире (позже проект был уменьшен), а первый камень был заложен 8 сентября 1296.

Наши рекомендации